Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 00:35, реферат
Современное предприятие - это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления - использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.
В то же время все стратегические решения должны предварительно согласовываться с низовыми менеджерами, которые получают свободу тактических действий.
В децентрализованных организациях на 20% выше управленческие расходы, зато ниже текучесть кадров, прогулы, травматизм.
Децентрализация позволяет:
- быстро разрабатывать и принимать самостоятельные решения, в том числе при участии непосредственных исполнителей, и адекватно отражать в них объективную ситуацию;
- отказаться от детальных инструкций из центра, снизить его перегрузку второстепенными проблемами, сократить информационные потоки;
- ориентировать исполнителей на конкретные результаты, а не на показатели;
- быстрее осуществлять обучение персонала;
- предоставить работникам инициативу, сделать их работу интереснее.
Негативными сторонами децентрализации являются:
- слабый учет или игнорирование интересов других подразделений и организации в целом;
- тактический характер;
- необходимость из-за отсутствия единых правил и процедур длительной «утряски».
Выделяют несколько видов управленческих полномочий:
1. Распорядительные предполагают, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. К ним относятся:
- общие (принадлежат высшему руководству и распространяются на постановку целей, выработку стратегий, контроль всех основных сторон деятельности, действия в чрезвычайных ситуациях);
- линейные (обладают руководители основных подразделений для ведения оперативной деятельности);
- функциональные (предполагают принятие соответствующими руководителями решений, касающихся методов работы, по отношению к линейным руководителям и их подчиненным). Для сохранения единства управления содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются.
2. Рекомендательные полномочия (специалисты, обладающие ими, при необходимости дают неинициативные и необязательные для исполнения советы нуждающимся в них руководителям, каким образом лучше решить тот или иной «узкий» вопрос).
3. Представительские полномочия дают возможность от имени администрации контролировать, координировать совместную деятельность не подчиненных им лиц, вести переговоры и т. п.
4. Согласительные полномочия возлагают обязанность на обладателей высказывать в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках распорядительных полномочий; могут быть:
- предостерегающими (юрист проверяет соответствие принимаемых решений действующим правовым нормам, указывает на содержащиеся в них ошибки или нарушения и предлагает их исправить);
- блокирующими, или параллельными (главный бухгалтер дает согласие на расходование денежных средств).
Все виды управленческих полномочий неотделимы от ответственности (которая должна им соответствовать), т. е. необходимости отдавать отчет за принятые решения, действия и их последствия.
Различают два типа ответственности -общую и функциональную:
- общей называется ответственность за создание руководителем условий, необходимых для осуществления той или иной деятельности;
- функциональной является ответственность за выполнение исполнителем конкретной работы.
3. Проектирование подразделений
Наиболее важным документом, регламентирующим распределение прав, обязанностей и ответственности, является положение о подразделениях и должностные инструкции. Основа их составления - анализ содержания и объема функций и выполняемых работ.
Положение определяет основные требования ко всем сторонам деятельности конкретного подразделения (структурной единицы) включает следующие разделы:
1. Общие положения:
- правовой статус подразделения;
- место в организационной структуре и подчиненность;
- нормативные правовые акты, которыми подразделение должно руководствоваться в своей деятельности;
- порядок создания, реорганизации, ликвидации;
- численность персонала;
- порядок назначения и освобождения от должности руководителя, замещения его при отсутствии;
- квалификационные требования, предъявляемые к руководству;
- состав подразделения, внутренняя схема подчинения.
2. Основные цели в соответствии с приказом об организационной структуре (перечисляются направления деятельности подразделения).
3. Организационные и
- вопросы, в решении которых подразделение принимает участие (функции между подразделениями должны быть четко распределены, чтобы исключить параллельность);
- общий порядок, периодичность и продолжительность выполнения работы;
- функциональные связи;
- контроль;
- технологические задачи.
4. Права и обязанности
5. Ответственность (учитывает особенности работы, функции, права), касающаяся:
- своевременного и качественного выполнения задач;
- правильного подбора кадров и их рационального использования в соответствии с должностью.
6. Взаимоотношения, связи (определяются
служебные взаимодействия с
7. Материальная база.
8. Правила поощрения сотрудников.
Проект положения (оно может быть временным, сроком на год) разрабатывается его руководителем, согласовывается с руководителями смежных и утверждается вышестоящим руководителем.
4. Проектирование управленческих технологий и процедур
Управленческая технология представляет собой оптимальную последовательность составляющих работу процедур (элементов технологии, воплощенных в конкретном самостоятельном результате) и операций, выполняемых рациональными методами с помощью современных средств с учетом требуемой квалификации и научно обоснованных затрат времени.
Проектирование управленческих технологий и процедур основывается на проектах организационных и управленческих структур, рабочих мест, должностных инструкциях и проч. На практике оно облегчает:
- унификацию выполнения работниками разных подразделений однородных действий и освоение новых;
- контроль над специалистами и техническими исполнителями;
- взаимозаменяемость работников;
- рационализацию процесса управления.
Объектами проектирования управленческих процедур и технологий являются:
- управление организацией в целом;
- отдельные управленческие системы (учет, контроль и проч.);
- схемы выполнения управленческих операций;
- автоматизированные системы управления (АСУ).
