Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:52, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
провести анализ развития потребительского кредитования в России и за рубежом;
выявить тенденции и факторы развития кредитования физических лиц;
проанализировать методические подходы к исследованию проблем управления потребительским кредитованием в коммерческом банке;
разработать рекомендации по совершенствованию управления потребительским кредитованием в коммерческом банке.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧАСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
1.1 Проблемы и тенденции развития потребительского кредитования в Российской Федерации. 4
1.2. Факторы, влияющие на развитие потребительского кредитования в России. 8
1.3. Зарубежный опыт потребительского кредитования. 17
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ООО «РУСФИНАНС БАНК».
2.1. Динамика сферы кредитования в России и за рубежом. 22
2.2. Оценка кредитования физических лиц в ООО «Русфинанс Банк». 27
2.3. Анализ эффективности деятельности операций ООО «Русфинанс Банк»42
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Направления по реформированию нормативно-правовой базы. 53
3.2 Основные направления совершенствования кредитной политики банка. 58
3.3. Методы снижения рисков потребительского кредитования. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Потребительское кредитования в Российской Федерации (на примере ООО «Русфинанс Банк»)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧАСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
1.1 Проблемы и тенденции развития
потребительского кредитования
в Российской Федерации.
1.2. Факторы, влияющие на развитие
потребительского кредитования
в России.
1.3. Зарубежный опыт
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ
2.1. Динамика сферы кредитования в России и за рубежом. 22
2.2. Оценка кредитования
2.3. Анализ эффективности
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Направления по реформированию нормативно-правовой базы. 53
3.2 Основные направления
совершенствования кредитной
3.3. Методы снижения
рисков потребительского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В российской экономике потребительское кредитование, после более чем десятилетнего периода ограниченного использования, также становится все более широко востребованной банковской услугой. Это изменение обеспечено как внутренними факторами экономического развития: стабилизацией экономической и политической ситуации в стране, снижением темпов инфляции, ростом реальных доходов населения, высокой конкуренцией в сегменте корпоративного банковского бизнеса, уменьшением доходности традиционных банковских услуг, так и агрессивной политикой на российском рынке потребительских кредитов зарубежных коммерческих банков, таких как «Сити-банк», «Райффайзенбанк», «ДельтаКредит», что привело, в свою очередь, к активизации деятельности российских банков на этом сегменте банковского рынка услуг.
Кредитование физических лиц, являясь традиционной банковской услугой, приобретает все большее значение для удовлетворения экономических, социальных и культурных потребностей населения.
При этом для зарубежных банков характерна активная политика на рынке потребительского кредитования, предложение большого количества видов кредитования, разнообразие условий кредитования. В свою очередь, постоянно расширяется и спектр объектов потребительского кредитования, что связано с ростом доходов населения.
С 2003 года начинается «бум потребительского кредитования», когда его объем ежегодно удваивался. В результате объемы потребительского кредитования в России выросли за период 2001-2009 гг. в 32 раза, а доля потребительских кредитов в общем объеме банковского кредитования составила более 15%.
Вместе с тем, многие проблемы, определяющие уровень развития потребительского кредитования, не решены: объемы потребительского кредитования остаются относительно небольшими по сравнению с западными странами, программы потребительскою кредитования являются однообразными по условиям, процентные ставки по потребительским кредитам продолжают быть для заемщиков высокими, эффективность потребительскою кредитования для коммерческого банка характеризуется как недостаточная что выражается в больших суммах просроченных кредитов. Все это определяет необходимость совершенствования управления кредитованием физических лиц в коммерческом банке.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
Основным объектом исследования стал коммерческий банк ООО «Русфинанс Банк».
Предмет исследования потребительское кредитование в Российской Федерации.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды зарубежных и отечественных специалистов по теории банковского дела.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые материалы по проблемам регулирования деятельности коммерческих банков, информационные и аналитические материалы Центрального банка РФ, статистические данные Госкомстата России.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ведении раскрываются цель, задачи, объект и предмет исследования выпускной квалификационной работы.
В первой главе работы рассматриваются: понятие и сущность инноваций. А также основы государственного регулирования инновационной деятельности в России.
Во второй главе работы анализируются источники финансирования инновационной деятельности и рисков, влияющих на развитие инноваций. А также проводится сравнительный анализ инновационной политики стран ЕС и России.
В третьей главе работы направления по совершенствованию современной инновационной политики России.
В заключении делаются выводы и даются предложения.
1. ТЕОРЕТИЧАСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
1.1 Проблемы и тенденции развития потребительского кредитования в Российской Федерации
Одной из важнейших функций банковского сектора в целом, а, следовательно, и коммерческих банков, является трансформация сбережений физических и юридических лиц в кредиты. В связи с этим кредитную деятельность коммерческих банков подразделяют на кредитование юридических и физических лиц.
Проведенный анализ статистических данных, характеризующих процесс развития кредитования физических лиц (табл. 1.1),(табл. 1.2) позволил сделать следующие выводы.
Если до начала 90-х годов существовала
развитая система кредитования населения,
то в период формирования рыночных отношений в РФ,
начиная с 1992 года, сектор кредитования
физических лиц практически исчез. Это было
связано с высокими темпами инфляции,
падением доходов большей части населения
страны, и в силу этого высокими для коммерческих
банков рисками в этой сфере рынка кредитов.
Новый этап формирования значимого сектора
кредитования физических лиц связан с
переломными тенденциями развития российской
экономики после кризиса 1998 года.
Таблица 1.1
Кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам и
физическим лицам, млн. руб.
|
в иностранной валюте |
367953 |
255963 |
59957 |
10194 |
2006 | ||||
Всего |
1467489 |
11191452 |
129929 |
94653 |
в том числе |
||||
в рублях |
972640 |
822120 |
68156 |
78446 |
в иностранной валюте |
494849 |
369332 |
61773 |
16207 |
2007 | ||||
Всего |
2028923 |
1612686 |
212359 |
142158 |
в том числе |
||||
в рублях |
1283942 |
1056867 |
107746 |
115899 |
в иностранной валюте |
744971 |
555819 |
104613 |
26259 |
2008 | ||||
Всего |
2910205 |
2299943 |
195874 |
299678 |
в том числе |
||||
в рублях |
1927262 |
1542042 |
112687 |
246177 |
в иностранной валюте |
982943 |
757901 |
83187 |
53501 |
2009 | ||||
Всего |
4227955 |
3189317 |
303440 |
618862 |
в том числе |
||||
в рублях |
3012203 |
3012203 |
160215 |
525372 |
в иностранной валют |
1215752 |
1215752 |
143225 |
93490 |
В целом, как следует из данных табл. 1.2, рост кредитов физическим лицам перешел в активную фазу, начиная с 2003 года, когда доля предоставленных физическим лицам кредитов превысила докризисный уровень и составила к 2004 году 7,0% общего объема выданных кредитов. Кроме того, при темпах роста объемов кредитов, выданных юридическим лицам, в текущих ценах в период 2004-2009 гг. в 15,4 раза, объемы кредитных ресурсов, выданных физическим лицам, выросли за рассматриваемый период в 33,7 раза.
Таблица 1.2
Кредитование физических лиц в РФ, 2004 -2009 гг., %
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Всего выдано кредитов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе физическим лицам |
4,62 |
4,68 |
6,45 |
7,01 |
10,3 |
14,6 |
Из них в иностранной валюте |
42,3 |
22,8 |
17,1 |
18,5 |
17,9 |
15,1 |
Наибольшая тенденция снижения кредитования физических лиц в иностранной валюте.
Следует отметить, что кредитование физических лиц является сложным по своей внутренней структуре. Несмотря на то, что общепринятой классификации кредитов для физических лиц не существует, в статистике коммерческих банков выделяют следующие виды кредитования физических лиц:
Анализ информации по данным периодической печати, экспертным оценкам, статистическим данным, характеризующих тенденции развития кредитование физических лиц, позволяет сделать следующие выводы. Так, по объемам лидирует сектор ипотечного кредитования. Это связано как с размерами кредитов, предоставляемых гражданам для приобретения квартир, так и с развитием государственных программ поддержки жилищного строительства, что выражается в создании Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и его территориальных управлении, выделение уполномоченных банков, принятию Национального проекта. По причине увеличения процента неплательщиков в России, эта отрасль кредитования станет более дорогой. Высокие приросты объемов автокредитования наблюдались в 2004-2009 гг., когда практически все дилеры отечественных и западных компаний активизировали свою деятельность в этом секторе рынка кредитов. Вместе с тем, объемы кредитования в этом секторе рынка отличаются стабильностью, что связано с цикличностью эксплуатации автомобилей, а также практикой зачета стоимости сдаваемого автомобиля при приобретении нового автомобиля. Следует отметить и расширение условий автокредитования.
Наблюдается определенная цикличность в кредитовании в рамках календарного года. Так, например, в зимние месяцы спрос на ипотечные кредиты и автокредиты в 2-3 раза ниже, чем в весенние и летние месяцы. Существует ярко выраженный региональный аспект кредитования физических лиц, что тесно связано с общей неравномерностью социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Контрасты социально-экономического развития территории России
Показатели |
Среднее |
Максимальное |
Минимальное |
Разница между мак. и мин. |
Отношение к среднему, % |
ВРП на душу населения, тыс. руб. |
56,3 |
184,5 |
6,8 |
30 раз |
12,1 |
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс.руб. |
14,2 |
244,0 |
1,2 |
200 раз |
8,5 |
Финансовая обеспеченность региона на душу населения, тыс. руб. |
31,5 |
117,0 |
5,0 |
20 раз |
15,9 |
Уровень зарегистрированной безработицы, в % к экономически активному населению |
2.2 |
0,6 |
13,3 |
20 раз |
-6,5 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % |
27,8 |
11,2 |
91,0 |
более 8 раз |
-3,2 |