Практическая работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 00:25, практическая работа

Описание работы

Охарактеризуйте иерархию структуры финансовой системы общества?
Характером каких финансовых инструментов определяется состав финансовой политики?
Составьте схему взаимосвязей органов финансового менеджмента страны?....

Файлы: 1 файл

Практическая работа. Фин.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны одинаково подходить к решению вопроса о выдаче ссуд претендующим на их получение клиентам. Банки стремятся предоставлять кредит лишь тем клиентам, которые в состоянии его своевременно вернуть. В этих целях банк определяет финансовое состояние предприятия, его способность возвратить кредит в установленный срок.

Обеспеченность ссуд означает, что имеющееся у заемщика имущество покрывало задолженность. Этот принцип предполагает реальное обеспечение предоставленных заемщику ссуд его имуществом или обязательствами сторон. В качестве обеспечения своевременного возврата ссуд применяются залог, поручительство, гарантия, а также обязательства в других формах.

Ситуация 9. Из каких элементов складывается бюджетная система РФ?

Ответ: Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Она состоит из трех уровней:

- федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

- бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местных бюджетов.

Схематично структура  бюджетной системы РФ представлена на рис.9.1.

Рис. 9.1. Структура  бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система РФ состоит из трех блоков: экономического, юридического и непосредственно бюджетного. Первый объединяет экономические отношения структурных уровней России (федерального, субъектного и местного), второй — юридические положения федерации, субъектов и органов самоуправления, и третий совокупность бюджетных элементов государства. Чем согласованнее бюджетная система, тем эффективнее она функционирует. Нестыковки как внутри блоков между разными уровнями государственного управления, так и между блоками сводят деятельность государственного бюджета на нет, предавая ей формальный характер. Например, по Конституции РФ местные органы наделены муниципальной собственностью и имеют негосударственный характер. Однако бюджетная практика часто игнорирует этот принцип, придерживаясь по существу системы демократического централизма. Подобных проблем имеется немало. Оставлял в стороне содержание и механизм первых двух блоков как предмета экономической теории и финансового права, остановимся на бюджетном блоке.

Федеральный бюджет главное звено бюджетной системы РФ, представляющее собой денежный фонд органов федеральной власти РФ. С его помощью власть (представительные и исполнительные органы) сосредоточивает в своих руках значительную часть внутреннего продукта, используемого для осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных и социально-экономических функций.

Федеральный бюджет связывает  основные финансовые институты: государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты; оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества:  
государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы.

Правительство использует бюджет для экономического воздействия на негосударственную сферу экономики страны. Посредством механизма доходов и расходов оно оказывает влияние на характер хозяйственного воспроизводства и развития, занятость населения, уровень потребления и социального развития общества.

Через федеральный бюджет осуществляется внешнеэкономическая  и политическая деятельность государства.

Субъектные (республиканские, краевые,  окружные и областные) бюджеты. В их задачи входят обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функции государственно-национальных и административно-территориальных образований, экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках их территорий, а также решение социально-экономических и культурных задач.

В условиях перехода к  рыночной экономике роль и значение бюджетов субъектов РФ неуклонно возрастают. Бюджеты становятся финансовой базой социально-экономического развития территории, из них финансируются производственные организации, социальные мероприятия, подготовка кадров и т.д.

Местные бюджеты. Их часто объединяют с субъектными и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер бюджетов. К местным бюджетам относятся все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты поселков, районов городов. Исключение представляют бюджеты го родов, имеющие районное деление, и районные бюджеты, включающие поселковые.

Местные бюджеты обеспечивают финансовыми ресурсами органы местного самоуправления, реализацию местных  социально-экономических задач, а  также выполнение ряда функций. делегированных от вышестоящих органов власти в области социально-культурных и политических мероприятий. В последнее время местные бюджеты все больше вовлекаются в развитие социально-экономической жизни административно-территориальных образований.

Государственные внебюджетные фонды. Сюда входят федеральный Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования и др.; на уровне субъектов — в каждом случае свои фонды, на местном уровне — внебюджетные фонды местного значения. Их задачами является финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий: страхования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования и др. а. Государственные внебюджетные фонды организационно могут состоять из федеральных и территориальных. В условиях современной экономической и финансовой нестабильности назначение внебюджетных фондов трактуется довольно широко. Фонды часто используются в качестве финансовых резервов при экономических затруднениях, для повышения маневренности государственной финансовой системы.

В отличие от бюджетов фонды меньше контролируются законодательной властью, что облегчает их использование исполнительными органами власти по собственному усмотрению, с одной стороны, а с другой — способствует незаконному отвлечению средств в узких интересах чиновников. В 2002 г. доходы федерального бюджета РФ включали значительную часть ПФ РФ, тем самым было положено начало обратному процессу — соединению бюджета и внебюджетных фондов.

Несмотря на существенные различия, все три звена бюджетной системы выражают единое социально-экономическое содержание отношения сложившегося общественно-экономического устройства и финансовую политику государства. В то же время в силу определенной самостоятельности звеньев между ними могут возникать и противоречия.

Система взаимоотношений  между звеньями бюджетной системы  находит выражение в явлении  бюджетного федерализма, реализующегося на практике через политику и менеджмент.

Косвенным элементом  бюджетной системы является финансовый рынок, через элементы которого происходит реализация значительной части бюджетов.

Таким образом, бюджетная  система РФ представляет собой сложную  экономическую категорию, выражающую совокупность экономических отношений  между органами государственной  власти, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования денежных фондов различных органов государственной власти.

Ситуация 10. Какие Вы знаете принципы бюджетного устройства?

Ответ: Бюджетное устройство государства основано на принципах:

- единства;

- разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы;

- самостоятельности;

- сбалансированности  бюджета;

- достоверности;

- гласности;

- адресности и целевом  характере бюджетных средств.  Характер и степень использования  принципов организации бюджетного устройства во многом зависят от социально-экономическом типа государства, а также его административно-территориального устройства. Так, бюджетная система СССР строилась на принципах единства, демократического централизма и ленинской национальной политики. Принципы самостоятельности, достоверности носили формальный характер.

Единство бюджетной  системы — это единство национально государственного и административно-территориального устройства, политической системы и экономической основы; нормативно-правовой основы; денежной системы и принципов бюджетного процесса; бюджетной классификации, финансовых документов, методологии учета и отчетности финансов. Для стран с унитарным устройством принцип «единства» может быть применен в упрошенном варианте.

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает официальное закрепление бюджетных поступлений и расходов за существующими уровнями органов власти. Используется, как правило, в сложных федеративных (конфедеративных) государствах.

Самостоятельность бюджетов — наличие на каждом уровне бюджетной системы собственных источников финансовых ресурсов и права распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями и законодательством.  
Полнота отражения доходов и расходов требует полного и обязательного отражения в бюджетах всех поступлений и расходов. Это необходимо для проведения финансового контроля исполнения бюджета со стороны законодательных органов.

Достоверность бюджета — надежность (полнота, правдивость) показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; реалистичность расчета доходов и расходов бюджета: достоверное отражение в бюджете финансовых операций, характера расходов и доходов, соответствие утвержденных по бюджету сумм их исполнению.

Гласность это обязательная открытость процедур бюджетного процесса, обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

Адресность и целевой характер бюджетных средств означают, что Они выделяются получателям с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принципы и механизм бюджетного устройства находят свое воплощение в бюджетном праве — совокупности юридических и экономических норм, определяющих бюджетное устройство, образование доходных источников, разграничение поступлений и расходов, прав и обязанностей представительных и исполнительных органов власти в сфере получения и расходования бюджетных средств, общий порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнены бюджетов и внебюджетных фондов.

В практике финансово-бюджетной  деятельности органов государственной  власти принципы реальности, единства, самостоятельности и другие, как  и значительная часть бюджетного права, носят Относительный, формальный характер. Многие органы власти часто  применяют завуалированные, сложные системы потоков движения денежных фондов, в частности многоступенчатость бюджетов, различные внебюджетные фонды, финансовые резервы, трансфертный механизм и т.д.

Для осуществления конкретного  механизма бюджетного устройства бюджетным правом предусматривается использование комплекса оперативных понятий, в том числе: консолидированный бюджет, бюджетные ассигнования, минимальные государственные социальные стандарты, бюджетный кредит, бюджетная ссуда, внешний и внутренний долг, контингент дохода, закрепленные и регулирующие доходы, дотации, субвенции, субсидии, фонды помощи, защищенные статьи, кредитные ресурсы и др. Особое значение они имеют при решении проблем бюджетного федерализма.

Сбалансированность  бюджета означает равенство или баланс поступлений и расходов. Различают плановую, оперативную и фактическую сбалансированность. Плановая сбалансированность бюджета — та, что предусматривается в ходе его составления, обсуждения и утверждения. Оперативная сбалансированность проявляется во время исполнения бюджета, фактическая — отражает его итог.  
Сбалансирование бюджета необходимо при дефиците или профиците. В случае дефицита применяется антидефицитный механизм, представляющий собой комплекс инструментов, среди которых важнейшие — это:

- установление предельных размеров дефицита;

- порядок покрытия  дефицита;

- определение защищенных  статей;

- введение секвестра  (режима сокращения расходов).


Информация о работе Практическая работа по "Финансам"