Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 22:32, курсовая работа
Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Введение………………………………………………………………...…..3
1. Финансы РФ……………………………………………………………...7
1.1. Признаки финансов……………………………………………..……..8
1.2.Сущность и функции финансов………………………………….…..11
1.3. Особенности финансов…………………………………………...….15
2. Финансовая система РФ……………………………………………….18
2.1. Государственный кредит………………………………….…………26
2.2. Фонды страхования…………………………………………………..28
2.3. Финансы предприятий……………………………………………….43
2.4. Фондовый рынок……………………………………………………..47
Заключение…………………………………………………………….….48
Список литературы……………………………………………………….
Профицит бюджета - когда предусмотренные в бюджете расходы меньше планируемых доходов.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до половины национального дохода страны);
- регулирующую (через госбюджет происходит регулирование темпов и пропорций развития экономики);
- стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов);
- контрольную (через госбюджет осуществляется контроль рационального использования финансовых ресурсов).
Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Второй подсистемой финансовой системы России являются финансы предприятий.
Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
Рентабельное предприятие развивается, растет уровень продаж произведенной продукции - в бюджет поступают налоги.
Убыточное предприятие не может продать свою продукцию и не платит налогов.
В условиях рыночной экономики предприятие осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Государство заинтересовано в прибыльной работе и стремится создать благоприятные условия для успешного развития предпринимательской деятельности.
Финансовая система - единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.
Особое место в финансовой системе занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:
- совершенствование бюджетной системы РФ;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
- разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета;
- разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
- осуществление государственного финансового контроля.
Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.
Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование.
На макроуровне это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.
Исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство.
Исполнение доходов федерального бюджета предусматривает:
- учет доходов и составление отчетности о доходах;
- распределение федеральных регулирующих налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:
- разрешение на осуществление платежа;
- осуществление платежа.
Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Таким образом, финансовый контроль - одна из функций системы управления финансовыми отношениями.
Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль.
Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ.
Федеральное казначейство осуществляет контроль ведения операций с бюджетными средствами, координирует работу других органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль использования бюджетных средств и контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Финансовая политика - это мероприятия государства по формированию финансовых ресурсов (денежных средств), их распределению и использованию на основе финансового законодательства.
Выбор направления финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Так, финансовая политика при кризисном положении экономики направлена в большей степени на стимулирование производства продукции, на формирование финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики, на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. п.
Соответственно при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики.
Правильность выбранной финансовой политики зависит от оценки складывающейся в стране экономической ситуации.
При разработке рекомендаций и прогнозов развития страны необходимо оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства:
- в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика);
- в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Составной частью финансовой политики государства является фискальная политика. Это налогово-бюджетная политика, необходимая для регулирования налогообложения и расходов бюджета.
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета. Это позволяет регулировать уровень деловой активности и решения различных социальных задач.
Высокие налоги воспринимаются как запрет на развитие какой-либо сферы деятельности, а низкие - как возможность дальнейшего развития.
Следовательно, можно прогнозировать фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла.
В период спада производства стимулирующая фискальная политика складывается из увеличения государственных расходов и снижения налогов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, сдерживающая фискальная политика складывается: из уменьшения государственных расходов и увеличения налогов. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо (остаток средств) бюджета, когда доходы больше расходов.
Конечно, это абстрактная схема поведения правительства, и механизм фискальной политики далеко не так прост, поскольку в реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные факторы.
2.1. Государственный кредит.
Государственный кредит
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.
Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
2.2. Фонды страхования.
Фонд страхования
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть этих выплат производится из средств Фонда социального страхования РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования PФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101.