Понятие, причины образования и источники финансирования дефицита государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Соответственно целью данной работы является рассмотрение проблемы бюджетного дефицита и методов его покрытия, а также проблема государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в белорусской экономике в настоящее время.
Задачами курсовой работы является: изучение сущностных характеристик бюджетного дефицита, определение оптимальных источников его финансирования, его роль и место в финансовой политике государства; рассмотрение структуры государственного долга и методы управления им; а также особенности бюджета РБ за последние несколько лет и рассмотрение развития бюджета РБ в будущем.

Содержание работы

Введение
3
1.
Понятие, причины образования и источники финансирования дефицита государственного бюджета
5
1.1
Понятие бюджетного дефицита, причины его образования, виды.
5
1.2
Источники финансирования бюджетного дефицита
9
2
Государственный долг и его структура
12
2.1
Государственный долг, его содержание. Причины возникновения
12
2.2
Виды государственного долга
13
3
Управление государственным долгом
18
3.1
Управление государственным долгом, принципы его управления
18
3.2
Методы регулирования государственным долгом
19
4
Динамика дефицита и государственного долга РБ
22
4.1
Бюджет и бюджетный дефицит РБ
22
4.2
Состояние государственного долга РБ
25

Заключение
30

Список литературы
32

Приложение А


Приложение Б


Приложение В

Файлы: 1 файл

госбюджет.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Обычно займы размещаются  в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена  и за границей. Следовательно государственный долг может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.

Та часть, которую государство  занимает за рубежом для покрытия  дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в  государственный, так и иностранный долг.

В Беларуси государственный  долг делится на внутренний и внешний.

  • внутренний государственный долг (internal debt) - это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций. /10, с.32/

Внутренний  государственный долг Республики Беларусь - представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года. /15,с.32/

Под государственным внутренним долгом, согласно законодательству, понимаются долговые обязательства правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. /16,с.32/

В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.

Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту» (25 % -е соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.

Быстрый рост внутреннего  государственного долга требует  изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного  воздействия государственного долга  на экономику, необходимо грамотно управлять  государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга./14, с.32/

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Однако существуют и негативные последствия роста внутреннего долга. Увеличение внутреннего долга особенно опасно для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство, поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему.

  • внешний государственный долг(external debt) - это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям./10, с.32/

Что касается внешнего государственного долга, то закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» определяет его как общую сумму основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент. /16,с.32/

В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностранных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Внешний долг ложится  тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) - надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия. /6,с.32/

Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению  новых займов (кредитов), изменения  условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга.

Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. При предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в ВВП; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. /2,с.32/

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень, смягчить его последствия. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга. /15,14, с.32/

Обычно в государственном долге видят две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и, во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.

По поводу первой «опасности»  можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из:

  • рефинансирования (при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые облигаций и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций);
  • взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы);
  • выпуска в обращение новых денег.

Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долга  такова, что страна как бы должна сама себе. В большинстве случаев, внутренний долг - это только отношения между гражданами страны. Граждане, уплачивая налоги, возвращают долги себе по ценным государственным бумагам. В этом случае долг сводится в конечном счете на нет (он и есть и его нет).

В развитых странах обычно не принято деление государственного долга на внутренний и внешний, но в Беларуси такое деление сохраняет свою актуальность. Внешний долг нужно возвращать в свободно конвертируемой валюте, а это означает дополнительную нагрузку на экономику, так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт. Другой путь привлечения иностранной валюты - получение новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и не уменьшает проблем его возврата. Необходимо также учитывать, что не все иностранные кредиты направляются в валютоокупаемые проекты, для получения кредитов часто требуется соблюдение определенных условий, не всегда отвечающих национальным интересам страны-должника/14,16,с.32/

По срокам долговые обязательства делятся на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие.

Таким образом, влияние государственного долга на экономику страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Беларуси оно осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности республики. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь. В последние годы наблюдалось превышение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга над суммами полученных иностранных кредитов, что говорит о небольшом притоке иностранного капитала в экономику страны.

Также можно заметить, что бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

Хочется подчеркнуть, что для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом не применялись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Управление  государственным долгом

 

 

3.1 Управление государственным  долгом, принципы его управления

 

 

 

Серьезность проблем, связанных с осуществлением государственно-кредитных операций, требует внимания к управлению государственным долгом.

Управлением государственным долгом - совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель  управления государственным долгом - нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Управление внутренним государственным долгом предусматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.

В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляет по поручению Правительства Республики Беларусь Министерство финансов страны. Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

В процессе управления государственным  долгом решаются следующие задачи:

  • привлечение государственных заимствований в таких объемах, которые необходимы и достаточны для обеспечения исполнения всех финансовых обязательств страны;
  • удержание общей суммы внутреннего и внешнего долга на таком уровне, который обеспечивает сохранение экономической безопасности страны;
  • сохранение репутации Республики Беларусь как надежного заемщика на основе строгого выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
  • поддержание стабильности и предсказуемости рынка долгосрочных обязательств;
  • достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных государством и гарантированных им. /15,с.32/

 

 

 

Успех управления зависит  от соблюдения ряда принципов:

    1. Безусловности - обеспечение точного и своевременного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
    2. Единства власти - учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как государством, так и субъектами хозяйствования.
    3. Снижения рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
    4. Оптимальности структуры - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
    5. Сохранения финансовой независимости - поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами - резидентами и нерезидентами.
    6. Прозрачности - соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране.
    7. Согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

Информация о работе Понятие, причины образования и источники финансирования дефицита государственного бюджета