Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством1. Одним из существенных признаков такого государства является развитая система социального обеспечения, включающая пенсионное обеспечение граждан. В настоящее время в Российской Федерации (далее по тексту РФ) на законодательном уровне установлены два типа пенсионного обеспечения и соответствующие категории пенсий:

Содержание работы

1.Трудовые пенсии по инвалидности. Понятие инвалидности. Общие основания назначения пенсии по инвалидности……...………………………………3
2.Общая характеристика пособий гражданам, имеющим детей.……........11
Задача …………………….………………………………………….…………24
Библиография…….………………………………………….…………..……….26

Файлы: 1 файл

соц об Саша.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

 экономики  и права»

Филиал  в  г. Красноярске

Юридический факультет

 

Специальность: Юриспруденция – 030501.65

 

Кафедра юридических дисциплин

 

Контрольная работа

 

 

  по дисциплине:  Право социального обеспечения

        на тему: Вариант №4

 

 

Студентка  заочного _отделения

(очно-заочного, заочного)

 

Курс  V группа 015 В

 

Харькова  Александра Владимировна

 (фамилия, имя, отчество)

 

    Проверил: преп., В.В. Беляев

 (ученая степень, звание ф. и. о)

 

 

 

 

 

 

г. Красноярск

                  2011 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

  1. Понятие трудовой пенсии по старости. Общие и льготные основания ее предоставления, размеры.……………………….…………...……..…………………………3
  2. Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности .………………15

Задача ……………………………………………………..………….…………………24

Библиография….…………………………………………….………..…………….….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ. ОБЩИЕ И ЛЬГОТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, РАЗМЕРЫ

 

 

Статья 7 Конституции  провозглашает Российскую Федерацию социальным государством1. Одним из существенных признаков такого государства является развитая система социального обеспечения, включающая пенсионное обеспечение граждан. В настоящее время в Российской Федерации (далее по тексту РФ) на законодательном уровне установлены два типа пенсионного обеспечения и соответствующие категории пенсий:

- ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом (далее по тексту ФЗ) от 15.12.2001 № 166-ФЗ2 (далее по тексту Закон № 166-ФЗ), и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию3;

- трудовая пенсия4 - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (далее по тексту Закон № 173-ФЗ)5. В соответствии со ст.5 Закона № 173-ФЗ данный тип пенсионного обеспечения включает в себя следующие виды пенсий, назначаемых и выплачиваемых по установленным законом основаниям: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Гражданам, имеющим  право на одновременное получение  трудовых пенсий различных видов, в  соответствии с Законом № 173-ФЗ устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Законом № 173-ФЗ, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с Законом № 166-ФЗ, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии). Пенсии по старости, анализу которых посвящена данная контрольная работа, являются, таким образом, видом трудовых пенсий. Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами:

- Во-первых, она  назначается пожизненно;

- Во-вторых, лицо  должно быть гражданином РФ. Иностранные  граждане и лица без гражданства  имеют право на получение трудовой  пенсии только при условии  постоянного проживания на территории  Российской Федерации;

- В-третьих, право на нее обусловливается страховым стажем (страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (далее по тексту ПФ РФ), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст.2 Закона № 173-ФЗ);

-В-четвертых, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом названных  признаков можно сформулировать понятие трудовой пенсии по старости. Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФ РФ и служащая источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый страховой стаж6. И в этой связи справедливым оказываются слова Президента РФ Д. А. Медведева: «Нам необходимо грамотно выстроить пенсионную систему, которая бы действительно обеспечила нашим людям достойную старость, чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с концом жизни, с бедностью и социальной неустойчивостью»7. В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009г. Президент РФ подчеркнул: «Пенсионная система должна обеспечивать достойный уровень жизни граждан пожилого возраста... Должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров...»8. Что же предпринято в настоящее время законодателем, чтобы действительно разрешить проблему бедности пенсионеров в нашей стране?

С 1 января 2010 г. многие нормы пенсионного законодательства действуют в новой редакции. И  одним из направлений повышения уровня жизни пенсионеров становится норма, введенная в ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»9, согласно которой пенсионерам, доход которых ниже прожиточного минимума, гарантируется государственная социальная помощь в виде доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума в целом по РФ (из федерального бюджета) и до уровня прожиточного минимума в субъекте РФ (из бюджета субъекта РФ). Таким образом, государство гарантирует пенсионеру соответствующий уровень материального (социального) обеспечения, которым должен стать прожиточный минимум, который выражается в стоимостной оценке потребительской корзины, а также обязательных платежах и сборах (ст. 1 ФЗ от 24.10.1997 г. №134-ФЗ)10.

В настоящее  время для определения размера  трудовой пенсии по старости не имеет значения продолжительность страхового стажа, законодателем определяются лишь условия для получения трудовой пенсии по старости: наличие не менее 5 лет страхового стажа и пенсионный возраст для мужчин - 60 лет, и женщин - 55 лет (ст. 7 Закон № 173-ФЗ). Такой пенсионный возраст был установлен в 1932 г. и с тех пор не менялся. Концепция пенсионной реформы предусматривает увеличения пенсионного возраста. Дополнительным условием для назначения трудовой пенсии по старости служит наличие страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования не менее пяти лет. В страховой стаж включаются все периоды трудовой деятельности, осуществляемой лицом на территории РФ, в течение которых осуществлялись страховые выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Исключением из общего правила являются случаи, установленные ст. ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, где указано, что пенсионный возраст может быть снижен в зависимости от характера трудовой деятельности. При этом законодатель устанавливает дифференцированный подход к снижению возраста, с которого назначается трудовая пенсия по старости. Он делает это в зависимости как от пола лица, так и от характера его трудовой деятельности.

Следующим условием, необходимым для приобретения права  на получение трудовой пенсии, является необходимость быть застрахованным в соответствии с Законом № 167-ФЗ. В ст. 7 застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование: 1) работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; 2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); 3) работающие за пределами территории Российской Федерации, но в случае, если они уплачивают страховые взносы в соответствии со ст. 29 Закона № 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором РФ; 4) являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; 5) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

Помимо общих  оснований назначения трудовой пенсии по старости предусматривается льготные основания для назначения пенсии (ст. 27,28 Закона № 173-ФЗ). В соответствии с ними трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного возраста.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27, зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Закона № 173-ФЗ, так же предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. Категории лиц, имеющие право на назначение трудовой пенсии по старости ранее установленного Законом срока выхода на пенсию: женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения ими восьмилетнего возраста; один из родителей инвалидов детства, воспитавший их до восьмилетнего возраста; женщины, родившие двух и более детей и работавшие в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях; инвалиды вследствие военной травмы; инвалиды по зрению; граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам; лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; лица, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков. Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 Закона № 173-ФЗ, сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости. С 1 января 2010 г. изменен порядок определения размеров трудовых пенсий:

- Фиксированный размер страховой части пенсии по старости будет зависеть от возраста (достижения 80 лет), наличия иждивенцев, места проживания, специального стажа (стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных к районам Крайнего Севера местностях);

- Фиксированный размер трудовой пенсии будет зависеть от группы инвалидности, наличия иждивенцев, места проживания, специального стажа;

- Фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца будет зависеть от того, является ли получателем данной пенсии ребенок, потерявший обоих родителей, или нет.

С 2015 г. законодателем  изменены правила определения размера  трудовой пенсии по старости в части  условий, влияющих на размер фиксированного размера страховой части трудовой пенсии (далее по тексту СЧ ТП) по старости. Только при наличии стажа у мужчин 30 лет, а у женщин 25 лет фиксированный размер будет определяться в твердой денежной сумме, установленной Законом № 173-ФЗ (с 01.01.2010 г. размер составляет 2562 руб.). Если требуемого стажа нет - фиксированный размер будет понижаться на 3% за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, и ежегодно будет увеличиваться до достижения продолжительности требуемого стажа (причем из смысла Закона № 173-ФЗ важен не факт работы, а период после достижения лицом пенсионного возраста) (п. 18 ст. 14 Закон № 173-ФЗ). Правила о повышении фиксированного размера СЧ ТП в случае недостаточности стажа применяются к лицам, впервые обратившимся за трудовой пенсией начиная с 01.01.2015 г.

Согласно п. 17 ст. 14 Закона № 173-ФЗ с 01.01.2015 г. будут действовать и правила о повышении фиксированного размера СЧ ТП, согласно которым фиксированный размер СЧ ТП по старости за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, увеличивается на 6%. Причем в страховой стаж, влияющий на увеличение фиксированного размера СЧ ТП по старости, включаются не все периоды, учитываемые при определении права на трудовую пенсию по старости, предусмотренные ст. 10, 11 Закон № 173-ФЗ, а именно:

- не будут включаться период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах;

- период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;

- период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке (п. 19 ст. 14 Закон № 173-ФЗ).

Итак, законодателем  вводится правило о возможности  как повышения, так и понижения  размера трудовой пенсии по старости в части фиксированного размера СЧ ТП, который определяется в твердой денежной сумме и не соответствует не только среднему заработку лица, но и прожиточному минимуму в целом по стране. Таким образом, может сложиться ситуация, когда лицо, проработавшее 5 лет или больше и имеющее незначительный размер пенсионного капитала, будет получать пенсию меньше прожиточного минимума, как и лицо, не имеющее стажа 5 лет и получающее социальную пенсию. И тот и другой пенсионер будет получать социальную доплату за счет средств бюджетов до уровня прожиточного минимума, а значит, будет приравнен в правах на достойную пенсию. Вряд ли такое положение является верным.

Определение размера трудовой пенсии по старости.

П = СЧ + НЧ, где

П - размер трудовой пенсии по старости;

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости (п.п. 1 - 22 ст. 14 Закона № 173-ФЗ);

НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости (п. 23 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Страховая часть трудовой пенсии по старости.

СЧ = ПК / Т + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ст. 29.1 Закона № 173-ФЗ), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается СЧ ТП по старости;

Информация о работе Право социального обеспечения