Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Создание самостоятельной системы законодательства Республики Казахстан, повышение его эффективности и обеспечение доступности являются необходимым условием дальнейшего развития и укрепления республики как демократического правового государства. Инвестиционные процессы - важнейший элемент общественного производства. Без них немыслимо воспроизводство. Это не только замена выбывающих в процессе естественного износа средств труда, но и увеличение мощностей производства, в том числе на более высоком качественном уровне, обеспечение нормальной жизни населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Становление инвестиционного законодательства Республики Казахстан 5
1.2 Меры государственного стимулирования и поддержка инвестиций в Казахстане 7
1.3 Международно-правовое регулирование инвестиционной деятельности 9
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 11
2.1 Законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Республике Казахстан 11
2.2 Понятие субъектов инвестиционной деятельности, их права и обязанности 12
2.3 Объекты инвестиционной деятельности 14
3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 17
3.1 Процесс реализации и развития инвестиционных проектов в Казахстане на современном этапе 17
3.2 Стратегия развития инвестиционной политики Республики Казахстан 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая_правовое обеспечение инвестиционной деятельности.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

В целях государственной поддержки инвестиций помимо налоговых преференций также будут предоставляться таможенные льготы в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении вновь ввозимого оборудования и комплектующих к нему, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Инвестиционные преференции предоставляются на основании контракта, заключаемого инвестором с уполномоченным государственным органом в лице Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. Однако закон гласит, что в случаях превышения максимальных объемов инвестиций, которые устанавливаются Правительством Республики Казахстан, инвестиционные преференции будут предоставляться в соответствии с решением непосредственно Правительства Республики Казахстан.[6]

Помимо налоговых преференций и таможенных льгот, закон предусматривает предоставление инвесторам государственных натурных грантов. Они предоставляются путем безвозмездной передачи объектов государственной собственности, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Закон определяет в качестве государственных натурных грантов такие объекты государственной собственности, как земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автомобильного автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь. При этом размер государственного натурного гранта не должен превышать 30% от объема инвестиций по инвестиционному проекту. В случае если оценочная стоимость запрашиваемого государственного натурного гранта превысит указанный максимальный размер, инвестор вправе получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.

Преимущества нового подхода к механизму осуществления государственной поддержки инвестиций выражаются в следующем:

- прежде всего освобождение  от уплаты корпоративного подоходного  налога и налога на имущество  предоставляется инвестору только  в той мере, в какой инвестор  осуществляет инвестиции в основные  средства;

- процесс принятия решения о  видах, размерах и сроках предоставляемых инвестиционных преференций с участием заинтересованных министерств и ведомств усилит транспарентность и будет идти в рамках перехода от количества к качеству привлекаемых инвестиций;

- законом вводится институт  добровольного страхования, что означает переход к принятому в международной практике механизму страхования некоммерческих рисков (форс-мажорных обстоятельств) международными страховыми институтами;

- в законе кардинально изменен  порядок разрешения инвестиционных  споров: во-первых, используется более широкое понятие инвестиционных споров; во-вторых, допускается разрешение всех инвестиционных споров в международных арбитражных органах.

Новый подход к предоставлению инвестиционных преференций позволит обеспечить целевое использование мер стимулирования и государственной поддержи и, соответственно, эффективность мониторинга реализации инвестиционных проектов.

Таким образом, можно констатировать приверженность Казахстана общепринятым международным принципам и стандартам.

1.3 Международно-правовое регулирование инвестиционной деятельности

 

Особое внимание необходимо обратить на важность международных договоров, в первую очередь двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Как известно, в современных условиях правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на национально-правовом и международно-правовом уровнях. Недостатки национально-правового регулирования отношений, связанных с иностранными инвестициями, могут быть компенсированы путем международно-правового регулирования такого вида отношений. Гарантии иностранным инвестициям, предоставленные национальным законом, в любое время могут быть отменены по причине принятия нового закона. Гарантии, предоставленные международным договором, государство не может отменить в одностороннем порядке, поэтому, несмотря на сходство содержания национальных законов и международных договоров о защите инвестиций, международно-правовое регулирование иностранных инвестиций имеет важное значение, особенно для иностранных инвесторов [7].

