Подходы к построению структуры финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Финансовые отношения как часть производственных отношений общества составляют его экономический базис. Они развивались по мере развития общества, пройдя длительную эволюцию. Современное разнообразие видов и форм их проявления и использования обусловлено усложнением хозяйственных связей, усилением роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Будучи тесно связанными с другими видами денежных отношений (кредитными, ценовыми), финансовые отношения совершенствовались вместе с ними.

Содержание работы

Введение.
1.Сущность и функции финансов.
2.Финансовая система РФ.
3.Управление финансами.
4.Проблемы и перспективы развития финансовой системы России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Структура современной кредитной  системы России выглядит следующим  образом:

· Центральный банк;

· Банковская система: коммерческие банки, сберегательные банки, ипотечные  банки;

· Специализированные кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово-строительные компании и прочие.

В Российской Федерации все  кредитные организации подразделяются на 2 вида: собственно банки и кредитные  учреждения.

Под коммерческим банком понимается коммерческая организация, которая  на основании лицензии Центрального банка России привлекает на условиях возвратности денежные средства и другие ценности юридических и физических лиц и размещают их от своего имени  на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять расчетные и другие банковские операции.

Кредитные учреждения - это юридические лица, не являющиеся банками, с установленным размером уставного фонда, которым по лицензии ЦБ РФ предоставляется право осуществлять отдельные банковские операции, за исключением денежных операций с физическими лицами. В названии кредитных учреждений не может использоваться термин "банк" и производные от этого термина.

Центральный банк России является главным банком государства. Он независим  от распорядительных и исполнительных органов власти. Центральный банк - это экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Основными задачами Центрального банка являются: регулирование денежного  обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной  политики, организация расчетов и  кассового обслуживания, защита интересов  вкладчиков, банков, надзор за деятельностью  коммерческих банков и других кредитных  учреждений, осуществление операции по внешнеэкономической деятельности.

Фонды имущественного и личного  страхования предназначены для  возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному  лицу или его семье материального  обеспечения при наступлении  страхового случая.

Рыночная экономика - это среда риска. Поэтому главная функция страхования - это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, которые принимают на себя коммерческие организации специальной компетенции - страховые компании. Страхование делится на добровольное и обязательное.

Важнейшая функция  страхования - возмещение ущерба юридическим лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение граждан. Поэтому страховые организации вынуждены осуществлять и сопряженную функцию страхования - предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба.

Страховые фонды являются крупным резервом инвестиционных затрат. Действительно, страховой денежный фонд страховщиков - это временно свободные деньги, которые можно инвестировать по разным направлениям. К основным видам страхования относятся социальное, имущественное и личное страхование.

Составным и наиболее динамично  развивающимся звеном финансовой системы  выступает фондовый рынок, на котором  происходит обращение капиталов.

Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли  с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию  временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются  на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств, в банки. Однако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходности и степенью риска.

В РФ фондовый рынок получил  развитие с начала 1990х годов, когда  стала складываться разветвленная  инфраструктура финансового сектора: банковская система, инвестиционные и  пенсионные фонды, биржи и страховые  компании. Первоначально на развитие финансового сектора определяющее влияние оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию  соответствующей законодательной  базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного сознания.

Ныне сложилась достаточно сложная структура фондового  рынка, в состав которого входят следующие  относительно самостоятельные сегменты: рынок межбанковских кредитов, рынок  ценных бумаг, рынок валюты.

До сих пор речь шла  о звеньях финансовой системы, объединенных в блок централизованных финансов. Второй блок финансовой системы составляют децентрализованные финансы, и, прежде всего, финансы коммерческих предприятий и организаций.

Финансы предприятий представлены совокупностью экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении  и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений. Это относительно самостоятельное звено финансов, оно обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

Именно первичные доходы частных и государственных предприятий  наряду с доходами физических лиц, создают  основу системы государственных  финансов.

Финансы домашних хозяйств - это экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Финансы как экономическая  категория зависят от взаимоотношений  между звеньями финансовой системы. Хотя происходит разграничение самостоятельных  звеньев в соответствии с применяемыми особыми способами и формами  образования и использования  денежных фондов в каждом из них, финансовая система едина, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Основой единства финансовой системы выступают финансы предприятий - именно они непосредственно участвуют  в процессе материального производства и являются источником создания централизованных государственных фондов денежных средств - национального дохода, создаваемого в сфере материального производства, в конечном итоге на предприятиях.

Общегосударственные финансы  связаны с финансами предприятий, поскольку они имеют единый источник формирования - создаваемый в сфере  материального производства национальный доход. Связь между названными звеньями финансовой системы устанавливается  и при распределении мобилизованных ресурсов. Затем эти ресурсы государство  частично направляет на развитие материального  производства, но по приоритетным с  точки зрения государства направлениям. Расширенное воспроизводство на предприятиях имеет материальной основой  не только собственные средства, но и бюджетные ассигнования. То есть, общегосударственным финансам, которыми государство имеет возможность маневрировать, принадлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, а также между регионами страны, между производственной и не производственной сферами, между отдельными группами и слоями населения. В этой взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единство финансов, а также единство финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Управление финансами.

 

Система управления финансами - это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

Государственное управление финансами - одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Генеральная цель управления финансами - достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь, конкретные цели - сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Система управления финансами, являясь сложным образованием, состоит  из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового  обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации  финансовых ресурсов.

В управлении государственными финансами принимают участие  высшие органы власти страны, и организовано оно следующим образом.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры бюджета в  ежегодном бюджетном послании, подписывает  Федеральный закон о федеральном  бюджете на предстоящий год и  т.д.

Федеральное Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает  законы, регламентирующие финансовую деятельность государства.

Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной  и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных  органов исполнительной власти.

В границах обозначенной компетенции  Минфин РФ:

1. осуществляет методическое  руководство в сфере финансового  планирования и финансирования  отраслей хозяйства;

2. организует разработку  федерального бюджетного плана;

3. принимает участие (совместно  с Минэкономики РФ) в разработке  баланса финансовых ресурсов  страны;

4. обеспечивает исполнение  федерального бюджета, проведение  мероприятий, направленных на  расходование бюджетных средств  по целевому назначению.

Для выполнения этих своих  функций Минфин РФ вправе:

· получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления  и исполнения бюджетного плана;

· в случае нарушений финансовой дисциплины ограничивать и приостанавливать финансирование;

· проводить ревизии и  проверки финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций.

Федеральная налоговая служба и Министерство внутренних дел осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом управляет государственным имуществом с целью получения доходов  неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем  самым увеличению поступлений в  бюджетный фонд.

Центральный банк РФ - важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций.

Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию.

В субъектах РФ, их административно-территориальных  и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие  финансовые учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы и  перспективы развития финансовой  системы России.

 

Программа антикризисных  мер Правительства Российской Федерации  на 2009 год (19 июня 2009 г.) является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений  в экономике страны и пути их решения. С сентября 2008 года, когда мировой  экономический кризис начал оказывать  серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных  мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева  в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и  отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. Реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили  не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет  сосредоточиться как на решении  текущих антикризисных задач, так  и на создании основ для устойчивого  социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Программа обеспечивает оптимальное  сочетание антикризисных мер  и долгосрочных проектов, ориентированных  на строительство новой, более эффективной  экономики. К приоритетам программы  следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед  гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Информация о работе Подходы к построению структуры финансовой системы России