Политика Банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение задач, функции Центрального банка РФ, и его роли в рыночной экономике России.
Задачи:
рассмотреть роль Центрального Банка в экономике РФ
изучить функции Центрального Банка РФ
рассмотреть денежно-кредитную политику

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…......2
Глава 1. Роль и функции ЦБ РФ………………………………………...……4
1.1 Роль Банка России…………………………………………………………4
1.2 Функции и операции ЦБ РФ…………………………………………..….9
Глава 2. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ……………………………..21
2.1 Денежно-кредитная политика как фактор роста российской экономики…………………………………………………………………….21
2.2 Цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России……...…..23
2.3 О политике рефинансирования…………………………………………26
Глава 3. Политика Банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности……………………………………………………………....….28
3.1 Оценка запланированных Банком России мероприятий…………..…..28
3.2 Валютная политика Банка России……………………………………....31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список литературы……………………………………………………..……36

Файлы: 1 файл

финансы КР.docx

— 189.89 Кб (Скачать файл)

повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики - процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля.23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.

Начавшийся осенью 2008 года мощный отток частного капитала, сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования.

В условиях мощного оттока вкладов населения, отсутствия возможности у российских банков получить кредиты за рубежом, свертывания рынка межбанковского кредитования ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.

С целью пополнения банковской ликвидности неоднократно принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В течение 2009 г.10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%.

Был создан временный механизм поддержания межбанковского рынка в условиях кризиса, который предусматривал компенсацию Банком России до 90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия.

Для быстрого и масштабного пополнения рублевой ликвидности банковской системы был разработан механизм предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения ("безналоговых" кредитов).

Одним из способов увеличения капитала банков стало предоставление им за счет государственных средств субординированных кредитов. Кроме того, был разработан механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа.

Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.

Банк России предоставлял кредиты на льготных условиях крупным финансово устойчивым банкам в случае их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию. В результате предпринятых мер кризис ликвидности банковского сектора был погашен, массовое банкротство банков предотвращено. Ситуация относительно стабилизировалась.

В течение 2010 г. по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные антикризисные механизмы. К концу 2010 г. было полностью прекращено предоставление Банком России кредитов без обеспечения.

В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России четыре раза принимал решения о снижении своих процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.

С середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.

В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.

 

Глава 2. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

2.1 Денежно-кредитная  политика как фактор роста  российской экономики

В условиях нестабильности экономики особое значение приобретают выработка и эффективная реализация мер по созданию национального рынка капитала в России. По мнению авторов, важнейшим шагом для этого должно стать совершенствование денежно-кредитной политики Банка России.

Глубина падения экономики России во время экономического кризиса 2008-2009 гг. и продолжающаяся ее стагнация заставляют искать пути совершенствования национальной экономической политики, в том числе денежно-кредитной политики.

Российская практика показывает, что слабое управление стоимостью рублевых денежных ресурсов негативно сказывается на состоянии внутреннего рынка капитала. Одним из важнейших показателей емкости национальных финансовых систем является коэффициент монетизации экономики: отношение денежного агрегата М2 к ВВП. В развитых государствах значения данного индикатора составляют от 75% до 120%, в Китае - свыше 200, а в России - немногим более 40%. Можно уверенно констатировать, что отечественной экономике не хватает денег для развития, а это значит, что российский рынок капитала в значительной мере функционирует по нерыночным принципам.

Нехватка денег в стране, а также направление большей части финансовых потоков вне сферы кредитования обусловливают крайне малую емкость российской банковской системы, которая, в свою очередь, не способна удовлетворить потребности экономики в достаточном объеме качественных финансовых ресурсов. Ассоциация российских банков в последние годы постоянно заявляла об этом на своих съездах, конференциях и иных мероприятиях.

Особую тревогу вызывает крайне низкий уровень кредитования наиболее важных направлений экономической деятельности в стране.

В итоге, не имея возможности удовлетворить потребность в достаточном объеме доступных и долгосрочных рублевых ресурсов По экспертным оценкам, на протяжении 2004-2007 гг. ежегодный разрыв между спросом экономики на рубли и их предложением со стороны банковской системы составлял 3 млрд руб., многие российские компании активно заимствовали на мировом рынке капитала. Но кризис показал, насколько опасными могут быть такие процессы в условиях слаборазвитой отечественной банковской системы.

И российский, и международный опыт показывает, что без устойчивого развития кредитного портфеля экономический рост невозможен. Поэтому сейчас актуальной проблемой является восстановление приемлемых темпов роста кредитования.

