Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:07, курсовая работа
Соответственно целью данной работы является рассмотрение проблемы бюджетного дефицита и методов его покрытия, а также проблема государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в белорусской экономике в настоящее время.
Задачами курсовой работы является: изучение сущностных характеристик бюджетного дефицита, определение оптимальных источников его финансирования, его роль и место в финансовой политике государства; рассмотрение структуры государственного долга и методы управления им; а также особенности бюджета РБ за последние несколько лет и рассмотрение развития бюджета РБ в будущем.
Введение
3
1.
Понятие, причины образования и источники финансирования дефицита государственного бюджета
5
1.1
Понятие бюджетного дефицита, причины его образования, виды.
5
1.2
Источники финансирования бюджетного дефицита
9
2
Государственный долг и его структура
12
2.1
Государственный долг, его содержание. Причины возникновения
12
2.2
Виды государственного долга
13
3
Управление государственным долгом
18
3.1
Управление государственным долгом, принципы его управления
18
3.2
Методы регулирования государственным долгом
19
4
Динамика дефицита и государственного долга РБ
22
4.1
Бюджет и бюджетный дефицит РБ
22
4.2
Состояние государственного долга РБ
25
Заключение
30
Список литературы
32
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
- Cодержание
Введение |
3 | ||
1. |
Понятие, причины
образования и источники |
5 | |
1.1 |
Понятие бюджетного дефицита, причины его образования, виды. |
5 | |
1.2 |
Источники финансирования бюджетного дефицита |
9 | |
2 |
Государственный долг и его структура |
12 | |
2.1 |
Государственный долг, его содержание. Причины возникновения |
12 | |
2.2 |
Виды государственного долга |
13 | |
3 |
Управление государственным долгом |
18 | |
3.1 |
Управление государственным долгом, принципы его управления |
18 | |
3.2 |
Методы регулирования государственным долгом |
19 | |
4 |
Динамика дефицита и государственного долга РБ |
22 | |
4.1 |
Бюджет и бюджетный дефицит РБ |
22 | |
4.2 |
Состояние государственного долга РБ |
25 | |
Заключение |
30 | ||
Список литературы |
32 | ||
Приложение А |
|||
Приложение Б |
|||
Приложение В |
Введение
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Одним из важнейших экономических показателей любой страны является состояние государственных финансов. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит, - превышение расходов над доходами государственного фонда, - стал характерен сегодня для большинства развитых стран.
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось и старается уменьшить их и ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
Государственный долг - это сумма величин бюджетных дефицитов накопленных за определенный период времени.
Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего отягощает экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.
Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг вынуждают государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить величину расхода на медицину, образование и т.д.
Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита: выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования.
Соответственно целью данной работы является рассмотрение проблемы бюджетного дефицита и методов его покрытия, а также проблема государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в белорусской экономике в настоящее время.
Задачами курсовой работы является: изучение сущностных характеристик бюджетного дефицита, определение оптимальных источников его финансирования, его роль и место в финансовой политике государства; рассмотрение структуры государственного долга и методы управления им; а также особенности бюджета РБ за последние несколько лет и рассмотрение развития бюджета РБ в будущем.
1 Понятие, причины
образования и источники
государственного бюджета
Прежде чем говорить о бюджетном дефиците государства, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства.
Бюджет как особая
система общественных отношений
исторически возникает и
На начальных этапах своего развития государство имело возможности значительную часть своих расходов покрывать за счет даней, контрибуций, рабского труда, поступлений от государственных хозяйств. Однако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием товарно-денежных отношений, а вслед за ними - и государственных институтов, расширяются функции государства. Государство начинает осуществлять созидательные функции: строить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется необходимость (и возможность) покрывать растущие потребности государства денежными сборами, налогами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают составляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов - государственного бюджета. Первые бюджеты начали составляться в Англии в конце XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.
Таким образом, бюджет имеет все признаки, присущие экономической категории, а также выражает совокупность определенных экономических отношений. /16, с.32/
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. То есть бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами. /8, с.32/
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Сущность бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денежных средств в распоряжение государства и их использование с целью удовлетворения государственных потребностей.
Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов являются налоги, которые представляют собой часть ВВП, централизуемую в бюджеты всех уровней. /16, с.32/
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования.
Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета (δ). В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
Сторонники первого способа полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в период спадов производства увеличивает свои расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает свои расходы, что увеличивает излишек доходов. В итоге по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Если спад длительный, а подъем - короткий, то бюджетный дефицит останется.
Представители второго способа считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Но такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку. Помимо того, оно заставляет правительство часто изменять налоговые ставки, структуру госрасходов, что негативно сказывается на инвестиционной активности.
Представители третьего способа утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия. Поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит. Во-первых, макроэкономическое равновесие приведет к экономическому росту, а он - к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, по их мнению, не сказывается негативно на развитии экономики (теория дефицитного финансирования).
Идеальный вариант - полное покрытие расходов доходами.
Но даже сбалансированный бюджет не гарантирует отсутствие проблем в экономике страны. /14, с.32/
Все же большинство экономистов считают, и мировая практика это подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2—3 % от ВВП или 8-10 % расходной части госбюджета. Следовательно одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.
Основными причинами бюджетного дефицита в отдельных странах являются: