Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:52, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
провести анализ развития потребительского кредитования в России и за рубежом;
выявить тенденции и факторы развития кредитования физических лиц;
проанализировать методические подходы к исследованию проблем управления потребительским кредитованием в коммерческом банке;
разработать рекомендации по совершенствованию управления потребительским кредитованием в коммерческом банке.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧАСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
1.1 Проблемы и тенденции развития потребительского кредитования в Российской Федерации. 4
1.2. Факторы, влияющие на развитие потребительского кредитования в России. 8
1.3. Зарубежный опыт потребительского кредитования. 17
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ООО «РУСФИНАНС БАНК».
2.1. Динамика сферы кредитования в России и за рубежом. 22
2.2. Оценка кредитования физических лиц в ООО «Русфинанс Банк». 27
2.3. Анализ эффективности деятельности операций ООО «Русфинанс Банк»42
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Направления по реформированию нормативно-правовой базы. 53
3.2 Основные направления совершенствования кредитной политики банка. 58
3.3. Методы снижения рисков потребительского кредитования. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-степень прозрачности условий
- отражает уровень культуры
Привлекательность программ потребительского кредитования. Для физического лица привлекательность отдельных форм потребительского кредитования связана со следующими факторами:
Постоянное увеличение видов потребительского кредита. Этот принцип реализуется через совокупность факторов, связанных с изменением потребностей населения:
Комплексность кредитного
обслуживания физических лиц
определяет наличие в коммерческом банке
специального механизма
потребительского кредитования,
дополнительный доход за счет предоставления клиентам - физическим лицам различных банковских услуг. Факторами, позволяющими сформировать такой подход, являются: наличие стратегического мышления у руководства; культура банковского персонала, работающею с физическими лицами.
Эффективность потребительского кредитования. Реализация этого принципа зависит от следующих факторов:
- степени востребованности
— уровня социально-экономической
Для конкретизации рисков потребительского кредитования выявленную совокупность факторов систематизируем в соответствии с их основными признаками на экономические, политические, нормативно-правовые, социально-культурные; внутрибанковские факторы. (Таблица 1.5).
Выделенные группы факторов определяют
условия развития потребительского кредита,
как на макроэкономическом уровне, так
и на уровне коммерческого банка. Для коммерческого
банка совокупность макроэкономических
факторов являются условиями, которые
банк должен учитывать при формировании
стратегии потребительского кредитования.
Внутрибанковские факторы, которые являются
для банка факторами микросреды, определяют
необходимые направления совершенствования
деятельности коммерческого банка с целью
обеспечения доходности операций потребительского
кредитования.
Таблица 1.5
Классификация факторов, влияющих на развитие потребительского
кредитования
Группа факторов |
Факторы |
Экономические |
Уровень доходов населения Уровень цеп Уровень инфляции Уровень устойчивости экономической системы, определяющий надежность физических лиц как заемщиков Уровень устойчивости финансовой системы Структура потребления Уровень и характер отложенного спроса Уровень экономического благосостояния общества Совокупность потребностей населения Наличие в достаточном объеме товаров и услуг как объектов потребительского кредита Уровень спроса на различные формы потребительского кредита в стране в целом, в отдельном регионе, в муниципальном образовании |
Факторы, связанные с развитием банковского сектора и рынка потребительского кредитования |
Потребность в потребительском кредите Уровень конкурентной борьбы на рынке потребительского кредитования Специализация коммерческих банков на рынке потребительского кредитования Методы поиска, выявления и продвижения банками новых объектов потребительского кредитования Наличие соответствующей формы потребительского кредита Приемлемость существенных условий кредитования для физических лиц (процентные ставки, размер платежей, период погашения кредита) |
Политические |
Степень поддержки государством населения со средними и низкими доходами Отношение государства к данной форме потребительского Кредита Уровень доверия общества и личности к бизнесу Уровень регулирования банковского |
Социально культурные |
Социально-культурные характеристики социальных групп общества, определяющие представления об уровне и качестве жизни Уровень культурного развития личности Уровень потребления в различных Общественное признание товара или услуги элементом стандарта качества жизни Отношение населения к потребительскому кредитованию личности |
Уровень этичности поведения бизнеса по отношению к обществу Принятый в социальной группе уровень социальной ответственности | |
Правовые |
Законодательная база, регламентирующая права, обязанности и ответственность физических лиц и коммерческих банков в сфере потребительского кредитования |
Внутрибанковские |
Наличие специалистов по потребительскому кредитованию в коммерческом банке Наличие опыта потребительского кредитования населения Разработанность технологий и процедур потребительского кредитования Позиционирование банка на рынке потребительского кредитования Уровень культуры работы банка с клиентами Уровень банковского менеджмента Разработанность методов и процедур портфельного потребительского кредитования Постоянное обновление портфеля потребительских кредитов Стимулирование персонала на заинтересованную работу с физическими лицами Результативность банковской рекламы Уровень доверия населения к |
1.3. Зарубежный
опыт потребительского
Потребительское кредитование является важной сферой деятельности современных зарубежных банков. При этом, как показывает проведенный анализ точек зрения зарубежных специалистов на развитие потребительского кредитования, развитие потребительского кредитования связано с изменением отношения коммерческих банков к этому виду кредитования. И только в 20-30-е годы группа из нескольких крупных банков создала у себя отделы потребительского кредитования. После второй мировой войны сектор потребительского кредитования стал одним из наиболее развивающихся сегментов банковского кредита. К концу 90-х годов темпы роста данного сектора замедлились в силу ужесточения конкуренции за счета потребительского кредита и падения стимулов населения к экономии и сбережению денег.
Рассматривая банковское кредитование, П. Роуз отмечает, что в практике США банковские кредиты могут быть подразделены на семь основных категорий (табл. 1.6).
Таблица 1.6
Основные виды банковских кредитов в США
Вид кредита |
Характеристика кредита | |
Ипотечные кредиты |
Кредиты, обеспеченные недвижимостью — землей,
зданиями и другим имуществом Могут быть
краткосрочными (на строительство
и землеустройство) и долгосрочными (на
покупку сельскохозяйственных | |
Кредиты финансовым учреждениям |
Ссуды банкам, страховым и финансовым компаниям, а также другим финансовым учреждениям | |
Сельскохозяйственные кредиты |
Кредиты владельцам ферм а ранчо с целью содействия их деятельности по обработке земли, сбору урожая, вскармливанию скота и уходу за ним | |
Кредиты торговым И промышленным компаниям |
Кредиты, предоставляемые предпринимательским фирмам для покрытия расходов на покупку товарно-материальных запасов, уплату налогов и выплаты зарплаты | |
Кредиты частным лицам |
Кредиты, предоставляемые физическим
лицам непосредственно или через розничных дилеров,
на покупку в рассрочку | |
Прочие кредиты |
Включают в себя все другие виды кредитов | |
Лизинговое |
Покупка банком оборудования или машин и передача | |
Вид кредита |
Характеристика кредита | |
Финансирование их в аренду своим клиентам |
.Источник: Роуз Л. Банковский менеджмент. М: Дело, 2009. С. 171-173
Следующими по значению являются ссуды частным лицам, составляющие около одной пятой кредитов, предоставляемых коммерческими банками США с застрахованными депозитами.
Таблица 1.7 Процентные ставки по кредитам (среднегодовые) в странах с развивающимися рынками, 2002-2009 гг.э
Страна |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Аргентина |
17,85 |
10,51 |
9,24 |
10,64 |
11,04 |
11,09 |
27,71 |
51,68 |
Бразилия |
78,19 |
86,36 |
80,44 |
56,87 |
57,62 |
62,88 | ||
Мексика |
58,59 |
36,89 |
24,55 |
28,70 |
25,87 |
18,23 |
13,87 |
9,38 |
В работе «Банковские системы в реформирующихся экономиках. Россия в контексте зарубежного опыта» приводится информация, характеризующая основные мероприятия в банковском секторе, которые были осуществлены в период до 2002-2003 гг. в Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили, странах Восточной Европы и в России.
В целом потребительские кредиты, как указывают многие специалисты, являются прибыльными кредитами, но с более высокими процентными ставками. Для США, как государства с наиболее развитой системой потребительского кредитования, характерна следующая практика управления процентными кредитными ставками:
— ставка по потребительскому кредиту не зависит от изменения рыночных условий в течение срока кредитования, что отличает потребительский кредит от кредита, предоставляемого юридическим лицам.
Отдельной проблемой является вопрос
установления процентных ставок по потребительским
кредитам. Так, среди основных причин, обусловливающих дороговизну
Одной из тенденций, отмечаемых зарубежными специалистами, является расширение сферы потребительского кредитования. Так, например, в Японии с использованием механизма потребительского кредитования приобретаются более 80% крупных покупок, в США — 78%, во Франции — 60%, в Италии — около 23%, и на выплату задолженности по кредитам уходит в среднем 10 -20% доходов жителей промышленно развитых стран. Такое активное развитие потребительского кредитование связываются с расширением сферы использования кредитных карт.
Ведущим коммерческим банком в США, развивающим активно потребительское кредитование с использованием кредитных карт, является «Ситибанк Корп.», который имеет свои специальные методики для оценки уровня рисков потребительского кредитования на основе кредитных карт.
При этом в качестве ограничений П. Роуз отмечает, что в США действует законодательство, которое запрещает при принятии решения о выдаче кредитов дискриминацию заемщиков от их возраста, пола, расы, национального происхождения, вероисповедания, места жительства или получения государственного пособия. Кроме того, кредитный инспектор не может задавать вопросы об источниках дохода, отличного от заработной платы.
В германском законодательстве в целях защиты прав физических лиц, пользующих потребительским кредитом, предусмотрено, что может сделать договор недействительным назначение ростовщических процентов, то есть установление процентной ставки, в два раза превышающей средний процент
Кредитование населения в России, как и в странах Восточной Европы и бывшего СССР, находится на начальном этапе своего развития, в связи, с чем масштаб рынка в целом не является значительным. Так, по состоянию на 01.01.2009 г. объем потребительских кредитов составил в России 2,7% ВВП, в Болгарии - 4% ВВП, в Эстонии - более чем 10% ВВП, в Венгрии -13% ВВП, в то время как с США объем потребительских кредитов превышает 70% ВВП.
Вместе с тем, как показывают проведенные исследования, существует определенные диспропорции в потребительских ожиданиях клиентов банков и качеством услуг, предлагаемых самими коммерческими банками. Так, например, сравнительный анализ уровня удовлетворенности населения качеством банковских услуг, проведенный Стокгольмской школой экономики, показало, что: (1) процент населения, неудовлетворенного качеством банковского обслуживания, составляет от 2% (Литва) до 27 % (Россия); (2) степень удовлетворенности или неудовлетворенности качеством банковского обслуживания связана прямым образом с различиями в уровне жизни, длительности рыночных отношений.
В целом проведенный анализ тенденций развития потребительского кредитования в зарубежных странах позволяет сделать следующие выводы: