Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 10:27, реферат
Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками.
Особое место в составе внереализационных расходов занимают затраты налогоплательщика на формирование различного рода резервов (резервы по сомнительным долгам, на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и др).
Одновременно с этим налоговое законодательство установило широкий перечень расходов, которые не уменьшают полученные доходы в целях налогообложения. Они должны производиться за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль организаций. В частности, не учитываются штрафы, пени и другие санкции, перечисленные в бюджет или в государственные внебюджетные фонды. Не уменьшают налогооблагаемые доходы плательщика расходы на уплату взносов в уставный капитал, на приобретение или создание амортизируемого имущества, затраты на уплату налога на прибыль организаций, платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ и налоги, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг) и имущественных прав и другие расходы, установленные налоговым законодательством.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций представляет собой денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Определяемой в виде разницы между доходами и принимаемыми к вычету расходами.
Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток, то налоговая база признается равной нулю. Вместе с тем налогоплательщику предоставлено право уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму полученного им в предыдущем (или предыдущих) налоговом периоде убытка. Такой перенос может быть осуществлен в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен убыток. При этом налогоплательщику предоставлено право перенести на текущий налоговый период всю сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
Расчет налоговой базы производится в соответствии со статьей 315 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как отмечалось выше, основная ставка налога на прибыль организаций 20 процентов. Введение в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (с 2002 года) существенного ограничило права законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области регулирования ставки налога. В частности, органы субъектов имеют право понижать для отдельных категорий налогоплательщиков установленную ставку в размере 18 процентов только до уровня 14 процентов. До этого они могли снижать ставку налога в части сумм, зачисляемых в их бюджеты, до 0 процентов.
Особый порядок применения налоговых ставок установлен по доходам, полученным в виде дивидендов. Они облагаются по ставкам от 0 до 15 процентов. Доходы в виде процентов по государственным и ценным бумагам облагаются, в основном, по ставке 15 процентов.
Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций является календарный год, а отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В течение календарного года налогоплательщик исчисляет и уплачивает в бюджет авансовые платежи по итогам отчетного периода не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, то есть не позднее чем через 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. При этом ежемесячные авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком не позднее 28 числа каждого месяца данного отчетного периода. По истечении налогового периода подлежащий уплате налог должен быть уплачен налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, то есть до 28 марта следующего года.
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее значимых косвенных налогов. Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является самым молодым. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой. Впервые он был введен во Франции 1 января 1958 года. Наличие НДС в налоговой системе страны служит обязательным условием её вступления в Европейский Союз. В Российской Федерации НДС был введен 1 января 1992 года. Он заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж. Сегодня НДС в Российской Федерации является одним из основных косвенных налогов в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Налог на добавленную стоимость установлен главой 21 Налогового кодекса.
Плательщиками НДС являются организации – юридические лица, осуществляющие производственную и другую коммерческую деятельность, и на которые, в соответствии с налоговым законодательством, возложена обязанность уплачивать НДС.
Кроме того, плательщиками налога являются индивидуальные частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров (работ или услуг), облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и др.
При этом налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает условия освобождения юридических лиц от исполнения обязанностей плательщика НДС.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика при соблюдении следующего условия. За три предшествующих последовательных календарных месяца сумма из выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не должна превышать 2 млн. рублей. В этом случае организация перестает быть налогоплательщиком НДС в течение следующих 12 месяцев. Если в течение периода освобождения выручка налогоплательщика за три месяца превысит установленное ограничение в 2 млн. рублей, организация утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика начиная с первого числа месяца, в котором допущено такое превышение, и до окончания периода освобождения.
Указанный порядок освобождения не относится к плательщикам НДС, реализующим подакцизные товары, а также к плательщикам, ввозящим товары на таможенную территорию Российской Федерации.
Также освобождены от уплаты НДС организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения; применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с уплатой единого сельскохозяйственного налога.
Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части создаваемой добавленной стоимости – разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью затрат (без оплаты труда) на их производство и реализацию. Если разложить добавленную стоимость на элементы, то её можно изобразить как сумму выплаченной заработной платы и других форм оплаты труда и прибыли организации.
Объектом налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на территории Российской Федерации. Приравнены к реализации ввоз товаров на территорию Российской Федерации, безвозмездная передача товаров (работ, услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Налоговое законодательство определяет и те операции, которые не признаются в целях налогообложения реализацией товаров (работ, услуг). Перечень таких операций достаточно широк, приведем лишь некоторые из них: передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических и газовых сетей и других подобных объектов органам государственной власти и органам муниципальных образований; операции по реализации земельных участков или долей в них; операции, связанные с обращением монет из драгоценных металлов (за исключение коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств.
