Подходы к построению структуры финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Финансовые отношения как часть производственных отношений общества составляют его экономический базис. Они развивались по мере развития общества, пройдя длительную эволюцию. Современное разнообразие видов и форм их проявления и использования обусловлено усложнением хозяйственных связей, усилением роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Будучи тесно связанными с другими видами денежных отношений (кредитными, ценовыми), финансовые отношения совершенствовались вместе с ними.

Содержание работы

Введение.
1.Сущность и функции финансов.
2.Финансовая система РФ.
3.Управление финансами.
4.Проблемы и перспективы развития финансовой системы России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 38.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подходы к построению структуры финансовой системы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение.

1.Сущность и функции  финансов.

2.Финансовая система РФ.

3.Управление финансами.

4.Проблемы и перспективы  развития финансовой системы  России.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Финансовые отношения  как часть производственных отношений  общества составляют его экономический  базис. Они развивались по мере развития общества, пройдя длительную эволюцию. Современное разнообразие видов  и форм их проявления и использования  обусловлено усложнением хозяйственных  связей, усилением роли государства  в регулировании экономических и социальных процессов. Будучи тесно связанными с другими видами денежных отношений (кредитными, ценовыми), финансовые отношения совершенствовались вместе с ними.

Современные задачи развития финансовых отношений в Российской Федерации вытекают из необходимости  упрочения рыночных основ хозяйствования, укрепления демократических начал  в управлении, дальнейшего усиления роли государства в управлении социальными  и экономическими процессами, расширения экономической и финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований. Многообразию финансовых отношений содействует государство, которое разрабатывает различные формы их использования. Формы финансовых отношений устанавливаются государством в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа.

Финансовые отношения  в своей совокупности представляют финансовую систему государства. Важнейшая  функция любого государства - управление финансами.

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и  функции финансов.

 

Финансы представляют собой  отношения по созданию и перераспределению  общественных благ и богатств. В  этом смысле они тесным образом связаны  с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные  функции, основной из которых можно  назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем  ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой  отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств.

Финансы - это отношения по:

· Созданию и использованию  централизованных фондов государства;

· Распределению и перераспределению  ресурсов (общественных благ) путем  использования государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов;

· Созданию и перераспределению  фондов предприятий.

Финансы также тесно связаны  с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная и кредитная системы, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение общественного богатства.

Главной характеристикой  финансовых отношений являются их функции: распределительная, контрольная, регулирующая.

Распределительная функция. В процессе производства и торговли возникают различные доходы. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем изъятия части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д.

Контрольная функция. Контроль за правильностью аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально.

Регулирующая функция. Предоставление дотаций государственным бюджетом.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов.

С помощью финансов государство  осуществляет распределение общественного  продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи  с этим становится возможным и  необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения  и использования общественного  продукта и национального дохода. Контроль рублем ведется за производственными  и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

Объектом контрольной  функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

· общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);

· внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);

· общественный финансовый контроль;

· независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его задачей является своевременный  контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов);

в) последующий (организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Финансовая система  РФ

 

Система финансов в целом - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении внутреннего валового продукта (ВВП), формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения.

Звенья финансовой системы  можно сгруппировать в два  крупных блока, каждый из которых  также имеет внутреннюю структуру:

1) централизованные  финансы -

· Бюджетная система;

· Внебюджетные фонды;

· Эмиссионно-кредитная система;

· Фонды имущественного и  личного страхования;

· Фондовый рынок;

2) децентрализованные  финансы -

· финансы коммерческих предприятий  и организаций;

· финансовых посредников (кредитных  организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

· некоммерческих организаций;

· финансы домашних хозяйств.

Каждое звено финансовой системы характеризуется особыми  методами формирования и использования  фондов денежных средств. Каждое звено  играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Так, централизованные финансы  используются в качестве инструмента  регулирования национальной экономики  в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в  бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения  и домашних хозяйств.

Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная  система РФ состоит из трех самостоятельных  звеньев:

· Федерального бюджета РФ;

· Бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республиканских бюджетов республик в составе РФ, краевых, oбластных бюджетов, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов федерального значения - Москвы и СанктПетербурга);

· бюджетов муниципальных  образований (местных бюджетов).

Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство.

Государственный бюджет - главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Размер и структура  государственного бюджета характеризуют  уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета  пополняется за счет неналоговых  источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и  т.д.

Внебюджетные  фонды - это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, невключенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств, для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляются в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости  и устанавливаются в процентах  к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют  определенную самостоятельность.

В настоящее время в  РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируются  огромные средства - свыше 60% доходов  государственного бюджета.

Основными по размерам и  значению являются социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

Информация о работе Подходы к построению структуры финансовой системы России