Понятия и особенности финансов сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:00, реферат

Описание работы

Особенности сельскохозяйственного производства состоят в том, что оно имеет дело с живыми организмами - животными и растениями. Использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем незаменимого, средства производства. Эти особенности можно объединить в следующие группы:
1 Природно-климатические и естественно-биологические:
- почвенно-климатические особенности определяют зональную специализацию, длительность рабочих периодов в производстве, различия в продуктивности и доходности хозяйства, дифференциацию в себестоимости и рентабельности продукции;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.79 Кб (Скачать файл)

1. Понятия и  особенности финансов сельского  хозяйства

1.1. Место финансов  сельского хозяйства в экономике

Особенности сельскохозяйственного  производства состоят в том, что  оно имеет дело с живыми организмами - животными и растениями. Использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем незаменимого, средства производства.           Эти особенности можно объединить в следующие группы:

1 Природно-климатические и естественно-биологические:

- почвенно-климатические особенности определяют зональную специализацию, длительность рабочих периодов в производстве, различия в продуктивности и доходности хозяйства, дифференциацию в себестоимости и рентабельности продукции;

- погодные условия влияют на время проведения и темпы работы, объем и качество продукции, что вызывает необходимость создания натуральных и денежных страховых и резервных фондов; -

- природный, естественно-биологический цикл развития растений и животных определяет кругооборот финансовых ресурсов (от урожая к урожаю), а необходимость концентрации материальных, денежных и трудовых ресурсов к определенным периодам обеспечивается кредитами банков.

2 Технологические и организационные:

- из-за сочетания в сельском хозяйстве двух взаимодополняющих отраслей - растениеводства и животноводства осуществляется раздельное планирование, учет и организация;

- наличие внутрихозяйственного оборота большей части сельскохозяйственной продукции необходимо для обеспечения непрерывности производственного цикла.

3 Социально-экономические: 

- по праву собственности в сельском хозяйстве функционируют государственные, частные и кооперативные предприятия двух относительно однородных групп: предприятия акционерного и кооперативного типов.

Первые представлены акционерными обществами (открытого и закрытого  типов) и товариществами различных  видов, вторые - это колхозы, сельскохозяйственные производственные кооперативы и  коллективные сельскохозяйственные предприятия.       Растет число негосударственных сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм. Появился сектор крестьянских (фермерских) хозяйств.         Планирование, учет и калькулирование издержек производства в сельском хозяйстве осуществляется с учетом того, что сельскохозяйственный год охватывает периоды, относящиеся к двум календарным годам и при определении себестоимости затраты календарного года распределяются между продукцией этого и будущего годов. Также себестоимость из-за сезонного характера работ исчисляется не только по видам продукции, но и по видам работ.         Планирование себестоимости осуществляется в следующей последовательности:

- сначала определяются затраты по видам работ на 1 га посева и на голову скота;

- затем с учетом урожайности и продуктивности определяется себестоимость отдельных видов продукции.

При этом учитываются такие  технико-экономические факторы как:

- технический уровень и механизация производства;

- проведение мероприятий по улучшению плодородия земель и качества производственных ресурсов (машин, оборудования, скота, семян, кормов, удобрений и др.);

- изменение цен на материальные ресурсы и основные средства;

- применение прогрессивных форм организации труда и его оплаты.

При планировании себестоимости  рассчитывают следующие показатели: себестоимость всей продукции, себестоимость  единицы продукции, затраты на 1 рубль  валовой (товарной) продукции.

Существенным элементом  затрат на производство во всех отраслях сельского хозяйства является заработная плата, Формы и системы оплаты труда тесно увязываются с конечными результатами работы.   Затраты, связанные с материальными ценностями, включаемыми в себестоимость продукции, планируются по отдельным видам: корма, семена и посадочный материал, удобрения и др.       В элемент прочих затрат включаются такие специфические затраты, как затраты на подстилку для животных, затраты по ограждению ферм и др. Совокупность затрат на производство и реализацию продукции составляет ее полную себестоимость.         Затраты сельскохозяйственных предприятий возмещаются из выручки от реализации, которая поступает неравномерно и поэтому финансовый результат хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий можно определить только в конце года.       Разность между валовой денежной выручкой и полной себестоимостью продукции образует прибыль, отражающую превышение доходов над расходами.            В практике различают общую (балансовую) прибыль сельскохозяйственных предприятий, характеризующую общий результат деятельности и от реализации (по видам производств и продукции, работ, услуг).            На общую (балансовую) прибыль, кроме реализации продукции, также влияют разные внереализационные доходы и поступления, расходы и потери. Структура основных производственных фондов, как известно, зависит от отраслевых особенностей, местоположения предприятия, его размера, технического уровня и формы организации производства.   Особенности структуры основных фондов сельскохозяйственного назначения:

- наряду со средствами труда, являющимися продуктами предшествующей индустриальной деятельности, функционируют также специфические средства труда - разные виды животных и многолетних насаждений, в которых также воплощен прошлый труд людей, принимавших участие в уходе за ними, выращивании и т.д.;

- стоимость специфических основных производственный фондов в процессе использования до определенного периода не только не уменьшается в отличие от машин, оборудования, зданий и др., но даже возрастает.

Эта специфика накладывает  отпечаток на их воспроизводство. Если все прочие основные фонды могут  находится в эксплуатации непрерывно, вплоть до снашивания, то, например, многолетние насаждения в течение года функционируют лишь в пределах вегетационного периода.   Особенности функционирования оборотных средств сельскохозяйственного производства:

- потребность в оборотных средствах в сельскохозяйственном производстве неравномерна в разные периода года, т.к. рабочее время меньше времени производства, которое продолжается под воздействием природных сил;

- значительная часть оборотных средств формируется в натуральной форме (семена, корма, органические удобрения, молодняк животных), минуя денежную фазу кругооборота капитала;

- такие важные составные их элементы как семена, а в ряде случав и посадочный материал, корма, органические удобрения и т.п., постоянно возобновляются в процессе кругооборота за счет собственного производства. Поскольку данные виды оборотных средств не поступают в реализацию, а остаются в сфере производства на следующий производственный цикл, то это влияет на их величину, продолжительность оборота и порядок нормирования.

Так, норматив по семенам  должен отражать полную потребность  в них предприятия, объединения  для ярового сева, а в зонах, где озимый сев производится до уборки, - и запасы семян. По кормам норматив собственных оборотных средств  устанавливается только в пределах страхового фонда, так как весь сезонный запас покрывается банковским кредитом.  Правильное сочетание собственных и заемных источников формирования оборотных средств обеспечивает максимальную эффективность денежных ресурсов сельскохозяйственный предприятий, поэтому в качестве источников создания и пополнения используются собственные и приравненные к ним средства, а также банковские кредиты и ссуды.           Банковские кредиты могут быть использованы на покрытие сезонных затрат производства, на образование товарно-материальных ценностей и на внутригодовой недостаток собственный средств.    Эффективность использования оборотных средств зависит от:

- своевременной поставки продукции;

- сокращения запасов продукции в готовом виде;

- оплаты в положенные сроки счетов поставщиков;

- ликвидации задержек в документообороте по расчетам;

- внедрения научно-обоснованных нормативов расхода семян и кормов, горючего и смазочного материалов, электроэнергии, минеральных удобрений и т.д.            

1.2. Особенности  государственного регулирования  финансов сельского хозяйства  в России

Под государственным регулированием агропромышленного производства следует  понимать влияние государства на производство, переработку и реализацию сельхоз. продукции, и помимо нее  сырья и продовольствия. Агропромышленное производство включает в себя техническое  обслуживание и материально-техническое  обеспечение данного производства.          Основными задачами регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие данного производства, обеспечение безопасности РФ в сфере продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населения РФ, поддержание экономического партнерства между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.       Начиная с 26 июля 1997 г. агропромышленное производство в РФ регулировалось Федеральным Законом «О государственном регулировании агропромышленного производства».        На данный момент регулирование агропромышленного производства осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых актов, основным из которых является ЗК РФ и многие другие акты. Основными направлениями государственного регулирования агропромышленного производства являются:

- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

- развитие социальной сферы села;

- иные направления, определенные законодательством РФ.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.       Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются на:

- поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

- повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

- кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

- компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

- развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

- организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

- иные виды дотаций и компенсаций; конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются Правительством РФ.

Финансирование развития агропромышленного производства допускается  за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. Правительство РФ при формировании федерального бюджета ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ информацию о положении  дел в агропромышленном производстве, которая содержит:

- показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

- балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

- анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

- данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год;

- предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

- сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

- сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;

- сведения о социальном развитии села;

- анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Субъекты РФ осуществляют финансирование агропромышленного  производства в соответствии с действующим  законодательством. Федеральные целевые  и региональные целевые программы  разрабатываются, утверждаются и финансируются  в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.       Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством, а в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии с законодательством РФ.          При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством РФ на осуществление залога, а залогодателями – товаропроизводители в сфере агропромышленного производства.          Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, сдаваемых в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством РФ. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.            Участие государства в залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:

Информация о работе Понятия и особенности финансов сельского хозяйства