Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение задач, функции Центрального банка РФ, и его роли в рыночной экономике России.
Задачи:
рассмотреть роль Центрального Банка в экономике РФ
изучить функции Центрального Банка РФ
рассмотреть денежно-кредитную политику
Введение………………………………………………………………...…......2
Глава 1. Роль и функции ЦБ РФ………………………………………...……4
1.1 Роль Банка России…………………………………………………………4
1.2 Функции и операции ЦБ РФ…………………………………………..….9
Глава 2. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ……………………………..21
2.1 Денежно-кредитная политика как фактор роста российской экономики…………………………………………………………………….21
2.2 Цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России……...…..23
2.3 О политике рефинансирования…………………………………………26
Глава 3. Политика Банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности……………………………………………………………....….28
3.1 Оценка запланированных Банком России мероприятий…………..…..28
3.2 Валютная политика Банка России……………………………………....31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список литературы……………………………………………………..……36
Остается нерешенным вопрос о срочности предоставления кредитов Банком России. Она должна повыситься по крайней мере до одного года по наиболее распространенным инструментам, что особенно важно, учитывая отсутствие в России долгосрочных финансовых ресурсов и хроническую слабость межбанковского рынка. Не теряет актуальности также вопрос о сокращении сроков рассмотрения заявок от банков на предоставление им ресурсов Банка России.
При этом заслуживают одобрения планы Банка России по расширению доступа кредитных организаций к операциям рефинансирования и формирование портфелей однородных ссуд в качестве залога, в том числе внедрение единого пула обеспечения. Реальной перспективой является создание стандарта качества кредитов, которые могут быть использованы в качестве залога при операциях рефинансирования.
В период острой фазы кризиса Банк России эффективно выполнял роль кредитора последней инстанции, предоставив отечественным банкам ликвидности почти на 4 трлн руб. Его доля в пассивах национальной банковской системы достигла пикового значения в феврале 2009 г., составив 12,3%. Вопреки прогнозам это не спровоцировало массовой инфляции. Единственным негативным последствием стала массовая скупка валюты банками, причем не столько в своих интересах, сколько по поручениям клиентов. Однако за счет накопленных Банком России международных резервов удалось удержать под контролем курс рубля по отношению к бивалютной корзине валют.
В настоящее время банки накопили достаточное (и даже избыточное) количество ликвидных активов (в том числе и по причине их неуверенности в перспективах получения доступа к ресурсам ЦБ РФ). Кроме того, эксперты свидетельствуют, что большинство избыточной ликвидности сосредоточено в госбанках. Однако в случае новых витков кризиса ЦБ будет вынужден предоставить банкам дополнительную ликвидность, и для смягчения негативного влияния экстренных вливаний на параметры денежно-кредитной политики следует заранее предусматривать повышенные значения чистого кредита банкам.
Глава 3. Политика Банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности
3.1 Оценка запланированных Банком России мероприятий
В предстоящий среднесрочный период Банк России предполагает осуществить ряд мероприятий, которые в Проекте сведены в три самостоятельных раздела.
В разделе V.1 изложены основные мероприятия по совершенствованию банковской системы и банковского надзора; в разделе V.2 - мероприятия по совершенствованию финансовых рынков и в разделе V.3 - мероприятия по совершенствованию платежной системы РФ, направленные на укрепление национальной финансовой системы и поддержание макроэкономической стабильности.
Из перечисленных в Проекте направлений ДКП к мероприятиям, которые действительно могут повлиять (хотя их реалистичность вызывает сомнения) на трансформацию национальной банковской системы и банковского надзора, можно отнести лишь:
a) Формирование более
крупных банковских структур
за счет стимулирования
b) Переход от экстенсивной
к интенсивной модели развития
российских банков (вопрос: возможна
ли технологическая
c) Развитие процессов
диверсификации банковского
d) Создание риск-
Но даже если абстрагироваться от реалистичности указанных направлений ДКП, их явно недостаточно. За рамками остались ключевые вопросы, затрагивающие реформы всей структуры национальной банковской системы, развития регионального сектора, способного оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, функционирующим на региональном и местном уровнях российской экономики.
Мероприятия по совершенствованию финансовых рынков Банком России сгруппированы в шесть самостоятельных направлений. Большинство из них носит рекомендательный характер и связано, как правило, с его участием в тех или иных мероприятиях. Например, участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей депозитарную деятельность и круг обязанностей по организации биржевой торговли. Это прописано и в прошлогоднем Документе. Возникает резонный вопрос: что было сделано по данному направлению в 2011 г.?
При всей важности перечисленных мероприятий неизбежно встает еще ряд вопросов: что конкретно намерен делать Банк России? Как можно оценить эффективность его участия в перечисленных направлениях по совершенствованию отечественных финансовых рынков?
Мероприятия по совершенствованию платежной системы РФ в 2012-2014 гг., "направленные на укрепление финансовой системы и поддержание макроэкономической стабильности", также невозможно оценить.
В Проекте все мероприятия сгруппированы по трем направлениям:
a) Осуществление мероприятий
по реализации Федерального
b) Разработка Стратегии
развития национальной
c) Расширение регламента функционирования системы БЭСП.
Из текста следует лишь, что "основные мероприятия по дальнейшему развитию платежной системы Банка России будут осуществляться в рамках разработки Стратегии развития национальной платежной системы, создания национального стандарта осуществления безналичных расчетов и совершенствования системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России.
Таким образом, все предлагаемые меры носят неконкретный характер. Закономерен следующий вопрос: зачем надо создавать "национальный стандарт осуществления безналичных расчетов", если уже сейчас многие банки следуют международным стандартам?
