Потребительский кредит в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Современное общество предлагает много возможностей для улучшения благосостояния граждан. Одна из них - потребительский кредит.
Вместе с тем, тенденции развития кредитования банками населения в последние годы характеризуется не только положительными, но и отрицательными факторами. При достаточно высоком потенциале потребительского кредита многие российские банки пока не имеют возможности расширять это направление кредитования. Этому препятствует наличие ряда нерешенных проблем, связанных с влиянием на банковскую деятельность различных внешних и внутренних факторов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Историческое развитие потребительского кредитования……………….......…5
2. Особенности организации потребительского кредита в современных условиях………………………………………………………………………………9
3. Анализ состояния рынка потребительского кредитования в Российской Федерации………..…………………………………………………………………16
4. Перспективы развития потребительского кредитования в Российской Федерации ………………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………..……...

Файлы: 1 файл

Kursovaya01.docx

— 537.40 Кб (Скачать файл)

На данный момент времени отмечается, что рынок потребительского кредитования переживает новый подъем. Объем потребительских кредитов значительно возрос по сравнению с кризисным периодом и продолжает расти, а в связи с этим появляются перспективы его дальнейшего развития.

Основные перспективные направления  развития потребительского кредитования:

  1. Автокредитование
  2. Ипотечное кредитование
  3. Кредитование при помощи пластиковых карт

Одна из них, разновидность потребительского кредита - автокредит. Данный банковский сегмент характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, что наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона.

Страхуя риски, банки вводят дополнительные условия – страхование  залогов (автотранспорта). Это в свою очередь дополнительными расходами  ложится на заемщиков, которые переплачивают  за страховку в среднем 10-20% от стоимости  автомобиля.

Таким образом, автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему, дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыли. Не остаются в накладе и банки с автосалонами, которые получают агентские комиссии от страховых компаний.

В отличие от классического  потребительского кредитования, где  в основном кредиты выдаются в  рублях, отличительной особенностью автокредитования являются валютные кредиты. А соответственно и процентные ставки (с учетом различных банковских комиссий) ниже на 30-40%. [6, с.153]

Дополнительными прибылями, которые получает банк в рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с торговых организаций, в которых осуществляется выдача кредитов. Это так называемый дисконт  с торговой организации.

На заре зарождения потребительского кредитования подобные дисконты доходили до 7-10%, однако в последнее время  средний дисконт с торговой организации  вышел на уровень 1,5-2,5%. Это связано  с тем, что, борясь за клиентов, банки  начинают демпинговать в рамках конкурентной борьбы между собой. Более того, крупные торговые сети и автосалоны требуют от банков отмены подобных комиссий, а сети «первого» порядка заставляют банки платить им. Так уже в конце 2004 года, компания «МИР» в рамках проводимого тендера обозначила банкам условную цену того, что потребительские кредиты будут распространяться на территории магазинов. По некоторым данным, величина такого дисконта составляет 2-3%. [11, с. 158]

По мнению экспертов, позитивная динамика розничного кредитования определяется активным развитием именно потребительских  кредитов. Наглядные примеры −  кредиты на покупку автомобилей, ставшие достаточно популярными  в последнее время. И хотя нет  точных данных о том, какая часть  проданных в прошедшем году автомобилей  была приобретена в кредит, можно  уверенно говорить о том, что эта  доля становится все более заметной. Во всяком случае, схему продажи новых машин в кредит используют сегодня многие автосалоны, а в целом рынок проданных автомобилей оценивается в несколько млрд. долл. Если только по этому сегменту оценивать потенциальные масштабы рынка (а тем более, если добавить сюда возможности ипотеки), то становятся очевидными хорошие перспективы розничного кредитования. [17, Бакунин А., «Автокредит»]

Другим, немаловажным и перспективным  направлением для банков является активное продвижение розничного кредитования не только в столичном регионе, но и по всей территории России. Естественно, что развитие банковского бизнеса  в регионах отстает примерно на 2-3 года от столичного, но, учитывая огромный спрос, данное направление представляется весьма выгодным и интересным.

В начале 2000-х годов, «Русский стандарт», «Хоум кредит» постепенно открывают представительства и  филиалы в крупнейших городах  России. В таких как: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Казань, Уфа и многих других.

В регионах, крупнейшим московским банкам составляют большую конкуренцию  местные банки, которые также  готовы предложить клиентам выгодные условия и более дешевый кредитный  продукт. Таким образом, московские банки помимо своей внутренней конкуренции, получают конкурентную борьбу в регионах еще и с местными банками. [4, Алексашин Д., «Развитие потребительского кредитования»]

На сегодняшний день потребительское  кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о  том, что розничный банковский сегмент  развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.

Одним из перспективных направлений  развития потребительского кредитования является нецелевое кредитование при помощи пластиковых карт.

Сейчас формы подобного  кредитования в России существуют, однако не пользуются большой популярностью. В первую очередь это связано, с неразвитостью инфраструктуры принятия пластиковых карт к оплате (небольшое количество POS-терминалов, импринтеров, банкоматов). А во-вторых, для получения подобных кредитов банки требуют с заемщиков  дополнительные подтверждения платежеспособности.

Сложившаяся тенденция развития рынка пластиковых (кредитных и  пр.) карт в России характеризуется  изменением его структуры. В ближайшее  время доля кредитных карт в общем  объеме эмиссии существенно возрастет  за счет расширения партнерства банков и торговых сетей по продаже товаров  в кредит, которая сопровождается интенсивной рекламой компанией.

Кредитные функции частично выполняют обычные дебетовые  карты международных платежных  систем, используемые в качестве зарплатных. Руководство предприятий нередко  договаривается с банками-эмитентами о предоставлении своим сотрудникам  кредита по картам в размере месячной зарплаты.

Кредитные карты получают в России все большее распространение  и относятся к одному из бурно  развивающихся направлений банковского  бизнеса. Пластиковая карточка выступает  не только средством предоставления кредита физическим лицам и выполняет  другие функции. [18, с. 152]

Основой западной модели потребительского кредитования являются кредитные карты. В развитых странах они выступают:

    • удобным и безопасным средством для финансирования повседневных трат;
    • с их помощью можно получить беспроцентный кредит на короткий срок `до зарплаты`, а также кредит на относительно большой срок для крупных покупок;
    • финансовым резервом для непредвиденных ситуаций;
    • удобным средством для оплаты услуг, требующих внесения залога (гостиницы, прокат автомобилей и др.), а также для покупок в Интернет-магазинах. [10, с. 138]

Надо отметить, что технологически обеспечить бесперебойное функционирование системы льготного кредитования достаточно непросто, это под силу только крупным розничным банкам. Поддержка кредитных карт требует  реализации для банков дополнительных процедур по сравнению с технологией  выпуска расчетных банковских карт.

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время потребительское  кредитование активно развивается  в России, что является положительной тенденцией на пути к формированию новой, устойчивой модели банковской системы.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Потребительский кредит –  форма кредита, предоставляемого населению  предприятиями торговли и сферы  услуг при покупке предметов  потребления, товаров длительного  пользования, оплате бытовых услуг  на условиях отсрочки платежа.

Субъектами потребительского  кредита являются заемщики - физические лица, и кредиторы – коммерческие банки и специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы.

Сфера потребительского кредитования – пока еще недостаточно сформированная часть национальной экономики России. Цель ее функционирования – повышение  доходов банков и торговых организаций, удовлетворение потребностей населения  в товарах и услугах на основе кредитных ресурсов, расширение его  покупательских возможностей, что, в  свою очередь, способствует развитию национальной экономики. Но достижение этой цели требует  использования научных принципов  и эффективных методов управления взаимодействиями субъектов сферы  потребительского кредитования.

Кредитные операции - самая  доходная статья коммерческого банка, и  в каждой кредитной сделке для  банка существует кредитный риск – риск  невозврата ссуженной  стоимости  и процентов по ней  заемщиком.  Поэтому для банка  важной становится разработка комплекса  мероприятий по снижению риска кредитных  операций и управление кредитным  риском. Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. И  управление кредитным риском включает в себя учет этих факторов и разработка мероприятий по снижению риска.

В качестве одного такого мероприятия  может выступать Открытое акционерное  общество «Национальное бюро кредитных  историй» (ОАО «НБКИ»), цель которого заключается в создании общенациональной системы управления кредитными рисками для банков и небанковских организаций, содействии развитию кредитного рынка страны за счет повышения доступности кредитов для предприятий и населения. Возможность получения кредитов  и их стоимость во многом связана с финансовым состоянием и репутацией заемщиков. Но в условиях, когда клиентами банков являются  миллионы граждан, установить добросовестность конкретного лица, обратившегося за кредитом крайне сложно. Для решения этой задачи и были созданы кредитные бюро, которые аккумулируют информацию о выданных кредитах в кредитных историях заемщиков с их согласия. В дальнейшем,  при выдаче новых кредитов, любой банк  в первую очередь будет рассматривать тех заемщиков, которые имеют  позитивную кредитную историю, то есть добросовестно выплачивали проценты по взятым ранее кредитам и своевременно погашали сам кредит.

Потребительское кредитование является неотъемлемой частью современного розничного рынка. Стабилизация экономического и политического положения в данной сфере влияет на постепенное повышение жизненного уровня населения, расширение его потребностей, обуславливают увеличение спроса населения на потребительский кредит, на расширение его видов и форм.

В целом для современного этапа  развития российского рынка потребительского кредитования характерны существенные темпы роста объема выданных потребительских  кредитов по отношению к суммарным  активам банковского сектора  и общему объему выданных кредитов.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1"О банках и банковской деятельности" с изменениями и дополнениями.
  2. Письмо Банка России от 05.05.2008 N 52-Т "О "Памятке заемщика по потребительскому кредиту"
  3. Банки и банковское дело. [Текст] : учебник / Под ред. И. Т. Балабанова. — СПб.: Питер. 2010.
  4. Банковское дело. Управление кредитным риском, [Текст] : учебник / Под ред. Е.А. Супруновича. – М.: Астрель, 2010.
  5. Все виды кредитования. [Текст] : учебное пособие / Под ред. Филина Ф.Н. – М.: Атрель, 2009.
  6. Всё о кредитах: Понятно и просто. [Текст] : учебное пособие / Под ред. Ю. Демина – СПб.: КТП-ПРЕСС, 2010.
  7. Все о кредите для населения. [Текст] : учебное пособие / Под ред. М.С. Ефимовой. – М.: Биглон, 2008.
  8. Денежное обращение и кредит [Текст] : учебник / Под ред. О.Е. Янина, – М.: Академия, 2009.
  9. Деньги. Кредит. Банки [Текст] : учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2009г.
  10. Деньги. Кредит. Банки. [Текст] : учебник / под ред. Ю.А. Корчагина. – М.: Аист-пресс, 2007.
  11. Каджаева М.Р. Банковские операции. [Текст] : учебник /М.Р. Каджаева, С.В. Дубровская. – М.: Астрель, 2009.
  12. Кредитный риск-менеджмент и моделирование нового актива в портфеле  [Текст] : учебник / под ред. М.Н. Помазанова. – М.: Аист-пресс, 2008.
  13. Кроливецкая Л.П.  Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков.[Текст] : учебник /Е.В. Тихомирова, Л.П. Кроливецкая. – М.: Кнорус, 2009.
  14. Основы банковского дела. [Текст] : учебник / Под ред. Максюмова А. А., - М.: Бератор-Пресс, 2009.
  15. Управление потребительским кредитованием.  [Текст] : пер. с англ. / Филей С. – М.: ДИК, 2010.
  16. Финансы. Денежное обращение и кредит [Текст] : Учебное пособие / под ред. Колпакова Г. М., — Е.: КТР-ПРЕСС, 2007 г.
  17. Вестник Банка России: Нормативные акты и оперативная информация / Центральный Банк Российской Федерации. – М.: ЗАО «АЭИ Прайм-ТАСС», 2010. - № № 25 (1268) от 11.05.11 (19).
  18. Бюллетень банковской статистики: Статистический сборник / Центральный Банк Российской Федерации. – М.: ЗАО «АЭИ Прайм-ТАСС», 2010. - № 6 (104).
  19. История возникновения потребительского кредита, [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.credit.ru
  20. Ассоциация региональных банков России, [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://asros.ru/.

Информация о работе Потребительский кредит в России