Полномочия Минфина РФ в области финансового контроля на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение полномочий Минфина РФ в области финансового контроля на современном этапе
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть задачи и функции Министерства финансов России;
2. Изучить специальные контрольные подразделения Министерства финансов РФ;
3. Изучить полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля;
4. Изучить полномочия Минфина на отдельных стадиях бюджетного процесса.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.43 Кб (Скачать файл)

     Департамент бюджетной политики обеспечивает осуществление  функций Министерства по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в бюджетной сфере, в сфере финансового обеспечения  федеральной государственной гражданской  службы, а также в отдельных  вопросах налоговой сферы. Департамент  подготавливает для внесения в Правительство  Российской Федерации проекты федеральных  законов, нормативно-правовых актов  Президента Российской Федерации и  Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента6.

     Министерство  финансов РФ имеет подведомственные органы власти:

  • Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  • Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор);
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор);
  • Федеральное казначейство (Казначейство Российской Федерации)7
 
 

 

    1. Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля
 

     Министерство  финансов РФ занимает важнейшее место  в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление8.

     Минфин  осуществляет финансовый контроль за:

  • целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
  • поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;
  • обеспечением платежеспособности страховщиков;
  • формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;
  • использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;
  • расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;
  • качеством аудиторских проверок9.

     В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии  и тематические проверки поступления  и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить  документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.

     Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать  необходимые материалы по бюджетным  и внебюджетным фондам и применять  меры воздействия по результатам  контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения  финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять  отсрочки и рассрочки по налоговым  платежам в федеральный бюджет10.

     Следует при этом отметить, что контрольные  полномочия Минфина Российской Федерации  распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

     В тех случаях, когда проверяется  деятельность исполнительных органов  власти субъектов Федерации, его  контрольные функции не должны выходить за эти рамки.

     Такой подход обусловлен принципом самостоятельности  бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

     Однако, принимая во внимание Бюджетный кодекс, следует отметить, что на Минфин России возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия, и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств11.

     Финансовый  контроль осуществляют все структурные  подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин России имеет в совей структуре и специальные подразделения, предназначены именно для проведения финансового контроля: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство и др. органы.

     Таким образом, Министерство финансов выделяется комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими  органами исполнительной власти, оно  стало преемником ранее самостоятельно существовавших служб – Федеральной  службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной  комиссии лотерей и игр РФ12.

     Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует  с другими органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов  Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями  и иными организациями.

     Министерство  финансов РФ охватывает своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

     Финансовый  контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы и на современном этапе  претерпевает изменения. Прежде всего, Минфин осуществляет контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных  средств и средств федеральных  внебюджетных фондов, участвует в  проведении валютного контроля, а  также контролирует направление  и использование государственных  инвестиций.

     Финансовый  контроль осуществляют все структурные  подразделения Минфина РФ. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику, управлять процессом  исполнения федерального бюджета и  др. полномочия; органы Государственного страхового надзора осуществляют контроль в страховой деятельности.

     Минфин  России координирует деятельность подведомственных структур: Федеральной налоговой  службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также  Федеральной таможенной службы13. 
 
 
 

     Глава 2. Полномочия Министерства Финансов РФ на стадиях бюджетного процесса

     2.1 Составление проекта  федерального  бюджета 

       Главная задача бюджетного планирования  — определение объема денежных  средств, централизуемых в бюджете  с целью финансового  обеспечения  функций, возложенных на органы  государственной власти и органы  местного самоуправления, и мероприятий,  предусмотренных прогнозом экономического  и социального развития  государства  и территории14.

       Правовой основой бюджетного  планирования является бюджетный   кодекс РФ (ст. 169—184).

       Составление проекта бюджета  является прерогативой Правительства  РФ, исполнительных органов власти  субъектов РФ и муниципальных  образований. По их поручению  проект бюджета разрабатывается  Министерством финансов РФ и   территориальными финансовыми органами.

       Для составления проекта бюджета  Министерства финансов РФ территориальные  финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, которая поступает им от соответствующего правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений. Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально-экономического развития государства или территории, который, в свою очередь, разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый период15.

       Проект федерального бюджета  разрабатывается Министерством  финансов РФ по поручению Правительства  РФ. Работа над проектом бюджета   начинается  за двенадцать месяцев  до начала планируемого года.

       В задачу Министерства финансов  РФ входит разработка:

    • проекта федерального бюджета; проектировок основных показателей  федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
    • проекта федерального  закона о федеральном бюджете на планируемый год.

       Исходной базой для разработки  проекта федерального бюджета  являются:

    • Бюджетное послание Президента РФ;
    • прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год;
    • основные  направления  бюджетной и налоговой политики.

       Проект федерального бюджета  и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации составляются и утверждаются  сроком на три года - очередной  финансовый год и плановый  период.

       Составление проекта федерального  бюджета начинается не позднее  чем за 10 месяцев до начала  очередного финансового года16.

       Проект федерального бюджета  разрабатывается в три этапа.  На первом этапе формирования  проекта бюджета Минэкономразвития  разрабатывает (обновляет) сценарные  условия экономического и социального  развития на планируемый год,  в которых отражены главные  макроэкономические показатели  и материалы для уточнения  параметров среднесрочного прогноза  экономического и социального развития страны, а также основные показатели сводного финансового баланса России.

       После одобрения Правительством  РФ этих сценарных условий  Минфин разрабатывает основные  характеристики доходов и расходов  федерального бюджета на планируемый  год и проектирования  размеров  основных доходов и расходов  федерального бюджета на среднесрочную   перспективу в составе показателей  перспективного Финансового плана.  Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

       Затем Минфин России направляет субъектам бюджетного планирования предельные объемы их бюджетов и методические указания по их распределению на очередной год между главными распорядителями средств федерального бюджета, статьями функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, бюджетными целевыми программами.

       На втором этапе Минэкономразвития  разрабатывает и направляет в  Минфин России проект федеральной адресной инвестиционной программы и предложения по распределению объемов государственных капитальных вложений по ведомственной структуре расходов бюджетов РФ.

       На третьем этапе Минфин РФ  на основе представленных субъектами  бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует  проект федерального бюджета  и прилагаемые к нему материалы  и после рассмотрения Бюджетной комиссией вносит их в Правительство РФ.

       Правительство РФ одобряет проект  федерального бюджета для внесения  в Государственную Думу Федерального  Собрания РФ.

       Одновременно с проектом федерального  бюджета в Государственную Думу  Федерального Собрания РФ вносятся  доклад Правительства РФ о  результатах и целях бюджетной  политики и доклады о результатах  и основных направлениях деятельности  субъектов бюджетного планирования, оценка реализуемых ими или предложенных федеральных и ведомственных целевых программ, а также перспективный финансовый план.

       По результатам рассмотрения  Государственной Думой проекта  федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Минфин РФ вносит в Правительство РФ предложения по внесению изменений в перспективный финансовый план, а Минэкономразвития составляет уточненный сводный финансовый баланс РФ.

Информация о работе Полномочия Минфина РФ в области финансового контроля на современном этапе