Платежные системы Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать общее представление о платежной системе Российской Федерации и Европейского Союза.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
- изучить особенности национальной и частных платежных систем России;
- рассмотреть расчеты на валовой и чистой основах;
- рассмотреть пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития;
- ознакомиться с платежными системами Европейского Союза;
- изучить историю создания Европейского Союза и Европейской системы центральных банков;
- рассмотреть общеевропейские платежные системы;

Содержание работы

Введение 1
1. Характеристика платежных систем РФ 2
1.1 Особенности национальной и частных платежных систем России 2
1.2 Расчеты на валовой и чистой основах 7
1.3 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития 11
2. Платежные системы Европейского Союза 13
2.1 История создания Европейского Союза и Европейской системы центральных банков 13
2.2 Общеевропейские платежные системы 15
2.3 Правовые основы функционирования европейских платежных систем 18
2.4 Развитие европейских платежных систем 20
Заключение 23
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

платежные системы..docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

Программа S.T.E.P.S. продолжалась разработкой платежной системы STEP2 как панъ-европейской автоматизированной клиринговой системы для международных и внутригосударственных массовых платежей в евро. В начале 2003 года ЕБА передала STEP2 в эксплуатацию клиринговой организации ЕБА.

Указанные системы были разработаны, чтобы стать основными элементами для создания единого платежного пространства зоны евро (SEPA — Single Euro Payments Area).

В настоящее время клиринговая  организация ЕБА насчитывает 70 банков-акционеров. Она обеспечивает работу систем EURO1, STEP1 и STEP2, которые предлагают услуги по переводу крупных и мелких платежей, а также клиринговых расчетов банковскому сообществу в Европейском  Союзе. EBA CLEARING постоянно совершенствует свои технические и технологические  предложения по предоставлению платежных  услуг, чтобы удовлетворять потребности  банков в едином платежном пространстве.

2.3 Правовые основы функционирования европейских платежных систем

Комплекс правовых норм в  системе платежных и расчетных  взаимоотношений европейских стран  состоит из следующих категорий:

  • международные нормы;
  • положения частного права;
  • положения общественного права.

Международные нормы определяются директивами ЕС и другими нормативными документами, регулирующими трансграничные расчетные взаимоотношения, в которых  рассматриваются:

— вопросы координации  банковского права;

— услуги по ведению платежных  операций;

— защита интересов участников платежных систем;

— функциональные характеристики взаиморасчетов и сохранность расчетных  средств;

— создание правовой защищенности участников и клиентов платежных  систем;

— общевропейские нормы заграничных переводов;

— правовые нормы конечных взаимных расчетов в системах платежей;

— ускорение заграничных  переводов;

— улучшение прозрачности платежного оборота для клиентов;

— равенство при оплате заграничных транзакций с одинаковыми  транзакциями внутри страны;

— вопросы общих норм обращения евро;

— правила расчетов по ценным бумагам;

— международные соглашения, регламентирующие правила вексельного  и чекового обращения.

Положения частного права  представляют собой национальные нормы, определяющие общегражданские правовые отношения.

К ним могут относиться законодательные акты, например такие, как:

  • гражданский кодекс;
  • закон о переводах;
  • коммерческий кодекс;
  • закон о чековом обращении;
  • закон об обращении векселей;
  • закон об общих правилах хозяйственной деятельности.

Кроме вышеперечисленных  законодательных документов к нормам частного права также относятся  документы, регулирующие договоры и  соглашения между участниками расчетов и платежей, а также общие и  специальные правила ведения  хозяйственной деятельности.

Положения общественного  права, как правило, представлены:

— законами о центральном  банке страны или другом органе, осуществляющем регулирование и  надзор за банковской и финансовой деятельностью в стране;

— законами о кредитных  организациях, банковских операциях, финансовых услугах и сделках;

— законом о противодействии  отмыванию денег;

— различными положениями  о налогах и платежах.

Нормы и законы частного и общественного права могут  варьироваться в зависимости  от страны, которая входит в Европейский  Союз, поэтому разрабатываются специальные  международные европейские нормативные  акты. Эти документы устанавливают  задачи национальных законодательств в сфере осуществления платежей.

Договор о создании Европейского Союза определяет основные задачи Европейской  системы центральных банков, которые  состоят в том, чтобы способствовать беспрепятственному функционированию системы платежей. Устав Европейской  системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка  устанавливает, что ЕЦБ имеет  право выпускать постановления  с целью обеспечения эффективности  и надежности расчетной и платежной  систем в рамках сообщества и при  совершении операций с третьими странами.

Устав ЕСЦБ определяет одну из ее основных задач как обеспечение  бесперебойного функционирования платежного оборота. Совет управляющих ЕЦБ, в который входят управляющие  национальными центробанками и члены совета директоров ЕЦБ, разрабатывает единую политику в сфере платежного оборота, не делая при этом различий между системами расчетов на крупные суммы и системами розничных платежей.

В основе технологии функционирования общеевропейских платежных систем лежит документ «Ключевые принципы для системно значимых платежных  систем»2. Постановления, директивы и законы ЕС, регламентирующие работу платежных систем, направлены на формирование единой системы правовых отношений в зоне ЕС и выполнение принципов организации расчетов и платежей, изложенных в документах Банка международных расчетов.

Порядок работы платежных  систем на базе «электронных денег» регламентируется в специальных нормативных документах ЕС, которые раскрывают вопросы терминологии, требования к функционированию, контроль эмитента, защиты и технической надежности, правовые соглашения, а также другие функциональные характеристики электронных  платежных средств.

2.4 Развитие европейских платежных систем

В мае 2002 года Европейский  платежный совет (ЕПС) поставил целью  создание к 2010 году единой европейской  системы расчетов. В сентябре 2005 года ЕПС одобрил единые принципы расчетов с использованием платежных  карт и ввел стандарты кредитных  переводов и прямых списаний денежных средств. В декабре 2005 года ЕК приняла  директиву по оказанию платежных  услуг, которая устраняет правовые разногласия при осуществлении  расчетов.

Директива позволяет поставщикам  платежных услуг действовать  в масштабах еврозоны, а также  упорядочивает работу платежных  систем. Кроме того, открывается  доступ к платежным рынкам некредитным учреждениям. Директива не затрагивает существующий порядок расчетов с использованием электронных средств связи и платежные услуги почтовых отделений, а также операции по обмену валют, дорожные чеки и услуги инкассо. Поставщики платежных услуг могут предлагать альтернативные способы расчетов и будут конкурировать с кредитными учреждениями, осуществляя платежи любыми средствами, в том числе по мобильным телефонам и через Интернет. Ключевым элементом директивы является ограничение срока платежной операции в еврозоне одним днем.

Однако сама директива  не сможет сократить срок платежных  операций даже до трех дней без наличия  единого стандарта расчетов и  надлежащей платежной инфраструктуры. Эти задачи намечено реализовать  в 2006–2007 годах, чтобы к 2008 году иметь  общеевропейскую систему расчетов и создать единое европейское  платежное пространство (SEPA) к 2010 году.

В настоящее время в  основе европейских трансграничных платежей лежат корреспондентские  отношения между банками. Банки  договариваются о заключении дву- сторонних сделок. Они стремятся отправить платежи с наименьшими затратами и при этом получить как можно больше платежей, увеличивая тем самым комиссионные. Доходы банка включают, как правило, средства в расчетах, межбанковские комиссионные, доходы от конвертации валюты, сборы с клиентов, а иногда и компенсационные выплаты посредников.

Создание единого европейского платежного пространства призвано изменить ситуацию следующим образом. Платежи  в рамках SEPA станут внутренними с  соответствующим ценообразованием. Новое законодательство ограничивает возможности получать доходы от расчетных  операций и межбанковских комиссионных, поэтому банкам теперь придется уделять  основное внимание обработке платежей наиболее эффективным и надежным способом в целях снижения затрат.

До последнего времени  мировая банковская корреспондентская  сеть претерпевала лишь незначительные изменения. В рамках SEPA ситуация будет  выглядеть существенно иначе. Во-первых, SEPA может побудить мировое сообщество, включая государственные органы и сами банки, искать способы снижения стоимости международных переводов. Во-вторых, для многих европейских  банков большинство платежей станут внутренними. В-третьих, создание SEPA может  послужить импульсом к развитию инновационных моделей бизнеса.

С октября 2002 года среда системы  ТАРГЕТ переживает перелом в развитии в связи с тем, что Совет  ЕЦБ утвердил основные пункты обновленной  версии системы ТАРГЕТ. Решение Совета ЕЦБ предусматривает, что система  ТАРГЕТ2 (новая версия системы) будет состоять из нескольких отдельных и одной общей платформы (Single Shared Platform — SSP). Европейское банковское сообщество также однозначно высказалось в пользу введения общей платформы. Начало эксплуатации ТАРГЕТ2 пилотной группой намечено на 1 января 2007 года, переход остальных стран — участниц ЕС на новую версию системы будет осуществлен в течение 2007 года.

Основа развития ТАРГЕТ2 определяется задачей создания единого европейского платежного пространства, которое предполагает гармонизацию инфраструктуры, интерфейсов и функциональности, единообразие системы менеджмента, общую систему управления ликвидностью, а также единые цены. Кроме этого, на развитие системы оказывает влияние расширение ЕС, которое предполагает использование общей платформы платежных операций для стран — новых членов ЕС вместо децентрализованной структуры, включающей национальные платежные системы.

Модульное построение ТАРГЕТ2 предполагает наличие обязательных и дополнительных модулей. Обязательные модули предоставляют полный спектр услуг по производству расчетов и информационному обеспечению платежных операций. Дополнительные модули позволяют проводить операции со счетом в национальном центральном банке, осуществлять управление базой данных клиентов, использовать хранилище данных (warehouse), а также предоставляют возможность управления минимальными резервами.

Принципы функционирования ТАРГЕТ2:

— контакты с клиентами  децентрализованы (между кредитной  организацией и ее родным центральным  банком);

— бухгалтерский учет, управление резервами и операции, связанные  с денежной политикой, осуществляются на уровне национального центрального банка.

Развитие европейской  системы клиринговых расчетов связано  с реализацией проекта общеевропейской  клиринговой палаты (Pan-European Automated Clearing House — PE-ACH).

При рассмотрении различных  архитектурных моделей, которые  могут быть установлены для обработки  массовых платежей, учитывая нужды  банков, работающих в Европейском  Союзе и потенциально использующих местные автоматизированные расчетные  палаты в своих странах, для реализации системы клиринговых расчетов была выбрана модель PE-ACH. Согласно определению  ЕПС она была выбрана по следующим  шести критериям. [7]

1. Скорость и надежность  обработки платежей: централизованная  модель обеспечивает схожие внутри- и внешнегосударственные обработки платежей, избавляясь при этом от разделения в качестве (уровне) обслуживания и делая возможными неприбыльные, но эффективные операции. Такая модель также больше подходила бы к будущим модернизациям (переделкам) ее систем (убыстрение продаж, большая гибкость).

2. Эффективность ликвидности:  эффективная модель позволяет  финансовым институтам оптимизировать  их использование ликвидности. 

3. Уровни операционных  расходов: централизованная модель  позволяет достичь наименьших  расходов посредством наивыс-ших мер экономии.

4. Уровень инвестиций  и легкость реализации: ожидается,  что модель PE-ACH должна быть наиболее  дешевой, обладая наименьшей сложностью, и может быть реализована за  наименьший промежуток времени. 

5. Потенциальные возможности  к интеграции: модель PE-ACH способна  наилучшим образом облегчить  последовательную интеграцию местных  систем в единую структуру,  ориентированную на будущее, сохраняя при этом капиталовложения, уже осуществляемые местными автоматизированными расчетными палатами.

6. Степень открытости: правильный  подход к корпоративному управлению  гарантирует открытый законный  доступ ко всем финансовым  институтам Европейского Союза. 

ЕЦБ постоянно отслеживает  новые технологические разработки в области платежных систем, чтобы  строить Европейскую систему  расчетов и платежей в соответсвии с самыми передовыми научными и техническими достижениями. Для целей исследования в структуре ЕЦБ создано специальное подразделение — Центр наблюдений за электронными платежными системами (ePSO — e-PAYMENT SYSTEMS OBSERVATORY).

Целями функционирования ePSO являются:

— развитие информационных обменов в области электронных  платежных систем;

— отслеживание разработок в данной области;

— использование полученной информации как базы для денежно-кредитной  политики.

 

 

 

Информация о работе Платежные системы Европейского Союза