Правила проектирования управленческих технологий предполагают:
- четкое разграничение основных и вспомогательных процедур, недопущение использования квалифицированных специалистов на технических работах;
- разработку унифицированной нормативной и инструктивной документации;
- создание системы внутреннего контроля над использованием документов;
- точный учет качественных и количественных показателей работы исполнителей;
- обеспечение высокой технологической и исполнительской дисциплины;
- своевременный пересмотр устаревших нормативных документов;
- повышение культуры персонала;
- рационализацию технологии создания и обработки документов (один из наиболее существенных моментов организационного проектирования) и создания принципиальной схемы движения входящих документов и документационных потоков.
Технологии и процедуры в сфере управления персоналом могут быть представлены в следующих графических моделях:
1. Схема функциональных взаимосвязей:
2. Сводная карта процедур:
3. Структура трудоемкости процедуры:
4. Процедурограмма графически или в табличной форме (оперограмма) отражает (с указанием трудоемкости и используемых технических средств), кто, в какой последовательности, в какой взаимосвязи выполняет те или иные операции, относящиеся к определенным процедурам.
В столбцах оперограммы отражаются субъекты (подразделения, руководители, исполнители), а в строках -последовательные операции. В ячейках на пересечении строк и столбцов даются описание операции, ее трудоемкость, ответственные за выполнение лица.
Символическая оперограмма составляется в свободной форме.
5. Логико-информационная схема устанавливает сроки выполнения операции, исполнителей, входящую и выходящую информацию по каждой процедуре.
6. Технологические карты на одну (или группу) операцию, процедуру составляются в дополнение к процедурограмме и определяют состав исполнителей операции, содержание работ, методы их выполнения, потребности в технических средствах и материалах, примерную трудоемкость, прогрессивные нормы времени. Карты должны быть универсальными и простыми.
7. Матрица связи между подразделениями или отдельными сотрудниками
В клетках помещают условные значки, отражающие существующее взаимодействие.
8. Функциональная матрица разделения труда в подразделении
Анализ состава и содержания функций управления проводится на основе следующей таблицы:
9. Органиграмма -графическая модель распределения управленческих функций в организации (подразделении). Имеет форму таблицы, в столбцах которой отражаются подразделения (должности), в строках -функции. В ячейках на их пересечении отражаются процедуры управленческого процесса с указанием их последовательности. В примечаниях дается описание «входа» и «выхода» каждого процесса.
10. Функциональная матрица распределения прав и ответственности в подразделении:
11. Документограмма -график (маршрутная схема) движения документа в организации от момента получения до сдачи в архив через звенья управления с указанием сроков, характера выполняемой работы. Помогает проследить логическую последовательность и связь этапов работы над документом, выявить случаи дублирования, совместить документы, несущие однородную информацию.
12. Схема документооборота:
Основной принцип организации движения документов (документооборота) - прямоточность, т.е. прохождение ими минимального количества инстанций. Он обеспечивается оптимальным разделением труда между руководителем и исполнителем. Для изучения рациональных маршрутов движения документов используется оперограмма.
13. График работы руководителей устанавливает определенную регламентацию и четкий распорядок их рабочего времени. Это облегчает текущее планирование и организацию труда, вносит ритм в деятельность коллектива, дисциплинирует, снижает непроизводительные затраты времени у подчиненных, увеличивает оперативное время.
Графики рабочего времени всех руководителей должны быть скоординированы. Руководители низового уровня привязывают графики своей работы к графикам вышестоящих руководителей, прежде всего первого лица.
График работы руководителя
14. Функциограмма (разработана в СССР в 1920-е гг.) определяет состав функций и их распределение между исполнителями. В центральной части документа размещается перечень функций (работ), выполняемых в подразделении; слева приводится список действующих сотрудников (должностей), а справа -их список для планового периода. Линиями отображается существующее или предполагаемое связь между исполнителями. Полезна при проектировании загрузки работника. Аналогично можно составить функциограмму для организации в целом.
15. Правила внутреннего трудового распорядка включают следующие разделы:
- общие положения;
- порядок приема, перевода и увольнения служащих (представляемые и заполняемые документы, порядок их оформления, заключения и расторжения контрактов, организации увольнения);
- перечень основных обязанностей служащих и администрации;
- нормативы рабочего времени и его использования (график работы, отпусков, отгулы, неявки на работу с разрешения администрации, перерывы, кратковременные отпуска);
- основные обязанности сотрудников и администрации (условия, организация, оплата труда, социальные гарантии);
- основания для поощрения за успехи в работе и взыскания нарушителям трудовой дисциплины;
- требования к внутреннему режиму и организации работ;
- служебная и коммерческая тайна (объекты и содержание).
16. Единый (общий) распорядок рабочего дня вносит системность в работу аппарата, упорядочивает информационные потоки, сокращает потери времени по операциям, повышает эффективность управленческого труда в целом. Его элементами являются:
- режим работы подразделений, время начала и окончания;
- прием посетителей;
- прием сотрудников по личным вопросам;
- выдача справок;
- оформление заявок;
- техническая учеба;
- повышение квалификации;
- заседание квалификационных комиссий и проч.
17. Распорядок работы руководителей и основных подразделений
Документ утверждается первым лицом (или руководителем кадровой службы), содержит необходимые визы и согласование с решением общего собрания (номер протокола). Правила должны обеспечивать стабильность и эффективность работы, ограничивать произвол (но и свободу), освобождать от личной зависимости, защищать права участников, препятствовать дестабилизирующим действиям.
18. План-график проведения управленческих работ
19. Хронограмма (ленточный график) состоит из отрезков, которые отражают виды работ и затраты времени.
5. Проектирование организации труда
Важным моментом организационного проектирования в сфере управления персоналом является обеспечение оптимальной для данных условий организации работы, которая включает: