Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 21:30, лекция
1. Основы классической теории эффективного фондового рынка
2. Иррациональность инвесторов
3. Приложения теории шумовой торговли
Например, в моменты времени, когда шумовые трейдеры оптимистично настроены по поводу паевых инвестиционных фондов, вторичных эмиссий акций, эмиссий облигаций или чего бы то ни было, что явно переоценено в настоящий момент, оператор-арбитражер (это может быть группа инвесторов или предприятие) должен создавать как можно большее количество этого инструмента и продавать его. Но арбитражеры должны тратить ресурсы не только на построение подобных «казино», они должны создавать инвестиционные банки и брокерские компании, для того чтобы выяснять и подпитывать спрос шумовых трейдеров на фондовые активы.
Естественно, что когда арбитражеры начинают вести себя подобным образом, стараясь «обуть» шумовых трейдеров, они сами превращаются в шумовых трейдеров. Вместо того чтобы диверсифицировать свой портфель, арбитражер просто заполняет его такими акциями, по поводу которых ожидается волна оптимизма со стороны шумовых трейдеров.
Арбитражер уже не уделяет внимания фундаментальной информации — он пытается понять и спрогнозировать поведение шумовых трейдеров. Единственная информация, которая теперь действительно имеет для него ценность — это информация о поведении шумовых трейдеров в будущем. Становится просто невозможно отличить шумового трейдера от арбитра-жера.
Теория, которая утверждает, что на действия операторов фондового рынка оказывают влияние не только информация, но и иррациональность инвесторов, кажется разумной альтернативой теории эффективного рынка. Но как можно проверить, работает ли эта теория на практике? Для этого разумно найти какие-либо приложения этой теории, которые выполняются на практике.
Стратегии положительной реакции
Одна из наиболее распространенных стратегий, применяемых операторами фондового рынка, — это стратегия следования тренду. Последователи тренда покупают акции после того, как они начинают расти, и продают их после того, как они начинают падать. Подобную стратегию называют стратегией положительной реакции.
Другими стратегиями, которые могут быть отнесены к этому классу, являются стратегия остановки потерь и стратегия страхования портфеля.
Стратегия остановки потерь заключается в продаже акций после наступления порогового уровня потерь, без оглядки на дальнейшие перспективы этих акций.
Стратегия страхования портфеля заключается в увеличении количества акций в портфеле (для увеличения риска) в моменты, когда цены растут, и в продаже акций из портфеля (для уменьшения риска) в моменты, когда цены падают.
Когда некоторые операторы рынка используют стратегии положительной реакции — покупают, когда цены растут, и продают, когда цены падают, — для арбитражеров стратегия приведения текущих цен фондовых активов к их фундаментальным значениям уже не является оптимальной. Наоборот, для них теперь оптимальная стратегия — присоединиться к шумовым трейдерам.
Арбитражеры начинают покупать, когда цена под воздействием спроса со стороны приверженцев стратегии положительной реакции начинает расти, а продают незадолго до того, как цены достигнут своего пика, и получают чистую прибыль. Арбитраж теперь начинает выполнять обратную функцию — уводить текущую цену ценной бумаги от ее фундаментального, истинного значения. Несмотря на то что в конце концов арбитражеры продают переоцененные акции и этим помогают ценам вернуться к их фундаментальным значениям, в краткосрочном периоде они, скорее, раздувают мыльный пузырь, нежели ликвидируют его.
Если арбитражеры покупают в краткосрочном периоде, но продают в долгосрочном, то мы должны наблюдать положительную корреляцию доходностей операторов рынка в краткосрочном периоде и негативную корреляцию — в долгосрочном периоде. Ведь в краткосрочном периоде арбитражеры работают на пару с шумовыми трейдерами, а в долгосрочном сбрасывают ценные бумаги раньше «шума». Несколько эмпирических исследований, проведенных по данным американского фондового рынка, подтвердили, что доходности за период от недели до месяца имеют положительную корреляцию, а доходности за большие периоды времени отрицательно коррелируют друг с другом.
Таким образом, теория Шляйфера и Саммерса находит подтверждение: раз в краткосрочном периоде доходности положительно коррелируют друг с другом, значит, на рынке присутствует большое количество операторов, использующих стратегии положительной реакции, — шумовых трейдеров. А из-за рискованности арбитража арбитражеры не полностью нивелируют воздействие шумовых трейдеров на процесс ценообразования.
Теория оверреакции и андерреакции
Многие эмпирические исследования утверждают, что инвесторы на фондовом рынке оверреагируют на одни классы информации и андерреагируют на другие. До самого последнего времени не существовало теории, которая могла бы объяснить существование подобных реакций фондового рынка на прибытие информации, свести их в единую систему и предсказать, когда мы можем ожидать возникновения оверреакции, а когда — андерреакции. Лишь недавно увидела свет работа Даниэля, Хиршляйфера и Сабраманиама, в которой была приведена подобная теория.
Теория, предложенная этими авторами, основывается на двух предположениях:
Чрезмерная самоуверенность. Операторы фондового рынка переоценивают свои аналитические способности. Из-за этого они систематически недооценивают вероятность ошибок, которые могут допустить в прогнозе. Это предположение основано на хорошо известном нам факте — люди имеют тенденцию переоценивать собственные способности. Особенно это верно по отношению к профессионалам. Эмпирические исследования утверждают, что профессионалы — всегда значительно более чрезмерно самоуверенные люди по сравнению с непрофессионалами.
Предвзятое отношение. Уверенность оператора в себе возрастает по мере того, как общедоступная информация подтверждает его собственные прогнозы.
Однако на практике наблюдается эффект предвзятого отношения к своим прогнозам, который заключается в том, что уверенность в себе оператора далеко не всегда снижается по мере того, как общедоступная информация начинает опровергать его собственные расчеты и прогнозы. Эмпирические работы в области психологии утверждают, что люди имеют тенденцию к тому, чтобы относить на свой счет прошлые успехи, а за провалы винить внешние факторы (независимо от того, как обстояло дело в действительности).
Построенная на этих двух предположениях теория утверждает, что фондовый рынок, на котором присутствует достаточное количество подобных операторов, будет оверреагировать на прибытие инсайдеровской (закрытой, служебной) информации и андерреагировать на прибытие общедоступной информации.
Теория информационных каскадов
Теория информационных каскадов, разработанная Бикхчан-дани, Хиршляйфером и Вэлчем, является еще одной оригинальной альтернативой процессу ценообразования на фондовых рынках1. Суть этой теории проще всего проиллюстрировать на следующем примере.
В 1995 г. два гуру менеджмента Майкл Трэйси и Фред Вирсэ-ма приобрели 50 ООО копий собственной книги «Дисциплина лидеров рынка» в магазинах по всей стране. Естественно, что оба гуру не стремились афишировать свое приобретение. Но самое забавное, что магазины, в которых закупались книги, оказались магазинами, составляющими рейтинг бестселлеров газеты «Нью-Йорк Тайме». Должно быть, счастливый случай! Естественно, книга сразу же взлетела на верхушку рейтинга этой газеты. Дальше — больше. Несмотря на более чем прохладные рецензии, появившиеся вскоре на книгу, она продолжала оставаться в списке бестселлеров достаточно продолжительное время и принесла хорошие прибыли своим авторам. Похоже, список бестселлеров помог книге значительно больше, чем навредили рецензии. Почему?
Уже достаточно давно имеются эмпирические данные, указывающие на то, что люди, вынужденные принимать решение в ситуации неопределенности, занимаются следующим. Они смотрят на действия других людей и стремятся имитировать их.
Так было, например, в случае с инвестиционным проектом перестройки площади Нью-Йорк Тайме. Инвесторы начали подключаться к финансированию проекта только после того, как крупные вложения в этот инвестиционный проект сделала компания Disney.
Еще один пример. Многие люди оценивают качество ресторана по количеству пустых мест, которые можно увидеть через его окно. Мало свободных мест — хороший ресторан, много — плохой. Что же делают менеджеры ресторанов, знающие об этом? Они начинают предлагать посетителям занять прежде всего такие места, которые видны с улицы, и только потом переходят к заполнению оставшейся части зала.
И такой пример. Если вы начинающий артист, то вам не помешают хлопальщики — люди, которые профессионально занимаются созданием бурных оваций. В зале хлопальщиков, как правило, не более десятка, но они могут обеспечить иллюзию бурного восторга от выступления у всего зала. И знаете что? Остальной зал вскоре может присоединиться к овации.
Подобное поведение людей является следствием имитационного поведения. Эти привычки людей уже давно известны. Макиавелли в своем «Государе» писал: «Человек почти всегда следует колеей, проложенной другими людьми». Известный философ Эрик Хоффер утверждал: «Когда люди свободны в своем выборе, они предпочитают имитировать действия друг друга... Общество, предоставляющее неограниченную свободу индивидууму, чаще всего превращается в общество безликих, абсолютно одинаковых людей».
Имитационные действия людей зачастую еще называют стадным поведением [herd behavior]. Какова же причина стадного, имитационного поведения большинства людей?
Наиболее очевидная причина стремления людей имитировать действия друг друга заключается в том, что люди зачастую сталкиваются на практике с одними и теми же проблемами. Это означает, что люди оказываются одинаково информированными, поставленными перед одними и теми же возможными альтернативами и возможными последствиями своего выбора. В результате они делают одинаковый выбор. Хотя, и это естественно, различие во вкусах может приводить к различным действиям даже при условии одинаковой информированности индивидуумов.
Другая причина стадного поведения людей может заключаться в том, что люди, поставленные перед какой-то задачей, принимают решение о том, чтобы «сэкономить» на ее решении. Самостоятельно решать задачу — это сложно и долго, а можно еще и понести значительные издержки. Зачем? Ведь есть альтернатива: нужно войти в переговоры с другими людьми или просто понаблюдать за их действиями в аналогичных ситуациях.
Любопытно,-что вторая причина возникновения стадного поведения работает независимо от того, одинаково или неодинаково индивидуумы информированы относительно задачи. Итак, человек начинает наблюдать действия других людей в аналогичных ситуациях и по мере того, как идет время, множится количество наблюдений и появляется то, что Бикхчан-дани, Хиршляйфер и Вэлч называли информационным каскадом.
Информационный каскад — это ситуация, когда индивидуум наблюдает действия большого количества других людей и видит, что все эти люди сделали одинаковый выбор. После этого он предпринимает действие, которое в точности имитирует решения его предшественников. Проблема заключается в том, что он будет готов принять решение, аналогичное решениям его предшественников, даже несмотря на то, что доступная ему частная информация рекомендует воздержаться от этого.