Потребительский кредит в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Современное общество предлагает много возможностей для улучшения благосостояния граждан. Одна из них - потребительский кредит.
Вместе с тем, тенденции развития кредитования банками населения в последние годы характеризуется не только положительными, но и отрицательными факторами. При достаточно высоком потенциале потребительского кредита многие российские банки пока не имеют возможности расширять это направление кредитования. Этому препятствует наличие ряда нерешенных проблем, связанных с влиянием на банковскую деятельность различных внешних и внутренних факторов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Историческое развитие потребительского кредитования……………….......…5
2. Особенности организации потребительского кредита в современных условиях………………………………………………………………………………9
3. Анализ состояния рынка потребительского кредитования в Российской Федерации………..…………………………………………………………………16
4. Перспективы развития потребительского кредитования в Российской Федерации ………………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………..……...

Файлы: 1 файл

Kursovaya01.docx

— 537.40 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1. Объемы потребительского кредитования (млрд. руб., левая шкала) и его темпы роста (%, правая шкала).

 

Согласно рисунку 1, начиная с 1999 года, наблюдается рост объемов потребительских кредитов и лишь в 2009 году – понижение, как следствие кризиса 2008-2010 года.

Темпы роста потребительского кредитования имеют более значительные колебания. С 1999 года до середины 2001 года наблюдается резкий подъем темпов роста, а с середины 2001 года до 2002 года –  наоборот, резкий спад темпов роста  потребительского кредитования. А к 2003 году снова резкий подъем. Потребительский  кредит приобрел очертания банковского  продукта в 2004 году, с чем связано  устойчивое положение темпов роста  потребительского кредитования в это  время.

К 2006 году произошло инфраструктурное и продуктовое становление сегмента рынка потребительского кредитования. Но, не смотря на это, начиная с 2005 года, происходит постепенный спад темпов роста потребительского кредитования в России.

Население к 2007 году перешло  от накопительной модели потребления  к кредитной модели потребления, но темпы роста потребительского кредитования продолжали постепенно падать.

В кризисном 2009 году потребительское  кредитование снизилось.

В 2008 году произошел кризис банковской системы, как в России, так и за рубежом. Тогда наблюдалось  резкое сужение рынка потребительского кредитования в России. Наиболее низкий уровень наблюдался в 2009 году. Лишь в 2010 году он вновь начал возрастать.

В 2010 году специалисты отмечают явное оживление спроса на продукты потребительского кредитования. В этом году на рынке потребительского кредитования складывалась благоприятная обстановка - многие банки активизировали работу в данном сегменте, возобновили свои потребительские программы и в результате усиления конкуренции стали снижать ставки по кредитам, а также снижать или вовсе отменять комиссии за организацию кредита. Помимо этого увеличились максимальные суммы кредита и смягчились требования к заемщикам.

В 2010 году в банках начали расти потребительские портфели. Однако стоит заметить, что, несмотря на либерализацию условий, после  кризиса банки будут более  осторожны при выборе заемщиков  и будут внимательнее смотреть на кредитную историю своих потенциальных клиентов. Процент отказов растет. Это связано с плохой кредитной историей клиентов в 2008–2009 годах, плюс ко всему увеличилось число поддельных документов. Однако, несмотря на это, некоторые банки начали снижать ставки по потребительским кредитам. Но, так как данный продукт несет в себе высокую степень риска, банки продолжают очень аккуратно выдавать потребительские кредиты и очень тщательно проводить анализ данных клиента. [9, с. 324]

Рисунок 2. Структура прироста внутреннего спроса относительно соответствующего квартала предшествующего года и структура его покрытия в миллиардах рублей.

 

За последнее десятилетие (2000-2009 годы) из 100 рублей прироста внутреннего спроса 53-57 рубля покрывались повышением цен на товары и услуги и 22-25 рублей – импортом. Лишь 1 из 5 рублей прироста внутреннего спроса покрывался увеличением выпуска российских предприятий.

Рисунок 2 отображает вклад потребительского кредитования в экономический рост. Также доля потребительского кредитования в конечном потреблении заметна и стимулирует инфляцию и импорт.

В 2009 году потребительское  кредитование снизилось – сильнее  конечного потребления, но менее  чем внутренний спрос. Прирост внутреннего спроса достиг своего минимума. В последующие года наблюдается новый подъем данного показателя, который уже начал возрастать в 2010 и, по прогнозу специалистов, продолжит данную тенденцию в будущих периодах.

Рисунок 3. Доля потребительского кредитования в расширении внутреннего спроса и конечного потребления, в % (2005 – 2010 года).

 

Кривая, характеризующая долю потребительского кредитования в приросте внутреннего спроса, в период с 2005 по 2008 год претерпела совсем незначительные колебания. С 2005 по 2006 год наблюдается рост доли потребительского кредитования в приросте внутреннего спроса, а после этого, вплоть до середины 2008 года – её  понижение. С 2008 по 2009 года – снова подъём, только более резкий, а с 2009 по 2010 – вновь спад.

Кривая, характеризующая долю потребительского кредитования в приросте конечного потребления, с 2005 года по 2007 год проходит плавный подъём, а начиная с 2007 года – спад (особенно резко – с 2008 года) по 2009 год. С 2009 года – снова резкий подъём доли потребительского кредитования в приросте конечного потребления.

Данные колебания, прежде всего, связаны с тем, что рынок  потребительского кредита и экономика  в целом в 2009 году переживала посткризисный  период.

Рисунок 4. Динамика над депозитами нефинансового сектора (без учета задолженности по облигациям), собственных средств банковской системы и объемов потребительского кредитования в миллиардах рублей (2003 – 2010 года).

 

Анализируя данные рисунка 4, мы видим тенденции развития кредитов, предоставляемых физическим лицам по сравнению с депозитами нефинансового сектора. Собственные средства (без субординированных кредитов) имеют тенденцию роста в течение последних лет – с 2003 по 2010 год. Кредиты, предоставляемые физическим лицам, имеют похожую тенденцию. Но на данном графике наблюдается резкий подъём в течение 2008 года, в дальнейшем наблюдается сравнительно небольшой спад в период с конца 2008 года по начало 2010 года, после этого – снова подъём.

Итак, проанализировав данный рисунок, можно сказать, что кредитная модель в последнее время приобрела гипертрофированные формы с точки зрения сбалансированности. Соотношение банковской задолженности и депозитов населения достигло 80%, тогда как для большинства стран данное соотношение составляет 30-40%.

Рисунок 5. Соотношение объёмов банковских кредитов и депозитов населения в % к депозитам (за 2006 – 2010 год).

 

Кредитная модель потребления  представляет собой модель, при которой  заемщики больше склонны к трате денег, они в большей степени используют кредитование, нежели сбережение и накопление денежных средств, как при накопительной модели потребления.

Анализируя график соотношения  объёмов банковских кредитов и депозитов  населения в % к депозитам за 2006 – 2010 год, можно заметить, что в течение данного периода времени соотношение объёмов банковских кредитов и депозитов населения в % к депозитам имело различные тенденции.

Начиная с 2006 года и заканчивая началом 2009 года соотношение объёмов банковских кредитов и депозитов населения в % к депозитам имело тенденцию роста, но с начала 2009 года начался спад данного показателя и продолжается даже сейчас.

Что касается процентного  показателя, то он колеблется в пределах от 40 до 90%.

Таким образом, можно сказать, что согласно графику, изображенному  на рисунке 5, в течение последнего времени население возвращается к кредитной модели потребления, но в «более осторожной» версии. Отношение остатков по депозитам и кредитам населения к доходам за 2006 – 2010 год.

Рисунок 6. Кривая, отражающая отношение остатка по депозитам к доходам колеблется в рамках от 20 до 31% отношения остатков по депозитам и кредитам населения к доходам за 2006 – 2010 год.

 

Кривая в большей степени имеет тенденцию роста в пределах данных рамок. Резкие колебания (положительные) наблюдаются в декабре 2007 года и декабре 2009 года, отрицательные – декабрь 2008 года.

Кривая, отражающая отношение  остатка по кредитам, колеблется в  рамках от 10 до 16% отношения остатков по депозитам и кредитам населения  к доходам за 2006 – 2010 год. В период с декабря 2006 года по сентябрь 2007 года наблюдается рост, в период с сентября 2007 года по март 2009 года – падение, а  в период с марта 2009 года по декабрь 2010 года – снова рост.

Кривая, отражающая остатков (депозиты - кредиты) к доходам, колеблется в рамках от 5 до 18% отношения остатков по депозитам и кредитам населения к доходам. В период с декабря 2006 года по октябрь 2008 года она имеет тенденцию спада, а в период с октября 2008 года по декабрь 2010 года – тенденцию роста.

Рисунок 7. Темпы прироста кредитов физическим лицам (всего) к уровню соответствующего месяца предшествующего года, в процентах.

 

На рисунке 7 изображена кривая прироста задолженности по кредитам физическим лицам (всего), к соответствующему месяцу предыдущего года, фактически, в процентах, а также кривая, характеризующая прогноз прироста (в зависимости от реальной ставки, доходов, накопленной задолженности) в процентах.

Анализируя кривую прироста задолженности по кредитам физическим лицам (всего), к соответствующему месяцу предыдущего года, мы наблюдаем тенденцию  спада прироста задолженности по кредитам физическим лицам (всего), к  соответствующему месяцу предыдущего  года в период с января 2006 года по январь 2010 года, а в период с января 2010 года октябрь 2010 года – подъём.

Таким образом, согласно графику, изображенному на рисунке 8, макроэкономический прогноз предполагает рост номинальных доходов населения в 2010 – 2011 годах на 11%, а также ускорение инфляции и переход кредитной модели потребления. [20]

Исходя из анализа ситуации на рынке потребительского кредита, можно сделать следующие выводы на данный период времени:

  • Потребительское кредитование является важным сегментом банковского розничного бизнеса.
  • Использование банковского кредита для покупок товаров долгосрочного пользования, а также использование различных целевых кредитов, стало нормой для населения.
  • Индивидуальные предприниматели и владельцы малых предприятий используют потребительские кредиты для предпринимательских нужд.
  • Потребительские кредиты в ограниченной степени стимулируют внутреннее производство, в большей мере – импорт и инфляцию.
  • Потенциал «нормального» (по мировым меркам) развития сегмента потребительского кредитования ограничен.
  • Сохранение прежних темпов роста потребительского кредитования (с темпами роста в 30-50% в год) не может обеспечиваться внутренними ресурсами, использование внешних средств сопряжено с многочисленными рисками.
  • Расширение банковских ипотечных кредитов ограничивается недостатком долгосрочных пассивов.[17, с. 255]

Подводя итоги, можно сказать  о том, что рынок потребительского кредитования будет продолжать расти  и в последующие периоды времени. Благодаря положительному росту  экономики и промышленного производства, невысокому уровню инфляции, более  активно кредиты будут брать  граждане с невысоким доходом, и  вероятнее всего планка дохода потенциального заемщика снизится также как и  процентные ставки по потребительскому кредитованию.

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Потребительский кредит, сам по себе, является одним из самых перспективных  направлений банковского кредитования. Но его широкому развитию препятствует множество факторов, которые замедляют рост сегмента потребительского кредитования и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов. Ихможно представить следующим образом.

Более широкому распространению потребительского кредитования мешает низкая финансовая культура населения, прежде всего в  части цивилизованных форм заимствования, и все еще высокая доля доходов, получаемых неофициально.

Также распространению потребительского кредитования препятствует несовершенство законодательства в данной области.

Но помимо факторов, замедляющих  рост сегмента потребительского кредитования, есть факторы, ускоряющие данный рост.

Проблема несовершенства законодательного аспекта потребительского кредитования решается – законодательные органы Российской Федерации готовят к  опубликованию закон «О потребительском  кредите».

Проблема отсутствия цивилизованных фор взаимодействия между банками  уже решена. Существует, так называемый, черный список неплательщиков кредитов, который помогает банкам усовершенствовать  процесс потребительского кредитования. Также решению данной проблемы способствует федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях".

Ни для кого не секрет, что потребительский кредит это одна из наиболее удобных для физических лиц форм кредитования. В последние годы потребительское кредитование в России развивалось поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако в связи с последними событиями ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился из-за кризиса 2008 года. Но многие аналитики, утверждают, что данное событие вовсе не стало причиной спада, потому что понижение активности началось ранее, он лишь стал толчком к резкому падению темпов роста потребительского кредитования.

Причины снижения данной активности:

  1. Насыщение рынка. Практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые.
  2. Недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам. То есть в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора.В результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.
  3. Многие из банков для увеличения объема потребительских кредитов снижали требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента.
  4. В России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы. [15, с. 46]

Информация о работе Потребительский кредит в России