Практическая работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 00:25, практическая работа

Описание работы

Охарактеризуйте иерархию структуры финансовой системы общества?
Характером каких финансовых инструментов определяется состав финансовой политики?
Составьте схему взаимосвязей органов финансового менеджмента страны?....

Файлы: 1 файл

Практическая работа. Фин.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

2. В зависимости от экономических субъектов проводится:

- индивидуальный, частный (гражданский) контроль, осуществляемый каждым гражданином общества. Цель – проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов;

- государственный контроль, проводимый органами власти (президентом, парламентом, правительствами, министерствами и  ведомствами и др.). Главная цель – обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.) прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

- ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств в отношении деятельности подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

- внутрихозяйственный   контроль   ведется   экономическими   и финансовыми службами организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;

- общественный контроль проводится неправительственными организациями. Объект контроля зависит oт стоящих перед ними задач;

- независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами;

- международный  контроль  осуществляется   международными субъектами.

3. В зависимости  от сферы финансовой деятельности различают бюджетный, инвестиционный, итоговый, кредитный, валютный, страховой и другие виды контроля.

Среди методов финансового контроля используются: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, наблюдение, ревизии.

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.

Надзор за экономическими субъектами проводится гражданами, контролирующими органами, получившими специальные полномочия (лицензия и т.д.) на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ как разновидность финансового контроля имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности для общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль финансового состояния в целом или одной из сторон.

Ревизия – взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных денежных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной  деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные. Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

Комплексная ревизия – наиболее полная, она охватывает все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества состояния учета и отчетности.

Тематическая ревизия – проверка определенного аспекта деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.

Выборочная ревизия  – это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а других – выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Ситуация 6. В чем заключаются особенности современного финансового рынка?

Ответ: Современное развитие общества сопровождается  изменениями экономических и прежде всего финансовых отношений. Наиболее радикальные преобразования свойственны финансовому рынку. Они охватываются все стороны и процессы функционального механизма и роли рынка в деятельности общества. К важнейшим особенностям функционирования современного финансового рынка следует отнести следующие.

1. Превращение финансового рынка  в главное звено рыночных отношений  отдельных стран и всего мира. По своим размерам он в несколько  раз превышает все другие рынки взятые вместе.

2. В отличие от других рынков  объектом финансового рынка становится финансовая самостоятельность территорий, регионов и государств. Реальными явлениями становятся дефолт (банкротство) государства и т.д.

3. Основной смысл финансового рынка – перераспределение финансовых ресурсов участников первичного перераспределения ВВП.

4. Изменение структуры финансового  рынка. Рост валютного рынка  при относительном снижении других сегментов.

С конца 80-х годов в России, в  ряде стран ближнего зарубежья, а также в ряде государств Восточной и Центральной Европы осуществляются реформирование отношений собственности и формирование финансовых источников хозяйственного развития. Пример России и других стран СНГ показал, что преобразование отношений собственности без сформированной эффективной системы финансовых отношений приводит к негативным результатам.

Коммерческие банки (появившиеся  вместо государственных) строят свои финансовые взаимоотношения с предприятиями, фирмами, организациями на чисто коммерческой основе. В условиях инфляции кредит становится очень дорогим. Банки стремятся к самым коротким кредитным сделкам, а производство, торговля, другой бизнес нуждаются в средне- и долгосрочных заимствованиях.

Возникают проблемы взаимных неплатежей, недоплат налогов, финансовой несостоятельности хозяйственных субъектов и т.д., вызванные недостаточным развитием финансового рынка.

Поэтому важнейшей первоочередной задачей переходной экономики является формирование гибкой, подвижной системы финансовых отношений, которая должна заменить прежнее бюджетное финансирование.

При реформировании отношений  собственности – приватизации (в  каких бы масштабах и по каким бы сценариям она ни проводилась) также нельзя обойтись без финансового рынка. Только через финансовый рынок путем акционирования собственность государства может быть преобразована в другие формы, в том числе и в акционерную. Поэтому первыми шагами приватизации являются акционирование, создание институтов финансового рынка, принятие регулирующих его правовых законов.

Одна из серьезнейших программ при переходе к рынку  – формирование финансовых источников хозяйственного развития.

Как свидетельствует  опыт стран с переходной экономикой, после достижения определенного прогресса в области разгосударствления инвестиционный процесс не только не развивается, но даже и деградирует. Возникает замкнутый круг: неразвитость финансового рынка, его структурные диспропорции и высокие риски сдерживают инвестиции в реальный сектор экономики; недостаточность финансирования ускоряет падение производства, а это, в свою очередь, вызывает углубление кризисных явлений на самом финансовом рынке.

Следовательно, развитие финансового рынка должно опираться  на внутренний инвестиционный потенциал, поиск внутренних источников и мобилизацию собственных ресурсов.

В развитой рыночной экономике  ценные бумаги и их рынок играют ведущую роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. В современных условиях России эта функция ценных бумаг складывается с трудом.

При высокой инфляции доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой. Даже в условиях существования валютного коридора и падения темпов инфляции в 1996–1997 гг. в России спрос на валюту значительно превышал предложение. В том же направлении изменяется и риск потери денег на фондовом рынке.

Состояние рынка ценных бумаг в настоящее время не отвечает потребностям экономики вследствие многих причин:

- идет продажа и  перепродажа ценных бумаг, игра  на курсовой разнице, а не  вложения в производство;

-  инфляция продолжает  обесценивать рынок в целом и сдерживает его развитие;

- развитию рынка мешают  кризис неплатежей и разрыв хозяйственных связей, что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала;

- население и предприниматели  не доверяют национальной валюте, хранят сбережения и осуществляют часть расчетов в долларах и ЕВРО.

Это сокращает потенциальную  ресурсную базу банковской системы, ее ликвидность.

Целенаправленная политика государства по регулированию рынка  ценных бумаг в условиях стабилизации производства является важнейшим условием выхода из кризиса и перехода к экономическому росту.

Ситуация 7. Какие Вы знаете функции страхования, и каковы их специфические особенности?

Ответ: Сущность страхования выражается через функции, аналогичные функциям финансов. Но по своему конкретному содержанию функции страхования имеют специфические особенности.

Распределительная функция действует через следующие специфические функции страхования: рисковую, предупредительную и сберегательную.

- Рисковая функция  связана с основным назначением  страхования и заключается в оказании денежной помощи пострадавшим физическим либо юридическим лицам. В рамках этой функции происходит перераспределение стоимости среди участников страхования в связи с наступлением страхового случая.

Сегодня наряду с государственными страховыми организациями образуются и коммерческие, цель которых – извлечение дохода и максимизация прибыли. Но и в этом случае рисковая функция не утрачивает своего значения, поскольку главное назначение любого страхования – это финансовая помощь при наступлении рискового события.

- Предупредительная   функция  отражает финансирование  за счет средств страхового  фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. Эта функция предполагает заключение страхового договора до наступления страхового случая и заблаговременную выплату страхователям некоторой суммы в зависимости от степени страхового риска.

- Сберегательная функция  предполагает, что с помощью страхования на дожитие накапливаются некоторые суммы. Эти средства позволяют поддержать определенный уровень жизни в престарелом возрасте.

Контрольная функция (присуща как всей категории финансов, так и страхованию) заключается в обеспечении строго целевого формирования и использовании средств страхового фонда. На практике эта функция реализуется формированием страховщиками страховых резервов, гарантирующих выполнение принятых обязательств; обеспечением платежеспособности путем соблюдения нормативных соотношений между активами и принятыми страховыми обязательствами.

Ситуация 8. В чем отличия принципов кредита от принципов кредитования?

Ответ: Кредит строится на принципах возвратности, срочности и платности. Посредством их устанавливаются порядок выдачи и погашения ссуд.

Возвратность означает, что заемные средства должны быть возвращены.

Принцип срочности кредита требует возвращения ссуды в строго определенный срок.

Принцип платности кредита означает, что заемщик должен уплатить кредитору (физическому лицу, организации, банку) определенную плату (ссудный, коммерческий, банковский процент) за временное заимствование денежных средств.

В отличие от принципов  кредита, к принципам кредитования относятся планомерность, дифференцированность, обеспеченность, рентабельность и др.

Планомерность предполагает обязательное прогнозирование и планирование кредитных сделок как неотъемлемого условия эффективности использования ссудного фонда.

Информация о работе Практическая работа по "Финансам"