России также крайне важно ослабить зависимость экономического и социального развития от импорта. Кредитный механизм должен способствовать ускорению темпов экономического развития прежде всего в этих отраслях.

 

2.2 Цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России

Важнейшей целью денежно-кредитной политики России на современном этапе должно быть стимулирование экономического роста (в первую очередь импортозамещающего и инновационноемкого), а также повышение уровня жизни граждан. Исходя из поставленной цели, задачами денежно-кредитной политики, реализуемой Банком России на протяжении следующих 3-5 лет, должны быть:

· Активное насыщение рублевыми ресурсами отечественного рынка капитала;

· Замещение рублевыми средствами иностранного долгового капитала;

· Увеличение скорости финансовых инструментов;

· Сокращение маржи риска при операциях фондирования;

· Повышение доступности долговых финансовых ресурсов для конечных заемщиков;

· Расширение емкости российского финансового рынка и номенклатуры применяемых инструментов;

· Формирование стабильных финансовых институтов и развитой финансовой системы.

К сожалению, в документе "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов", подготовленном Банком России и обозначающем принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, эта задача четко не обозначена. Своей задачей Банк России видит в первую очередь "…удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении". Однако следует заметить, что Министерство финансов и Центральный банк РФ в проекте Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. ставят задачу обеспечения экономического развития более обоснованно.

Это крайне важно, так как практика показывает, что в условиях невозможности ЦБ РФ влиять на торговую и тарифную политику участников рынка (а именно они, когда экономика остается недомонетизированной, и являются причинами высокой инфляции) инфляционное таргетирование, скорее всего, будет выполняться неэффективно. Таким образом, оптимальной целью денежно-кредитной политики России должно являться стимулирование экономического роста страны.

Для создания полноценной финансовой системы в России требуется путем реализации долгосрочных мер начать активную домонетизацию национальной экономики. При этом параметры денежной эмиссии должны быть объявлены публично.

О направлениях этой работы заявлялось неоднократно. Так, эмитированные финансовые обязательства Банка России должны быть направлены на покупку государственных ценных бумаг, что также требует расширения программы внутренних заимствований Министерства финансов РФ. Масштабные займы с внутреннего рынка, в свою очередь, образуют ресурсную базу для реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, а также для повышения капитализации банковской системы. Кроме того, потребуется инвестирование части международных резервов страны в отечественную экономику.

Однако конкретные меры по реализации данных программ не выработаны. Учитывая, что параметры денежно-кредитной политики, как и в прошлые годы, до сих пор полностью привязаны к динамике валютных поступлений, воздействие монетарных инструментов на экономику России остается крайне ограниченным. Целесообразно планировать параметры денежной эмиссии исходя из конъюнктуры в первую очередь внутренних рынков товаров, услуг, труда и капитала. Это потребует качественно лучшего уровня прогнозирования экономических процессов, что совершенно необходимо на данном этапе развития экономики России.

Более того, уязвимым местом денежно-кредитной политики России является отсутствие публикуемого прогноза поведения механизмов мультипликации денежной базы. Очевидно, что влияние денежного предложения на экономику во многом зависит от поведения кредитно-депозитных организаций. Было бы эффективно, если бы Банк России сообщал прогнозы поведения денежной массы и скорости обращения денег, а также публично представлял свое видение развития ситуации в банковской системе.

 

2.3 О политике рефинансирования

В сложившейся после кризиса ситуации, когда банки вынуждены сдерживать кредитование, на наш взгляд, им требуется предоставить гарантии рефинансирования со стороны ЦБ РФ под определенные, важные для развития регионов и страны в целом проекты (по нашим расчетам, около 1,5 трлн руб.). Банк России путем реализации политики рефинансирования мог бы активно формировать ожидания кредитных организаций, и рефинансирование с его стороны должно давать банкам стимул к расширению кредитных операций.

Опыт показывает, что непубличная и ужатая в объемах политика рефинансирования препятствует обретению банками чувства стабильности, заставляя их воздерживаться от развития кредитования. Многие банки, особенно малые и средние, в настоящее время фактически лишены возможности рефинансироваться. Подобную ситуацию необходимо изменить.

В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о заключении между ЦБ РФ и каждым конкретным банком (вне зависимости от масштаба его деятельности и местонахождения) договора об открытии кредитных линий определенного размера. В этом случае будет возможен оперативный доступ кредитных организаций к ресурсам кредитора последней инстанции. В результате появится возможность и банкам, и регулятору вывести отношения между собой на качественно новый уровень.

Информация о работе Политика Банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности