Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:17, курсовая работа
Современное общество предлагает много возможностей для улучшения благосостояния граждан. Одна из них - потребительский кредит.
Вместе с тем, тенденции развития кредитования банками населения в последние годы характеризуется не только положительными, но и отрицательными факторами. При достаточно высоком потенциале потребительского кредита многие российские банки пока не имеют возможности расширять это направление кредитования. Этому препятствует наличие ряда нерешенных проблем, связанных с влиянием на банковскую деятельность различных внешних и внутренних факторов.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Историческое развитие потребительского кредитования……………….......…5
2. Особенности организации потребительского кредита в современных условиях………………………………………………………………………………9
3. Анализ состояния рынка потребительского кредитования в Российской Федерации………..…………………………………………………………………16
4. Перспективы развития потребительского кредитования в Российской Федерации ………………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………..……...
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Историческое развитие потребительского кредитования……………….......…5
2. Особенности организации
3. Анализ состояния рынка потребительского
кредитования в Российской Федерации………..…………………………………………
4. Перспективы развития потребительского
кредитования в Российской Федерации
………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предлагает много возможностей для улучшения благосостояния граждан. Одна из них - потребительский кредит.
Вместе с тем, тенденции
развития кредитования банками населения
в последние годы характеризуется
не только положительными, но и отрицательными
факторами. При достаточно высоком
потенциале потребительского кредита
многие российские банки пока не имеют
возможности расширять это
Актуальность темы исследования
обусловливается тем, что развитие
сферы потребительского кредитования
будет способствовать ускоренному
развитию потребительского рынка и
банковского сектора экономики,
что, в свою очередь, приведет к росту
экономики страны в целом, а также
повышению качества и уровня жизни
российских граждан. Эти причины, а
также внешнеэкономические
Цель исследования – разработка теоретико-методологической основ развития потребительского кредита в РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
В курсовой работе были использованы научные труды российских ученых–экономистов: В.И. Боровикова, А.В. Ветровой, А.А. Вишневской, М.И. Власова, Е.Ф. Жукова, В.И. Колесникова, Г.Г. Куршаковой, О.И. Лаврушина, А.А. Макарова, Ю.С. Масленченкова, М.Ю. Матовникова, Т.В. Никитина, Г.С. Пановой, О.С. Рудакова, С.Ф. Спицина, В.М. Усоскина, М.М.Ямпольского.
Также в последнее время появилось много новых публикаций, посвященных данной теме. Использовались работы следующих авторов: М. Васина, О. Дяченко, Н. Логвиновой, А. Мирошниченко, Е. Потоцкой и др.
Информационной основой исследования явились законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Банка России, материалы мировой и российской статистики, Банка России, материалы научно-практических конференций и периодической экономической печати, экономи-ческой литературы, посвященные новейшим исследованиям в области потребительского кредитования.
В последнее время часто можно слышать это слово – кредит. Потребительский кредит стал играть важную роль в нашей сегодняшней жизни, он даёт нам:
Единственное о чём не стоит забывать так это о своей работе, ведь без неё нельзя получить потребительский кредит. Ещё потребуется своя «кредитная история», описывающая то, как возвращаются долги и оплачиваются счета.
Также необходимо отметить, что потребительский кредит имеет и свои недостатки, которые стоит учесть. Иногда кредитные и расходные счета создают у нас иллюзию богатства и приводят к чрезмерным тратам, а впоследствии, по мере роста долгов, часто возникают трудности с ежемесячными платежами. Как правило, покупки в кредит обходятся дороже, чем при оплате наличными. Это происходит, потому что при покупке в кредит цена товара часто несколько выше, чем при оплате наличными, и к ней ещё надо добавить процент за пользование кредитом.
Слово «кредит» происходит от латинского «credere», что означает «верить», «доверять».
Впервые о кредите упоминается еще в средневековье. Иудеи использовали личный кредит, т.е. за долги отправлялись в долговое рабство. Царь запретил такое рабство и обратил личную ответственность в имущественную. Он издал закон, по которому должник теперь отвечал перед кредитором своим имуществом, а не личной свободой. На земле должника ставили столб, на котором было написано, что его имущество принадлежит кредитору в обеспечение определенной суммы, и таким образом уведомляли всех вокруг, что данное имущество заложено. Столбы с такими надписями стали называть ипотекой от греческого "hypotheke", что означает "залог, заклад".
Первые кредиты появились в то время, когда человек столкнулся с такой проблемой, как неурожай. Если отдельному крестьянину не хватало собранного урожая, он шел к более богатому и просил одолжить определенную сумму денег до следующего урожая.
Кроме того, первые формы кредитов
и процентов имели, конечно же,
натуральный характер (разновидность
бартера). Крестьянин занимал один мешок
зерна, а возвращал полтора или
два. Таким образом, кредит опередил
появление и рыночного
Если человек не мог отдать долг, он мог лишиться своего имущества. Если у него было нечего взять, он отправлялся отрабатывать долг к своему кредитору, собственно, уходил в долговое рабство. Конечно, подобное явление не вызывало одобрения в обществе, особенно церкви.
К концу средних веков
В России такой закон ввели в 1754 г., а максимальный процент был тоже равен 6%. В XVIII в. широкая волна протеста против запрещения процентов начинает постепенно разрушать общественное мнение, и в XIX в. практически везде отменяют контроль за размером процента. Однако в законодательстве многих стран остается понятие ростовщичества ("эксплуатации нужды кредитующегося") и уголовная ответственность за него. [19]
Осуществлять займы
Крупными заемщиками могли быть короли, займы которых носили либо военный характер, либо потребительский. Короли были одними из самых ненадежных заемщиков, так как легко могли решить не возвращать деньги.
В практике российских банков XIX –
начала ХХ вв. также существовало понятие
личного кредита. При этом личный
кредит – это кредит без залога,
предоставляемый личности, которая,
по мнению банка, обладает достаточной
платежеспособностью и
На протяжении многих веков банковский потребительский кредит был слабо развит в капиталистическом обществе, что было обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. Вплоть до Второй мировой войны коммерческие банки развитых капиталистических стран почти не предоставляли населению денежные ссуды на потребительские цели. Первыми вступили на этот путь коммерческие банки США. Еще в 1920-1930 гг. группа из нескольких банков, возглавляемая одним из предшественников нью-йоркских "Сити-Корпорейшн" и "Банк Америки", создала у себя отделы потребительского кредита. Первоначально эта банковская группа предоставляла займы частным лицам на такие цели, как оплата медицинской помощи, стоматологических услуг, обучения и т.п., но затем приступила и к выдаче ссуд на покупку в рассрочку потребительских товаров. После окончания войны сектор потребительского кредита стал одним из наиболее быстроразвивающихся сегментов рынка кредитных услуг коммерческих банков. В других западных странах бум в области банковского кредитования потребительских нужды населения начался в конце 50-х годов. Таким образом, особое развитие потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся. [11, с.139]
Наибольшее распространение
потребительский кредит получил
в США: только за период 70-х гг. наблюдался
троекратный рост остатков по потребительскому
кредиту. К началу 90-х гг. он превышал
сумму 600 млрд долл. Стоит отметить,
что темпы роста
Однако разница в стартовых
позициях стран после Второй мировой
войны предопределила особенное
положение рынка США как
История законодательства о потребительских кредитах в США насчитывает не один десяток лет. Единый Кодекс о Потребительских Кредитах первоначально был принят в семи штатах. Целью этого акта было защитить потребителей, получающих кредиты для финансирования покупок, гарантировать правильное, адекватное предоставление услуг по кредитованию, регулировать кредитную индустрию в целом.
Закон о потребительском кредите разработан специальными уполномоченными по унификации законодательства штатов в 1968 г. Закон был принят почти четвертью штатов и охватывает много областей, присутствующих в Федеральном законе о защите потребителя. Закон устанавливает:
Он также регулирует кредитные сделки, охватывающие большую часть продажи недвижимости, товаров и услуг лицами, регулярно участвующими в продаже в кредит.
Американский закон «О
защите прав потребителей» содержит
часть, посвященную потребительским
кредитам. Он обязывает кредиторов
в полной мере доводить до потребителей
условия кредитования. Закон также
защищает потребителей от злоупотреблений
со стороны ростовщиков, ограничивает
размеры вознаграждений, учреждает
Национальную комиссию по потребительским
финансам, которая компетентна вести
расследования в области
Также Закон регламентирует
деятельность компаний, выпускающих
кредитные карты и
В России первые кредиты на покупку товаров можно было оформить в крупных универмагах. Нужно было принести справку с места работы и заполнить анкету, тогда товар уже принадлежал заёмщику. Дальнейшие формальности заемщика не касались. Бухгалтерия на работе вычитала из его зарплаты 5–10 рублей и переводила в магазин.