Затем Минфин России представляет
в Бюджетную комиссию оценки изменения
доходов бюджетной системы РФ и бюджета
принимаемых обязательств в связи с уточнением
принимаемых обязательств и уточнением
основных параметров прогноза социально-экономического
развития РФ.
Исходными макроэкономическими
показателями для составления
проекта бюджета являются:
- объем валового внутреннего
продукта на очередной финансовый
год и темп роста валового
внутреннего продукта в очередном
финансовом году;
- уровень инфляции17.
2.2
Рассмотрение и утверждение
федерального бюджета
Получив от финансовых органов
проекты соответствующих бюджетов,
органы исполнительной власти
рассматривают и при необходимости
вносят в них поправки и
дополнения.
Правительство РФ рассматривает
прогноз социально-экономического
развития России, проекты федерального
бюджета и бюджетов государственных
целевых фондов, сводный финансовый
баланс, перспективный финансовый план
и материалы, характеризующие финансово-бюджетную
политику на планируемый год.
Этапы рассмотрения и утверждения
проекта бюджета:
На первом этапе после изучения
документов и работы с ними
Правительство вносит на рассмотрение
Государственной Думы Федерального
Собрания РФ проект федерального
закона о федеральном бюджете
на планируемый год. Одновременно
с проектом бюджета в законодательный
(представительный) орган представляются:
1) основные направления бюджетной
и налоговой политики;
2) предварительные итоги социально-экономического
развития соответствующей территории
за истекший период текущего
финансового года и ожидаемые
итоги социально-экономического
развития соответствующей территории
за текущий финансовый год;
3) прогноз социально-экономического
развития соответствующей территории;
4) прогноз основных характеристик
(общий объем доходов, общий
объем расходов, дефицита (профицита)
бюджета) консолидированного бюджета
соответствующей территории на очередной
финансовый год и плановый период либо
проект среднесрочного финансового плана;
5) пояснительная записка к проекту
бюджета;
6) методики (проекты методик) и
расчеты распределения межбюджетных
трансфертов;
7) верхний предел государственного
(муниципального) долга на конец
очередного финансового года (на
конец очередного финансового
года и конец каждого года
планового периода);
8) иные документы и материалы.
На втором этапе получив документы
и материалы, Совет Государственной
Думы Федерального Собрания РФ
направляет его в Комитет Государственной
Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
Совет Государственной Думы утверждает
также комитеты, ответственные за рассмотрение
отдельных разделов и подразделов федерального
бюджета. По каждому разделу расходов
федерального бюджета назначается не
менее двух ответственных комитетов, одним
из которых является Комитет по бюджету.
Рассмотрение в комитетах Государственной
Думы поступивших материалов
по проекту бюджета проводится
депутатами совместно с приглашаемыми
для этой работы экономистами,
учеными, представителями министерств,
ведомств, территориальных органов
исполнительной власти, которые
готовят заключения по разделам
проекта бюджета, вносят предложения
по доходам и расходам.
Совет Государственной Думы на
основании заключения Комитета
по бюджету принимает решение
о том, что проект федерального
закона о федеральном бюджете
на планируемый год принимается
к рассмотрению Государственной
Думой либо подлежит возвращению
в Правительство РФ на доработку.
Проект федерального закона о
федеральном бюджете на планируемый
год может быть возвращен на
доработку в Правительство РФ,
если состав представленных материалов
не соответствует требованиям
законодательных документов о
бюджете. В случае необходимости
доработанный законопроект со
всеми необходимыми документами и материалами
представляется в Государственную Думу
Правительством РФ в десятидневный срок
и вновь рассматривается Советом Государственной
Думы.
На третьем этапе Проект федерального
закона о федеральном бюджете
в течении трех дней направляется
Советом Государственной Думы
Президенту РФ, в Совет Федерации
Федерального Собрания РФ, комитеты
Государственной Думы, другим субъектам
права законодательной инициативы
для внесения замечаний и предложений,
а также в Счетную палату
РФ на заключение.
На четвертом этапе после рассмотрения
проекта бюджета в комитетах
проект федерального закона с
замечаниями и предложениями
депутатов выносится на обсуждение
Государственной Думы, которая обсуждает
его в трех чтениях.
Первое чтение. Государственная
Дума рассматривает проект федерального
закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год
и плановый период в первом
чтении в течение 30 дней со
дня его внесения в Государственную
Думу Правительством Российской
Федерации. При рассмотрении Государственной
Думой проекта федерального закона
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый
период в первом чтении обсуждается
его концепция, прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации,
в том числе указываемые в
федеральном законе о федеральном
бюджете прогнозируемый объем
валового внутреннего продукта
и уровень инфляции, положенные
в основу формирования основных
характеристик федерального бюджета,
и основные направления бюджетной
и налоговой политики18.
Предметом рассмотрения проекта
федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый
год и плановый период в
первом чтении являются основные
характеристики федерального бюджета,
к которым относятся:
- прогнозируемый
в очередном финансовом году и плановом
периоде общий объем доходов с выделением
прогнозируемого объема нефтегазовых
доходов федерального бюджета;
- приложение
к федеральному закону о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый
период, устанавливающее нормативы распределения
доходов между бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации на очередной финансовый
год и плановый период
- общий объем
расходов в очередном финансовом году
и плановом периоде;
- верхний
предел государственного внутреннего
и внешнего долга Российской Федерации
на конец очередного финансового года
и каждого года планового периода;
- нормативная
величина Резервного фонда в очередном
финансовом году и плановом периоде;
- дефицит
(профицит) федерального бюджета.
В течение 15 дней со дня внесения
в Государственную Думу проекта
федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый
год и плановый период комитеты
Государственной Думы готовят
и направляют в Комитет по
бюджету заключения по указанному
законопроекту и предложения
о принятии или об отклонении
представленного законопроекта,
а также предложения и рекомендации
по предмету первого чтения.
Рассмотрение во втором чтении
проекта федерального закона
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый
период:
Государственная Дума рассматривает
проект федерального закона о
федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый
период во втором чтении в
течение 35 дней со дня его
принятия в первом чтении. Предметом
рассмотрения проекта федерального
закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год
и плановый период во втором
чтении являются:
- программа
государственных внутренних заимствований
Российской Федерации на очередной финансовый
год и плановый период;
- программа
государственных внешних заимствований
Российской Федерации на очередной финансовый
год и плановый период
- программа
государственных гарантий Российской
Федерации в валюте Российской Федерации
на очередной финансовый год и плановый
период;
- программа
государственных гарантий Российской
Федерации в иностранной валюте на очередной
финансовый год и плановый период;
- текстовые
статьи проекта федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период.
Субъекты права законодательной
инициативы направляют поправки
по предмету второго чтения
в Комитет по бюджету.
В течение 10 дней Комитет по
бюджету готовит сводные таблицы
поправок по разделам, подразделам,
целевым статьям, видам расходов
классификации расходов федерального
бюджета, рассматриваемым во втором
чтении, и направляет указанные
таблицы в соответствующие профильные
комитеты и в Правительство
Российской Федерации.
Профильный комитет рассматривает
направленные ему Комитетом по
бюджету таблицы поправок и
представляет результаты рассмотрения
поправок в Комитет по бюджету,
который рассматривает указанные
материалы, принимает решение,
формирует сводные таблицы поправок,
рекомендованных к принятию или
отклонению, и выносит их на
рассмотрение Государственной Думы19.
Рассмотрение в третьем чтении
проекта федерального закона
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый
период:
Государственная Дума рассматривает
в третьем чтении проект федерального
закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год
и плановый период в течение
15 дней со дня принятия указанного
законопроекта во втором чтении.
Принятый Государственной Думой
федеральный закон о федеральном
бюджете на очередной финансовый
год и плановый период в
течение пяти дней со дня
принятия передается на рассмотрение
Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает
федеральный закон о федеральном
бюджете на очередной финансовый
год и плановый период в
течение 14 дней со дня представления
Государственной Думой.
Одобренный Советом Федерации
федеральный закон о федеральном
бюджете на очередной финансовый
год и плановый период в
течение пяти дней со дня
одобрения направляется Президенту
Российской Федерации для подписания
и обнародования.
2.3.
Исполнение федерального бюджета. Основы
исполнения бюджета
Исполнение бюджета — это действия
по мобилизации и использованию
бюджетных средств. В процессе
исполнения бюджета участвуют
органы исполнительной власти, финансовые
и налоговые органы, кредитные
учреждения, юридические и физические
лица — плательщики налогов
в бюджет, получатели бюджетных
средств.
Исполнение бюджета основано
на следующих принципах:
1) единстве кассы, предусматривающей
зачисление всех поступающих доходов
на единый бюджетный счет и осуществление
всех предусмотренных расходов с единого
бюджетного счета;
2) подведомственности расходов
Исполнение бюджета начинается
после его утверждения органом
представительной власти. На основании
показателей бюджета главные
распорядители бюджетных средств
составляют бюджетные росписи
доходов и расходов. Бюджетная
роспись представляет собой документ,
содержащий детальные показатели доходов,
средств заимствований и расходов утвержденного
бюджета в соответствии с действующей
бюджетной классификацией по срокам бюджетного
года в разрезе распорядителей и получателей
бюджетных средств.