3.2 Валютная политика Банка России
Из Проекта можно сделать вывод: во многом валютная политика в России в предстоящий среднесрочный период будет опираться на прежние установки.
В разделе IV.2 отмечается, что курсовая политика Банка России в 2012-2014 гг. будет направлена на решение трех основных задач:
a) "удержание в приемлемых
границах волатильности
b) "сокращение прямого
вмешательства в процесс
c) "подготовка субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса".
Реализация перечисленных задач, являющихся внутренне противоречивыми, будет усиливать неопределенность в отношении возможных направлений динамики обменного курса рубля.
А это, в свою очередь, будет укреплять дискреционный характер ДКП и вселять неуверенность хозяйствующих субъектов в национальной валюте.
В качестве наиболее серьезных можно выделить три важные проблемы.
1. Банк России уже несколько
лет объявляет о намерениях
перейти (подготовить условия для
перехода) к режиму плавающего
обменного курса Аналогичная
задача была зафиксирована в
«Основных направлениях единой
государственной денежно-
Центральный банк продолжает использовать валютный канал как основной канал предложения денег.
В условиях создания в Москве международного финансового центра, контроля ад инфляцией и перевода российской экономики на инновационный путь развития он заинтересован в укреплении обменного курса рубля.
Но для ограничения притока в страну спекулятивного капитала, стимулирования развития экспортных отраслей, снижения затрат на обслуживание внешнего долга крупнейших российский компаний (а также Правительства РФ и субъектов Федерации), поддержания положительного сальдо внешнеторгового баланса Банк России вынужден периодически понижать обменный курс рубля, и в этом плане он заинтересован в таргетировании обменного курса.
Таким образом, в силу двойственности задач, стоящих перед Банком России, он, по сути, скрывает, что на практике будет вынужден продолжить политику режима "мягкой привязки" (soft pegs) обменного курса рубля.
2. В сфере валютных интервенций:
a) Банк России берет на себя обязательство снизить лишь прямое вмешательство, но ничто не мешает ему проводить на валютном рынке скрытые интервенции, используя для этих целей, например, Сбербанк РФ или ВТБ;
b) Продолжая использовать механизм плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины, Банк России признает, что намерен и в будущем проводить валютные интервенции (операции покупки/продажи иностранной валюты) 15 сентября 2011 г. Банк России установил новые границы оперативного коридора с 32,15-37,15 руб. При этом он понизил с 650 до 600 млн долл. сумму регулирующих интервенций, дающих право Центральному Банку девальвировать или укрепить национальную валюту на 5 коп., если рубль достигнет в ходе торгов на бирже той или иной границы нового операционного коридора., тем самым фактически подтверждая приверженность таргетированию валютного курса;
c) С одной стороны, Центральный
банк предполагает проводить
валютные интервенции "в заранее
установленных объемах и
3. Банк России полагает,
что в предстоящий период
· Фундаментальными изменениями состояния мировой экономики;
· Основными факторами формирования платежного баланса;
· Показателями бюджетной системы;
· Конъюнктурой российского денежного рынка.
Одновременно подчеркивается, что в среднесрочной перспективе направление динамики обменного курса рубля трудно прогнозировать в силу:
a) Неопределенностей развития
ситуации на мировых
b) Вероятного сокращения
положительного сальдо
c) Неясностей динамики
потоков трансграничных
Эти тенденции, по сути, означают, что, с одной стороны, Банк России видит основания для укрепления рубля, а с другой - не исключает возможностей для его девальвации.
Поэтому, на взгляд автора, валютная политика Банка России в 2012-2014 гг. не претерпит серьезных изменений, она по-прежнему будет носить непоследовательный и противоречивый характер.
Заключение
Банковская система и отдельные ее элементы являются частью экономической системы, в связи с чем его целевая ориентация всегда несколько шире, чем это представлено в Федеральном законе. В главном направлении она во многом совпадает с целями экономики страны, ее устойчивого развития и не ограничивается обеспечением безинфляционного развития. Защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, укрепление банковской системы страны, построение эффективной платежной системы являются задачами главного банка страны, направленными на усиление его роли в экономике и реализацию ее целевой ориентации.
Не случайно в банковском законодательстве некоторых западных стран наряду с главной задачей укрепления национальной денежной единицы обозначена и другая специальная социально-экономическая задача - снижение уровня безработицы посредством стимулирования роста производства. В связи с этим деятельность эмиссионного банка не ограничивается сферой обмена и направлена на товарное наполнение рынка, рост производства.
Реализация в проекте "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов" мер денежно-кредитной политики в значительной мере будет определяться налогово-бюджетной политикой Минфина России и носить дискреционный характер. Решить задачи финансовой стабилизации и монетарного регулирования национальной экономики Банк России вряд ли сможет.
ЦБ РФ не анализирует возможную динамику совокупного кредитного портфеля отечественных кредитных организаций, полагая, что большую часть избыточной ликвидности банки будут направлять на инвестиции в долговые обязательства Минфина РФ. Не затрагивает проблему качества кредитных портфелей российских кредитных организаций, хотя замедление темпов восстановления экономики после кризиса может не позволить банкам самостоятельно решить проблему накопленных некачественных активов, которая, как свидетельствует опыт прошлых кризисов, в ближайшее время будет только обостряться.
Денежно-кредитная политика Банка России в среднесрочной перспективе скорее всего будет поддерживать инфляционные ожидания на достаточно высоком уровне, создавать условия для стремительного роста дисбалансов в финансовой сфере, перекладывать бремя финансовых рисков на частный бизнес и домашние хозяйства и формировать ложные сигналы для деловой активности в реальной экономике.
Информация о работе Политика Банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности