Понятия, инструменты и типы налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы формирования налоговой политики государства…………………………………………………………………..

5
1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики……………………
5
1.2 Система органов государственной власти, осуществляемой реализацию налоговой политики…………………………………………….

10
2 Особенности налоговой политики РФ на современном этапе…………...
14
2.1 Налоговое планирование как элемент налоговой политики…………...
14
2.2 Основные направления налоговой политики в 2010-2012 гг. и на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………

17
3 Налоговая политика РФ в среднесрочной перспективе…………………..
26
Заключение……………………………………………………………………
29
Список использованных источников………………………………………
30
Приложение А. Дифференциация мероприятий по налоговому планированию………………………………………………………………...

32
Приложение Б. Система имущественного налогообложения в Российской Федерации……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

на заказ Ахлестина.docx

— 95.88 Кб (Скачать файл)

• Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и  налоговыми органами лицам, ответственным  за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах  и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

• Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности  не уплачивать налоги или сборы.

• Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов  с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений  законодательства о налогах и  сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой  дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

• Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному  исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении  недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

 

 

 

          1.2 Система органов государственной власти, осуществляемой реализацию налоговой политики

           Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией, ФНС, Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по налогам и сборам. Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения[6].

           Налоговые органы РФ – единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих действия контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющиеся и агентами валютного контроля. Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля:

• за соблюдением налогового законодательства РФ;

• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет налогов  и других обязательных платежей;

• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных  законодательством РФ;

• за соблюдением валютного  законодательства РФ, осуществляемого  в пределах компетенции налоговых  органов. Правовая основа деятельности налоговых органов. В настоящее время правовое регулирования деятельности налоговых органов РФ непосредственно осуществляется:

• статьями гл.5 НК [7, гл. 5];

• статьями Закона РФ «О налоговых  органах Российской Федерации» Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» (далее - Закон о налоговых органах) является институциональным законодательным актом, определяющим право вой статус системы государственных налоговых органов РФ. Помимо Закона о налоговых органах на территории Российской Федерации действует еще ряд нормативно-правовых актов разной юридической силы, которые тем или иным образом связаны с налоговыми органами. В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли:

• Государственная налоговая  служба Российской Федерации (ГНС России) (с 1991 по 1998 г.);

• Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (с 1999 по 2004 г.);

•Федеральная налоговая  служба (ФНС России) (с осени 2004 г. - по настоящее время).

Задачи налоговых органов. Главными задачами налоговых органов являются:

• контроль за соблюдением налогового законодательства;

• контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ;

• валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством  РФ о валютном регулировании и  валютном контроле и Законом о налоговых органах Российской Федерации. В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым органам  дается право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, Федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Правовой статус ФНС России дополнительно разъяснен в утвержденном постановлением Правительства РФ. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

• за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

• производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

• соблюдением валютного  законодательства Российской Федерации  в пределах компетенции налоговых  органов.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

• государственную регистрацию  юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

• представление в делах  о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации  по денежным обязательствам.

Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России. Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков:

• осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ;

• имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению[7].

В состав обязанностей налоговых  органов входят:

• соблюдение законодательства о налогах и сборах;

• осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

• ведение в установленном  порядке учета налогоплательщиков;

• проведение разъяснительной  работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с ним  нормативных правовых актов, в том  числе:

• бесплатно информировать  налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

•бесплатно предоставлять  формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

• возврат или зачет  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм налогов, пеней и  штрафов;

• соблюдение налоговой  тайны;

• направление налогоплательщику  или налоговому агенту копий:

• акта налоговой проверки;

• решения налогового органа;

• налогового уведомления;

• требования по уплате налога и сбора;

• сообщения о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме  излишне уплаченного налога не позднее  одного месяца со дня обнаружения такого факта.

Минфин

           Пунктом 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. М 984) установлено, что Министерство финансов РФ (Минфин РФ), министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систему органов по государственного управления финансами в Российской Федерации. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Взаимоотношения Минфина РФ с финансовыми органами более низкого уровня строятся на основе координации их деятельности. Основными задачами Минфина РФ являются разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики, а также составление проекта и исполнение федерального бюджета, в частности его доходной части, в соответствии с возложенными на него задачами Минфин РФ осуществляет следующие функции в налоговой сфере:

• разработку мер по финансовому  и налоговому стимулированию предпринимательской  и другой хозяйственной деятельности в стране;

• разработку проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей в бюджеты  субъектов Российской Федерации;

• обеспечение исполнения федерального бюджета, финансового  исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

• разработку с участием ФНС РФ, ФСНП РФ и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений по совершенствованию  налоговой политики и налоговой  системы;

• участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;

• проведение по поручению  Правительства РФ с участием ФНС  РФ и с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоров с уполномоченными  органами других государств, связанных  с заключением межправительственных соглашений об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества, и подписание указанных соглашений от имени Правительства РФ;

• участие в формировании таможенной политики страны, в разработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин;

• методическое руководство  бухгалтерским учетом и отчетностью  предприятий, учреждений и организаций  независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принятие мер по его совершенствованию, утверждение  планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления  отчетности;

• обобщение практики применения законодательства по вопросам входящим в компетенцию Минфина РФ, разработку и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по совершенствованию этого законодательства. Права Минфина РФ в налоговой сфере определяются в соответствии с его функциями. Минфин РФ имеет также право предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с уведомлением о принятых решениях ГНС РФ. Минфин РФ издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти[8].

           2 Особенности налоговой политики  РФ на современном этапе

           2.1 Налоговое планирование как элемент налоговой политики

           Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить. Под налоговым планированием понимаются способы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства. Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в «налоговых воротах» и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров[9].

           Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их «компенсация» может повлечь за собой крупные финансовые потери.            Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации. Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.

Информация о работе Понятия, инструменты и типы налоговой политики