Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:38, курсовая работа
В настоящий момент отечественная система ипотечного кредитования находится в стадии своего формирования. Однако потенциал ипотечного кредитования кроется в вовлечении в кругооборот денежных средств, реально обеспеченных стоимостью, что придаст дополнительную устойчивость финансовой системе. Как показывает мировая практика, эффективно функционирующая система ипотечного кредитования способна обеспечить мобилизацию денежных средств на финансирование капитальных вложений, служить фактором экономического и социального развития страны в целом и отдельных регионов в частности. Система ипотечного кредитования представляет собой сложный механизм, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем.
Введение
1. Ипотечное кредитование: сущность и особенности
1.1 История ипотеки
1.2 Понятие и особенности ипотечного кредитования
1.3 Модели ипотечного кредитования
1.4 Ипотечное кредитование в цифрах
2. Потенциал региональных рынков ипотечного кредитования
2.1 Текущее состояние рынка ипотечного кредитования в России
2.2 Потенциал российского рынка ипотечного кредитования
2.3 Региональная экспансия на ипотечном рынке
2.4 Инструменты региональной экспансии
Заключение
Использованная литература
Развитие ипотечного кредитования
как одного из направлений розничного
кредитования дало толчок региональной
экспансии и строительству
Таким образом, можно констатировать,
что развитие ипотечного рынка происходит
от центра к регионам. Подавляющее
большинство банков, предоставляющих
ипотечные программы
На сегодняшний день рынок ипотечного кредитования развит неравномерно - почти половина выдаваемых кредитов приходится на четыре региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Тюменская область. Оставшаяся половина приходится на остальные 83 региона Российской Федерации.
Однако сегодня имеет место тенденция к выравниванию региональных диспропорций на рынке ипотечного кредитования. Если в 2009 году доля четырех регионов составляла 44% от общего объема выдаваемых кредитов, то в 2010 году (по итогам первого полугодия 2010 года) - 34%.
Самая большая сумма объема ипотечного кредитования приходится на Центральный Федеральный округ. Здесь ее отметка достигает 38,7 млрд. руб. Меньше всего граждане обращаются к ипотеке в Дальневосточном Федеральном округе (таблица 1).
Таблица 1
Статистика рынка ипотечного кредитования в 2009 году по федеральным округам.
№ п/п |
Федеральный округ |
Количество сделок с жильем, шт. |
Ипотека жилых помещений, шт. |
Доля ипотеки в сделках с жильем, % |
Количество закладных |
1 |
Российская Федерация |
2400697 |
206123 |
9 |
125615 |
2 |
Центральный ФО |
54633 |
38722 |
7 |
17330 |
3 |
Северо-Западный ФО |
240402 |
15151 |
6 |
10095 |
4 |
Южный ФО |
272207 |
12330 |
5 |
5969 |
5 |
Приволжский ФО |
594134 |
54240 |
9 |
39660 |
6 |
Уральский ФО |
289912 |
35237 |
12 |
12199 |
7 |
Сибирский ФО |
354941 |
44780 |
13 |
36107 |
8 |
Дальневосточный ФО |
102768 |
5663 |
6 |
4255 |
Стратегия активного географического расширения обусловлена активным развитием и огромным потенциалом региональных рынков недвижимости. Региональные рынки ипотечного кредитования характеризуются как высоко концентрированные, за исключением Москвы и Московской области.
Основная цель регионального развития банка - получение прибыли, поэтому естественно, что удаленные офисы в первую очередь открываются в «привлекательных» регионах. Для ипотечного кредитования эта привлекательность оценивается, прежде всего, по следующим критериям:
1) социально-экономическое развитие. Основным критерием экономического развития региона является уровень средней заработной платы;
2) уровень финансовой
грамотности населения.
3) уровень банковской
конкуренции. Измеряется
4) развитие жилищного
строительства.
5) доступность жилья.
2.4 Инструменты региональной экспансии
Важнейшими инструментами
конкурентной борьбы в регионах являются
агрессивная маркетинговая
1) расширить и постоянно
совершенствовать спектр
2) развивать сеть каналов
дистрибуции кредитных
3) непрерывно совершенствовать
системы управления рисками
4) развивать маркетинговую
деятельность и повышать
5) постоянно совершенствовать
эффективность
6) привлекать к работе
высокопрофессиональных
Расширение спектра ипотечных продуктов определяется прежде всего востребованностью того или иного продукта на рынке. На сегодняшний день на рынке наиболее востребованными являются следующие виды ипотечных кредитов:
· кредитование покупки на вторичном рынке жилья: квартир, таунхаусов, загородных домов;
· кредитование покупки строящихся квартир, таунхаусов, загородных домов;
· нецелевое и целевое кредитование под залог имеющейся недвижимости;
· рефинансирование ранее полученных в других банках ипотечных кредитов.
Относительно новым для российского рынка ипотечного кредитования продуктом является кредитование покупки земельного участка и кредитование под залог земельного участка.
На фоне роста стоимости
жилья на вторичном рынке новостройки
становятся наиболее доступным видом
недвижимости. Однако многие клиенты
опасаются приобретать квартиру
в новостройках из-за нашумевшей проблемы
обманутых дольщиков. Учитывая данную
ситуацию, большинство банков предпочитают
предоставлять ипотечные
Развитие сети каналов
дистрибуции кредитных
Развитие каналов продаж является ключевым инструментом завоевания доли на региональном рынке ипотечного кредитования. Выделяют следующие основные каналы продаж ипотечных продуктов:
· сеть отделений банка;
· Интернет;
· контакт-центр (горячая линия);
· компании-партнеры (риелторские компании и ипотечные брокеры);
· мобильные продажи (активные продажи вне офиса банка);
· «банк на работе» (продвижение продуктов компаниям, являющимся клиентами по корпоративным продуктам).
Прежде всего, необходимо определить, через какие каналы банк планирует продавать ипотечные продукты. После выбора каналов необходимо определить, какие каналы у банка уже имеются, какие необходимо создать и какие необходимо доработать.
Например, элементами стратегии развития каналов продаж могут быть:
· расширение сети отделений банка;
· разработка новых форматов отделений (создание ипотечных центров);
· создание отдельного интернет-сайта ипотечных продуктов банка;
· покупка отдельного телефонного номера для ипотечной горячей линии, построение процесса продаж через нее;
· отбор и установление
отношений с компаниями-
Развитие маркетинговой
деятельности должно базироваться, прежде
всего, на проведении рекламной кампании
в российских регионах, направленной
на повышение узнаваемости в точках
присутствия и поддержку
Основополагающий принцип рекламной деятельности банка, развивающего ипотеку в регионах, - реклама имиджа. Стратегической задачей является превращение положительного внутреннего имиджа во внешний. Инструментом достижения поставленной цели является функциональность рекламы - реклама в различных ее проявлениях должна быть полезной, приятной, удобной, дающей пищу для размышлений и собственных выводов.
Для формирования и обеспечения эффективности управления филиальной сетью банка необходимо осуществлять постоянный контроль и мониторинг показателей деятельности филиалов. Необходимо проводить ежеквартальный анализ результатов работы филиала, в котором будет отслеживаться динамика основных показателей: активов, развития коммерческой сети, клиентской базы, ресурсной базы, динамики ипотечного кредитования, электронных платежных систем, а также динамика доходов, расходов и прибыли. По результатам проведенных анализов необходимо разработать меры по улучшению деятельности каждого филиала и по отдельным направлениям бизнеса.
Банковская политика управления рисками должна включать работу над следующими блоками:
· процесс верификации клиентов и информации;
· процесс андеррайтинга и принятия решения;
· операционные риски в продукте;
· процесс взыскания долгов (collection);
· резервирование.
Успешное развитие на региональных рынках обеспечивается рядом факторов:
1) достаточной ресурсной
базой для успешной
2) сбалансированным ростом
кредитного портфеля и
3) наличием в банке отлаженной системы управления кредитными рисками.
Все вышеуказанные факторы должны позволить банку сохранить качество кредитов на высоком уровне в среднесрочной перспективе и помочь занять лидирующие позиции в регионах на рынке ипотечного кредитования. Конкурировать на региональном рынке целесообразно за счет максимального упрощения и сокращения сроков рассмотрения кредитной заявки, а также развития новых, более привлекательных с точки зрения заемщиков, ипотечных программ.
Таким образом, разработка региональной
стратегии продвижения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить,
что к настоящему времени в
России сложились серьезные
По данным статистики, более
60% населения России нуждается в
улучшении жилищных условий. Один из
вариантов разрешения квартирного
вопроса – получение
Информация о работе Потенциал региональных рынков ипотечного кредитования