Понятие и состав финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..3
1. Финансы РФ……………………………………………………………...7
1.1. Признаки финансов……………………………………………..……..8
1.2.Сущность и функции финансов………………………………….…..11
1.3. Особенности финансов…………………………………………...….15
2. Финансовая система РФ……………………………………………….18
2.1. Государственный кредит………………………………….…………26
2.2. Фонды страхования…………………………………………………..28
2.3. Финансы предприятий……………………………………………….43
2.4. Фондовый рынок……………………………………………………..47
Заключение…………………………………………………………….….48
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа - зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа - доходы предприятий сферы материального производства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над этим распределением.

 

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий.

Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределение между сферами и звеньями финансовой системы государства.

Качественное воздействие финансового механизма проявляется посредством применения таких методов организации финансовых отношений, которые позволяют рассматривать их в качестве стимулов развития субъектов хозяйствования. К таким элементам финансового механизма относится снижение налоговых ставок, установление предельного размера бюджетного дефицита, порядок применения различных финансовых санкций и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности финансов.

Особенности финансов:

- средства банка выдают на  определенный срок; на определенных  условиях и при условии возвратности;

- средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Использование финансов в условиях рынка.

Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом.

Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

- финансы функционируют во всех  сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

- финансы обладают потенциальным  свойством быть катализатором  процессов экономики, что вытекает из распределительной функции.  Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 4 стадии, где определяющей является стадия производства.

а) сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;

б) сфера обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается,  предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления.

Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.

в) сфера потребления, где выделяют:

- коммерческие организации;

- бюджетные организации.

В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где

коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций.

Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - это экономическая категория воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

Финансы влияют двояко:

- количественно (характеризуется  пропорциями распределительного процесса);

- качественно (характеризуется воздействием  финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.

Экономический стимул - инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

- с позиции обеспечения потребностей  расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;

- с точки зрения использования  финансов для регулирования стоимостной  структуры;

- с позиции использования финансов, как экономического стимула.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовая система Российской Федерации. Бюджетные и внебюджетные фонды.

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений (рис. 1).

Все разнообразие перечисленных звеньев финансовых отношений можно разделить на две взаимосвязанные подсистемы.

В первую входят общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в целом.

Во вторую - финансы предприятий (хозяйствующих субъектов), которые используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на уровне отдельных предприятий.

Эти две подсистемы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.

Государственные финансы включают в себя:

- государственный бюджет;

- государственные внебюджетные фонды.

Государственный бюджет - это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный доход государства.

Иногда дают более простое и краткое определение: государственный бюджет - это основной финансовый план доходов и расходов государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

 

 

 

Рис. 7. Финансовая система Российской Федерации и ее звенья.

 

В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики.

В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Проанализируем структуру расходной части государственного бюджета. Если значительная часть расходов направляется на приобретение новых видов вооружения, на содержание армии, то это милитаристский бюджет. Размер социальных расходов в этом случае минимален, а следовательно, народ в такой стране хорошо жить не может.

И совершенно другое дело, если основная часть ресурсов направляется на социальные цели: здравоохранение, образование, жилищное строительство, поддержку пожилых и т. д.

Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения (примерно 75–80 %).

Остальная доходная часть госбюджета пополняется за счет таможенных пошлин, государственного займа, денежной эмиссии.

По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения.

По итогам года бюджет страны может быть получен с дефицитом или профицитом.

Дефицит бюджета - когда предусмотренные в бюджете расходы значительно превышают планируемые доходы.

Информация о работе Понятие и состав финансовой системы РФ