Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов.
Введение……………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы формирования налоговой политики государства…………………………………………………………………..
5
1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики……………………
5
1.2 Система органов государственной власти, осуществляемой реализацию налоговой политики…………………………………………….
10
2 Особенности налоговой политики РФ на современном этапе…………...
14
2.1 Налоговое планирование как элемент налоговой политики…………...
14
2.2 Основные направления налоговой политики в 2010-2012 гг. и на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………
17
3 Налоговая политика РФ в среднесрочной перспективе…………………..
26
Заключение……………………………………………………………………
29
Список использованных источников………………………………………
30
Приложение А. Дифференциация мероприятий по налоговому планированию………………………………………………………………...
32
Приложение Б. Система имущественного налогообложения в Российской Федерации……………………………………………………………………..
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот. Оптимизация налоговых льгот. В рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах и в целях расширения налоговой автономии региональных и местных властей в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов будет продолжена работа по оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам. Такая политика, в первую очередь, является не средством изъятия дополнительных финансовых ресурсов у налогоплательщиков (большинство собственников указанных ниже объектов перекладывает дополнительную нагрузку либо на федеральный бюджет, либо на других налогоплательщиков через изменение своих тарифов), а в большей степени служит задачам бюджетного федерализма, предоставляя региональным и муниципальным властям более высокую степень налоговой автономии. Вместе с тем, в ближайшее время ряд наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций (в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) будет сохранен с целью создания возможностей для развития соответствующей инфраструктуры и сдерживания роста тарифов. Необходимо уточнение перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, их систематизация, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм. Указанная работа будет проводиться в рамках работы над внесенным Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»[15].
3. Акцизное налогообложение. В части налогообложения акцизами в плановом периоде периодическая индексация ставок акциза будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции. Одновременно с этим повышение акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов будет производиться опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также по сравнению с пивом и натуральными винами. В частности, в плановом периоде предусматривается принятие следующих решений[16].
1. Установление ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов за 1 литр безводного этилового спирта, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), в следующих размерах:
с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 254 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно - 300 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
2. Установление ставок акциза на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового, в следующих размерах:
с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно - 12 рублей за 1 литр;
с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 15 рублей за 1 литр;
с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 18 рублей за 1 литр.
Следует отметить, что в
связи с ускоренной индексацией
минимальной специфической
В отношении прочих подакцизных товаров предусматривается сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 годах в размерах, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах с последующей индексацией ставок акциза, установленных в рублях, с 1 января 2014 года на 10 процентов к ставкам, применявшимся с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно.
4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями. Вопросы, связанные с налогообложением финансовых инструментов, а также деятельности инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, обсуждаются в настоящее время в рамках создания в Российской Федерации Международного финансового центра. В этой связи целесообразно принять ряд решений, направленных на совершенствование налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов. Действующая редакция Кодекса не предусматривает освобождения от налога на прибыль организаций, удерживаемого у источника, при выплате дохода нерезиденту - юридическому лицу по еврооблигациям российских эмитентов, в том числе Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации. Поэтому, в настоящее время российские еврооблигации выпускаются через специально создаваемые иностранные компании (например, в Люксембурге или в Ирландии), при выплате процентов которым налог у источника не удерживается в России в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения. С целью повышения нейтральности налоговой системы по отношению к способу выпуска еврооблигаций предлагается ввести в законодательство о налогах и сборах освобождение от удержания налога на прибыль организаций у источника по процентам, выплачиваемым по облигациям российских эмитентов. В настоящее время доход, получаемый нерезидентами при реализации ценных бумаг на зарубежных биржах не облагается налогом на прибыль в Российской Федерации. Однако доходы, полученные от реализации аналогичных ценных бумаг на российской бирже, облагаются налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации, в случае, если активы соответствующих эмитентов более чем на 50% состоит из недвижимого имущества. Данный факт влечет вывод оборота от торговли ценными бумагами российских эмитентов, финансовыми инструментами и производными от акций из России на зарубежные биржи[17].
При этом большинство российских «голубых» фишек являются компаниями ресурсного сектора, в составе активов которых недвижимое имущество, как правило, составляет более 50% стоимости всех активов. Освобождение от налогообложения обращающихся акций компаний, более 50% активов которых состоит из недвижимости в Российской Федерации, будет стимулировать приток иностранных инвестиций на внутренний фондовый рынок. При этом ограничение указанного освобождения только обращающимися ценными бумагами позволит предотвратить злоупотребления, при которых продажа недвижимости маскируется реализацией ценных бумаг компании, которой принадлежит эта недвижимость. В этих целях предлагается внести поправки в подпункт 5 пункта 1 статьи 309 Кодекса, отменяющие взимание налога у источника для доходов от реализации обращающихся бумаг.
5. Налог на прибыль организаций. Уточнение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При применении метода начисления датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Переход права собственности на объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. В связи с тем, что регистрация права собственности может занимать достаточно продолжительное время, при приобретении таких объектов в целях налогообложения прибыли предусмотрена возможность начисления амортизации с момента введения основного средства в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию прав. Целесообразно законодательно закрепить порядок признания дохода от реализации такого имущества в налоговом учете на более раннюю из следующих дат:
- дата передачи по
- дата реализации недвижимого имущества[18].
6. Налогообложение природных ресурсов. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа). В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного. При этом планируется, что в совокупности принимаемые меры по увеличению доходов федерального бюджета от налогообложения газовой и нефтедобывающей отраслей должны привести к увеличению доходов федерального бюджета, поступающих в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов в условиях утвержденного прогноза социально-экономического развития по сравнению с действующим законодательством: в 2012 году - на сумму до 150 млрд. руб., в 2013 году - на сумму до 168,3 млрд. руб. и в 2014 году - на сумму до 185,9 млрд. руб. Для этого, в течение 2011 года планируется внести изменения в главу 26 Кодекса, предусматривающие ежегодное увеличение ставки НДПИ при добыче газа горючего природного, начиная с 2012 года, для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также для налогоплательщиков, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50 %. В случае если, начиная с 1 января 2012 года будет прекращено действие освобождение поставок природного газа в рамках проекта «Голубой поток», предусмотренное статьей 6 Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года, а также в условиях досрочной отмены применения льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемой на Верхнечонском и Талаканском нефтегазоконденсатных месторождениях, то налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых добычи газа горючего природного указанными категориями в 2012 году планируется осуществлять по ставке 431 руб. за 1 000 кубических метров газа, в 2013 году - 502 руб. за 1 000 кубических метров газа и с 2014 года - 544 руб. за 1 000 кубических метров газа. Иными категориями налогоплательщиков, осуществляющих добычу газа, указанные налоговые ставки будут применяться с понижающими коэффициентами: в 2012 году - 0,582, в 2013 году - 0,528, а с 2014 года - 0,511. В случае, если указанное выше освобождение поставок природного газа в рамках проекта «Голубой поток» сохранится, что налоговые ставки НДПИ при добыче газа природного горючего, добываемого налогоплательщиками, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также налогоплательщиками, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50%, составят: в 2012 году - 509 руб. за 1 000 кубических метров газа, в 2013 году - 582 руб. за 1 000 кубических метров газа и в 2014 году - 622 руб. за 1 000 кубических метров газа. При этом иными категориями налогоплательщиков, осуществляющих добычу газа, указанные налоговые ставки будут применяться с понижающими коэффициентами: в 2012 году - 0,493, в 2013 году - 0,455, а с 2014 года - 0,447. В дальнейшем ставка НДПИ при добыче газа горючего природного будет устанавливаться в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ.
7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов. Реформирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения на основе патента будет осуществляться по следующим направлениям. С 2012 года будет введена в действие новая глава 26.5 «Патентная система налогообложения» части второй Кодекса. Указанный режим налогообложения будет предназначен для применения индивидуальными предпринимателями. Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в частности, с 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, исключаются:
- розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
- оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
С 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется.
Таким образом, для индивидуальных предпринимателей станет возможным выбор между общим режимом налогообложения, упрощенной системой налогообложения или патентной системой налогообложения. Организации, относящиеся к малому бизнесу, смогут при определенных условиях выбирать между применением общей системой налогообложения и упрощенной системой налогообложения. При этом будут уточнены размеры ограничений по размеру доходов, дающих право перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2013 года и применения указанной системы налогообложения за налоговый период начиная с 2013 года[19].
8. Введение налога на недвижимость. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 года «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами. Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Поэтому для реализации этих целей необходимо проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости. В целях установления общих принципов проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требований к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определения порядка утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости принят Федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закона», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость, для введения налога на недвижимость необходимо завершить в 2012 году проведение работ по массовой оценке объектов капитального строительства. В настоящее время основные элементы налогообложения по налогу на недвижимость определены. Проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует система налогообложения недвижимости как таковой, заменяясь имущественным налогообложением (а именно, налогом на имущество организаций, налогом на имущество физических лиц, земельным налогом), общая характеристика которого представлена на рисунке Б1. Система имущественного налогообложения в Российской Федерации.
9. Налоговое администрирование. Совершенствование налогового администрирования рассматривается в качестве источника дополнительных поступлений в бюджетную систему налоговых платежей. С другой стороны, создание современной системы налогового администрирования выступает и как способ устранения административных барьеров, создания максимально комфортных условий для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Значительным резервом повышения эффективности налогообложения является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав Кодекса.
3 Налоговая политика РФ в среднесрочной перспективе
В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью, частой сменой «правил игры с государством», принятием налоговых актов «задним числом», противоречивостью законов и подзаконных актов, создающей возможность, а порой просто необходимость их толкования. Налоговый кодекс должен внести ясность во многие вопросы. Прежде всего, он призван стабилизировать систему налогов, по крайней мере, в пределах финансового года, а впоследствии данный интервал должен увеличиваться. Налоговому кодексу предстоит создать единую комплексную систему в стране, устранить противоречия, четко определить функции полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики. Следует найти наиболее оптимальные соотношения прямых и косвенных налогов, налогов на доходы и налогов на капитал, налогов на юридических и на физических лиц.
Информация о работе Понятия, инструменты и типы налоговой политики