Понятие, причины образования и источники финансирования дефицита государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Соответственно целью данной работы является рассмотрение проблемы бюджетного дефицита и методов его покрытия, а также проблема государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в белорусской экономике в настоящее время.
Задачами курсовой работы является: изучение сущностных характеристик бюджетного дефицита, определение оптимальных источников его финансирования, его роль и место в финансовой политике государства; рассмотрение структуры государственного долга и методы управления им; а также особенности бюджета РБ за последние несколько лет и рассмотрение развития бюджета РБ в будущем.

Содержание работы

Введение
3
1.
Понятие, причины образования и источники финансирования дефицита государственного бюджета
5
1.1
Понятие бюджетного дефицита, причины его образования, виды.
5
1.2
Источники финансирования бюджетного дефицита
9
2
Государственный долг и его структура
12
2.1
Государственный долг, его содержание. Причины возникновения
12
2.2
Виды государственного долга
13
3
Управление государственным долгом
18
3.1
Управление государственным долгом, принципы его управления
18
3.2
Методы регулирования государственным долгом
19
4
Динамика дефицита и государственного долга РБ
22
4.1
Бюджет и бюджетный дефицит РБ
22
4.2
Состояние государственного долга РБ
25

Заключение
30

Список литературы
32

Приложение А


Приложение Б


Приложение В

Файлы: 1 файл

госбюджет.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь причинами бюджетного дефицита является, в частности, чрезмерные затраты на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также на развитие социальной сферы, неэффективная работа многих предприятий.

Различают следующие виды бюджетного дефицита:

  1. Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание государственного долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание государственного долга).
  2. Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.
  3. Структурный  дефицит имеет место в тех случаях, когда государство сознательно идет на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, что неизбежно ведет к появлению структурного бюджетного дефицита.
  4. Циклический дефицит бюджет представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и расходах бюджета происходят автоматически.
  5. Активный возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов в целях регулирования экономики.
  6. Пассивный дефицит возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате сокращения объема национального производства.
  7. Краткосрочный дефицит имеет место в тех случаях, когда несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.
  8. Долгосрочный дефицит бюджета (хронический дефицит) связан с наличием разрыва между расходами и доходами бюджета на протяжении ряда лет.
  9. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной по ставкам выше рыночных засчет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недействующих ссуд( просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваю, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д. /12,15, с.32/

Итак, бюджетный дефицит  представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Безусловно одно: всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо (дефицит), с одной стороны, а с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

 

 

 

 

    1. Источники финансирования бюджетного дефицита

 

 

 

Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В связи с этим встает вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита.

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг (в национальной валюте), кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы (в иностранной валюте), кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций. /13, с.32/

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

  • Внутреннее долговое финансирование (за счет займа у населения своей страны);
  • Внешнее долговое финансирование (за счет займа у других стран или финансовых организаций);
  • Монетизация бюджетного дефицита (за счет эмиссии денег).

Рассмотрим отдельно каждый из способов.

Внутреннее  долговое финансирование имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых истек. В этом случае правительство осуществляет рефинансирование.

Если государственные  ценные бумаги продаются субъектам  хозяйствования, населению, то такой  способ финансирования бюджетного дефицита считается безинфляционным или малоинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно центральному банку. Покупая их, ЦБ тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и, следовательно, к инфляции. В странах с высокой инфляцией стоимость государственных ценных бумаг быстро падает и добровольный спрос на них низок. Правительства часто используют методы принуждения (прямые или косвенные), чтобы заставить коммерческие банки, пенсионные фонды приобретать их, что равнозначно по сути дела дополнительному налогообложению. Такой способ размещения ценных бумаг подрывает доверие к правительству.

Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если данные облигации приносят больший доход, чем ценные бумаги других стран, т.е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны. Любое долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам.

Монетизация бюджетного дефицита. Прямая эмиссия денег центральным банком сейчас практически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции. Если уровень инфляции в стране возрастает, то может возникнуть «эффект Танзи»: сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате откладывания уплаты налогов происходит обесценивание денег, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведет к возрастанию бюджетного дефицита.

Таким образом, любой  из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита выступает злом, несет в себе экономическое бедствие для страны.

Правительства прибегают  к монетизации дефицита в развивающихся странах, в переходных экономиках в связи с отсутствием внешних источников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного капитала, что ограничивает возможности внутреннего долгового финансирования. /1,9, с.32/

Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система мер включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

Итак, дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей и т.д. Не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ. Хочется также отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственный долг и его структура

 

 

2.1 Государственный  долг, его содержание. Причины возникновения

 

 

 

Долговое финансирование бюджетных дефицитов порождает государственный долг. Государственный долг - это сумма величин бюджетных дефицитов накопленных за определенный период времени. /7,с.32/

Государственный долг РБ – совокупность внешнего государственного долга РБ и внутреннего государственного долга РБ на определенный момент времени. /4,с.32/

Понятие «основной долг» - это сумма займа (кредита), фактически полученная заемщиком, подлежащая возврату и не возвращенная им. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объем государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счет бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчетов с другими государствами и др.

В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:

  • кредитные соглашения и договора, заключенные от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;
  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
  • государственные гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;
  • соглашения и договоры, заключенные от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. /14,15, с.32/

Таким образом, государственный  долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Многие экономически развитые государства в долг жили и продолжают жить. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

 

 

 

 

2.2 Виды государственного  долга

 

 

 

Государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг».

  • Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
  • Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение  о государственном долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

Информация о работе Понятие, причины образования и источники финансирования дефицита государственного бюджета