Налоговая база для исчисления и уплаты НДС определяется налогоплательщиком самостоятельно. При реализации товаров, облагаемых по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно по каждой из групп товаров (работ, услуг). Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия.
Момент определения налоговой базы - это дата, на которую налоговая база считается сформированной для того, чтобы исчислить и уплатить НДС. Моментом определения налоговой базы считается наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки или передачи товаров (работ, услуг) или имущественных прав; день полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав. При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе момент определения налоговой базы устанавливается как день отгрузки или передачи этого товара, выполнения работ или оказания услуг.
Обложение НДС производится по тем основным и двум расчетным налоговым ставкам, применяемым к налоговой базе.
Ставка в размере 0 процентов применяется, в основном, при реализации товаров, экспортируемых за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также при реализации работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров и в других случаях, установленных законодательством.
Налогообложение по ставке 10 процентов производится при реализации отдельных социально значимых продовольственных товаров (мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин, соль, сахар, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, рыба, продукты детского и диабетического питания, овощи и некоторые другие; реализация зерна, комбикормов, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, лекарств и других товаров, определенных законодательством.
Реализация всех остальных товаров (работ, услуг), не освобожденных от уплаты НДС, облагается налогом по ставке 18 процентов.
Кроме указанных выше базовых ставок налога, применяются расчетные ставки. Использование соответствующих ставок налогообложения зависит от применения тех или иных цен реализации в действующей системе ценообразования. В экономике Российской Федерации действуют свободные (рыночные) и государственные (регулируемые) цены и тарифы. Если продукция, товары или услуги реализуются по свободным рыночным ценам, то в них не включается НДС. Сумма НДС в этом случае определяется от суммы оборота исходя из соответствующей базовой ставки в 0,10 или 18 процентов.
В государственные (регулируемые) цены и тарифы, как правило, уже включен НДС. В случае реализации товаров, в цены которых включен НДС, применяются расчетные ставки в размере соответственно 9,09 м 15,25 процентов. Налогообложение по указанным расчетным ставкам применяется и в других случаях, установленных законодательством.
Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. При этом учитываются установленные льготы, а также предоставленные отсрочки и рассрочки по налогу.
Сумма налога предъявляется налогоплательщиком покупателю при реализации товаров (работ или услуг) дополнительно к цене или к тарифу и выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах (кроме реализации населению по розничным ценам).
Организация, реализуя свою продукцию и выделяя в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива, энергии, которые ему необходимы для производства своей продукции. Естественно, что в получаемых им от поставщика документах, также выделяется НДС сверх цены на эти сырье и материалы и т.д. Оплачивая свои покупки, налогоплательщик сверх цены уплачивает продавцу и сумму НДС. Налоговое законодательство предусматривает, что сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении им для производственных целей сырья, материалов, топлива, других товаров (работ или услуг), не должны включаться им в расходы на производство и реализацию своей продукции. Эти суммы налогоплательщик должен учитывать отдельно. В налоговом законодательстве Российской Федерации они называются налоговыми вычетами, которые организация имеет право исключить из общей суммы налога, определенной исходя из налоговой базы и налоговых ставок. После осуществления вычетов остается сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет. Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составляет разницу между суммами налога по реализованным им товарам (работам, услугам) и суммами налога, предъявленными ему продавцами сырья, материалов, топлива и т.д.
Налоговым периодом при уплате НДС является квартал. Уплата налога производится исходя из фактической реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за истекший налоговый период равными долями не позднее 20 числа каждого из трех следующих за истекшим налоговым периодом, месяцев. Не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.
федеральный специальный налоговый юридический
Акцизы – один из видов косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы формируют цену товара, и фактически, его уплата переносится перекладывается на покупателя. Введенный в Российской Федерации с 1992 года, этот налог заменил, вместе с НДС, налог с оборота.
Поступления данного налога в настоящее время составляют порядка 3,5 процентов общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Акцизный налог действует только в отношении отдельных, строго оговоренных подакцизных товаров, произведенных и реализуемых на территории Российской Федерации и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, например алкогольной и табачной продукции. Для снижения возможностей укрывательства недобросовестных налогоплательщиков от налогообложения, к подакцизной продукции отнесены отдельные виды продукции, содержащей спирт. Подакцизными товарами являются также мотоциклы, с мощностью двигателя свыше 150 л.с., автомобили легковые, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин. Юридические лица становятся налогоплательщиками в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами.
Объектом налогообложения акцизами законодательство признает в первую очередь реализацию на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров. Кроме того, налогооблагаются: передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому на возмездной или безвозмездной основе, передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе, ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации.