Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:00, реферат
Особенности сельскохозяйственного производства состоят в том, что оно имеет дело с живыми организмами - животными и растениями. Использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем незаменимого, средства производства. Эти особенности можно объединить в следующие группы:
1 Природно-климатические и естественно-биологические:
- почвенно-климатические особенности определяют зональную специализацию, длительность рабочих периодов в производстве, различия в продуктивности и доходности хозяйства, дифференциацию в себестоимости и рентабельности продукции;
1. Понятия и
особенности финансов
1.1. Место финансов
сельского хозяйства в
Особенности сельскохозяйственного производства состоят в том, что оно имеет дело с живыми организмами - животными и растениями. Использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем незаменимого, средства производства. Эти особенности можно объединить в следующие группы:
1 Природно-климатические и естественно-биологические:
- почвенно-климатические особенности определяют зональную специализацию, длительность рабочих периодов в производстве, различия в продуктивности и доходности хозяйства, дифференциацию в себестоимости и рентабельности продукции;
- погодные условия влияют на время проведения и темпы работы, объем и качество продукции, что вызывает необходимость создания натуральных и денежных страховых и резервных фондов; -
- природный, естественно-биологический цикл развития растений и животных определяет кругооборот финансовых ресурсов (от урожая к урожаю), а необходимость концентрации материальных, денежных и трудовых ресурсов к определенным периодам обеспечивается кредитами банков.
2 Технологические и организационные:
- из-за сочетания в сельском хозяйстве двух взаимодополняющих отраслей - растениеводства и животноводства осуществляется раздельное планирование, учет и организация;
- наличие внутрихозяйственного оборота большей части сельскохозяйственной продукции необходимо для обеспечения непрерывности производственного цикла.
3 Социально-экономические:
- по праву собственности в сельском хозяйстве функционируют государственные, частные и кооперативные предприятия двух относительно однородных групп: предприятия акционерного и кооперативного типов.
Первые представлены акционерными
обществами (открытого и закрытого
типов) и товариществами различных
видов, вторые - это колхозы, сельскохозяйственные
производственные кооперативы и
коллективные сельскохозяйственные предприятия. Растет
число негосударственных сельскохозяйственных
предприятий различных организационно-правовых
форм. Появился сектор крестьянских (фермерских)
хозяйств.
- сначала определяются затраты по видам работ на 1 га посева и на голову скота;
- затем с учетом урожайности и продуктивности определяется себестоимость отдельных видов продукции.
При этом учитываются такие технико-экономические факторы как:
- технический уровень и механизация производства;
- проведение мероприятий по улучшению плодородия земель и качества производственных ресурсов (машин, оборудования, скота, семян, кормов, удобрений и др.);
- изменение цен на материальные ресурсы и основные средства;
- применение прогрессивных форм организации труда и его оплаты.
При планировании себестоимости рассчитывают следующие показатели: себестоимость всей продукции, себестоимость единицы продукции, затраты на 1 рубль валовой (товарной) продукции.
Существенным элементом затрат на производство во всех отраслях сельского хозяйства является заработная плата, Формы и системы оплаты труда тесно увязываются с конечными результатами работы. Затраты, связанные с материальными ценностями, включаемыми в себестоимость продукции, планируются по отдельным видам: корма, семена и посадочный материал, удобрения и др. В элемент прочих затрат включаются такие специфические затраты, как затраты на подстилку для животных, затраты по ограждению ферм и др. Совокупность затрат на производство и реализацию продукции составляет ее полную себестоимость. Затраты сельскохозяйственных предприятий возмещаются из выручки от реализации, которая поступает неравномерно и поэтому финансовый результат хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий можно определить только в конце года. Разность между валовой денежной выручкой и полной себестоимостью продукции образует прибыль, отражающую превышение доходов над расходами. В практике различают общую (балансовую) прибыль сельскохозяйственных предприятий, характеризующую общий результат деятельности и от реализации (по видам производств и продукции, работ, услуг). На общую (балансовую) прибыль, кроме реализации продукции, также влияют разные внереализационные доходы и поступления, расходы и потери. Структура основных производственных фондов, как известно, зависит от отраслевых особенностей, местоположения предприятия, его размера, технического уровня и формы организации производства. Особенности структуры основных фондов сельскохозяйственного назначения:
- наряду со средствами труда, являющимися продуктами предшествующей индустриальной деятельности, функционируют также специфические средства труда - разные виды животных и многолетних насаждений, в которых также воплощен прошлый труд людей, принимавших участие в уходе за ними, выращивании и т.д.;
- стоимость специфических основных производственный фондов в процессе использования до определенного периода не только не уменьшается в отличие от машин, оборудования, зданий и др., но даже возрастает.
Эта специфика накладывает отпечаток на их воспроизводство. Если все прочие основные фонды могут находится в эксплуатации непрерывно, вплоть до снашивания, то, например, многолетние насаждения в течение года функционируют лишь в пределах вегетационного периода. Особенности функционирования оборотных средств сельскохозяйственного производства:
- потребность в оборотных средствах в сельскохозяйственном производстве неравномерна в разные периода года, т.к. рабочее время меньше времени производства, которое продолжается под воздействием природных сил;
- значительная часть оборотных средств формируется в натуральной форме (семена, корма, органические удобрения, молодняк животных), минуя денежную фазу кругооборота капитала;
- такие важные составные их элементы как семена, а в ряде случав и посадочный материал, корма, органические удобрения и т.п., постоянно возобновляются в процессе кругооборота за счет собственного производства. Поскольку данные виды оборотных средств не поступают в реализацию, а остаются в сфере производства на следующий производственный цикл, то это влияет на их величину, продолжительность оборота и порядок нормирования.
Так, норматив по семенам должен отражать полную потребность в них предприятия, объединения для ярового сева, а в зонах, где озимый сев производится до уборки, - и запасы семян. По кормам норматив собственных оборотных средств устанавливается только в пределах страхового фонда, так как весь сезонный запас покрывается банковским кредитом. Правильное сочетание собственных и заемных источников формирования оборотных средств обеспечивает максимальную эффективность денежных ресурсов сельскохозяйственный предприятий, поэтому в качестве источников создания и пополнения используются собственные и приравненные к ним средства, а также банковские кредиты и ссуды. Банковские кредиты могут быть использованы на покрытие сезонных затрат производства, на образование товарно-материальных ценностей и на внутригодовой недостаток собственный средств. Эффективность использования оборотных средств зависит от:
- своевременной поставки продукции;
- сокращения запасов продукции в готовом виде;
- оплаты в положенные сроки счетов поставщиков;
- ликвидации задержек в документообороте по расчетам;
- внедрения научно-обоснованных нормативов расхода семян и кормов, горючего и смазочного материалов, электроэнергии, минеральных удобрений и т.д.
1.2. Особенности
государственного
Под государственным регулированием
агропромышленного производства следует
понимать влияние государства на
производство, переработку и реализацию
сельхоз. продукции, и помимо нее
сырья и продовольствия. Агропромышленное
производство включает в себя техническое
обслуживание и материально-техническое
обеспечение данного производства.
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
- развитие социальной сферы села;
- иные направления, определенные законодательством РФ.
Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются на:
- поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;
- повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
- кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
- компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;
- развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;
- иные виды дотаций и компенсаций; конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются Правительством РФ.
Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. Правительство РФ при формировании федерального бюджета ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ информацию о положении дел в агропромышленном производстве, которая содержит:
- показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;
- балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;
- данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год;
- предложения по федеральным целевым программам на следующий год;
- сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;
- сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;
- сведения о социальном развитии села;
- анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.
Субъекты РФ осуществляют
финансирование агропромышленного
производства в соответствии с действующим
законодательством. Федеральные целевые
и региональные целевые программы
разрабатываются, утверждаются и финансируются
в порядке, устанавливаемом законодательством
РФ. Товаропроизводителям в сфере агропромышленного
производства гарантируется возможность
свободной реализации сельскохозяйственных
продукции, сырья и продовольствия. Органы
государственной власти стимулируют формирование
рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных
продукции, сырья и продовольствия в соответствии
с действующим законодательством, а в
случаях нарушения баланса производства
и потребления, а также невозможности
реализации на рынке сельскохозяйственных
продукции, сырья и продовольствия отдельных
их видов государство выступает гарантом
их сбыта в соответствии с законодательством
РФ. При залоге сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия с участием государства
залогодержателями являются юридические
лица, уполномоченные Правительством
РФ на осуществление залога, а залогодателями
– товаропроизводители в сфере агропромышленного
производства.
Информация о работе Понятия и особенности финансов сельского хозяйства