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций состоит из многосторонних и двусторонних международных соглашений. Кроме того, большую роль в унификации общих подходов национального законодательства различных государств к регулированию иностранных инвестиций играют международные организации системы ООН, различные универсальные и региональные международные организации. В рамках этих организаций был принят ряд документов, оказавших большое влияние на правовое регулирование иностранных инвестиций.

Составную часть международно-правового регулирования иностранных инвестиций составляют двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Как правило, двусторонние соглашения определяют инвестиции как:

1) собственность в виде движимого и недвижимого имущества, а также другие имущественные права, такие, как ипотечные права и права залога;

2) права на долевое участие  и другие формы участия в  компаниях;

3) право требования по денежным  средствам, использованным для создания  экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность и связанным с инвестициями;

4) права на интеллектуальную  собственность, включая, в частности, права на изобретения, технологию, ноу-хау, промышленные образцы и  товарные знаки;

5) все другие права и имущественные ценности, которые признаются инвестициями в соответствии с законодательством страны, на территории которой они осуществлены.

Некоторые двусторонние соглашения включают в понятие инвестиций также права на коммерческую деятельность и концессии, включая права, касающиеся разведки, разработки, добычи или эксплуатации природных ресурсов.

Несомненно, что значение двусторонних соглашений заключается и в содержащихся в них гарантиях, взаимно предоставляемых договаривающимися странами инвесторам этих стран. Так, в заключенных Казахстаном соглашениях о поощрении и защите инвестиций договаривающиеся стороны предоставляют инвесторам на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования или национальный режим. В каждой конкретной ситуации инвестор имеет право выбора одного из этих двух режимов.

Что касается нового закона “Об инвестициях”, то в нем отсутствует достаточно четкое определение вышеуказанных гарантий в виде режима наибольшего благоприятствования или национального режима. Очевидно, что национальное законодательство Казахстана в области инвестиций призвано установить общие для всех инвесторов, вне зависимости от страны их происхождения, нормы, которые бы позволили, в целом, регулировать отношения, возникающие в результате осуществления инвестиционной деятельности на территории республики. Все вышесказанное говорит о том, что государственная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата в нашей стране находит свое отражение как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.

 

 

 

2 Правовое регулирование инвестиционной деятельности Республики Казахстан

 

2.1 Законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Республике Казахстан

 

Казахстан, безусловно, был и остается весьма привлекательным с точки зрения инвестиций регионом. Великолепное географическое расположение, богатства недр, стабильность политического режима, - основные составляющие благоприятного инвестиционного климата РК. Немаловажным фактором привлекательности для иностранных инвесторов является существующий в настоящее время режим наибольшего благоприятствования, определенный для иностранных инвесторов действующим на сегодняшний день законодательством Республики.

Принятые законодательные акты и организационные мероприятия способствовали укреплению статуса страны с рыночной экономикой и дальнейшему развитию привлекательного инвестиционного климата РК.

Закон «Об инвестициях» от 8 января 2003 года N 373 определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантирует защиту прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определяет меры государственной поддержки инвестиций, порядок разрешения споров с участием инвесторов [5].

Законодательство Республики Казахстан об инвестициях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона «Об инвестициях» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Согласно данному Закону уполномоченный орган по инвестициям это - государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, по заключению контрактов на предоставление инвестиционных преференций и контролю за их исполнением.

Закон также поясняет понятие инвестиционного стратегического проекта - инвестиционный проект, входящий в перечень, определяемый Правительством Республики Казахстан, и способный оказать стратегическое влияние на экономическое развитие Республики Казахстан.

Данный Закон гласит, что целью государственной поддержки инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды. Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.

В 2004 году 6 июля был утвержден Закон РК «Об Инвестиционном фонде Казахстана», который регулирует вопросы деятельности Инвестиционного фонда Казахстана, определяет его цели, задачи, направления инвестиционной политики, особенности его взаимодействия с государственными органами и иными организациями [8].

АО «Инвестиционный фонд Казахстана» был создан 30 мая 2003 года Постановлением Правительства Республики Казахстан №501 в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.

Закон Республики Казахстан от 6 июля 2004 года № 575-II «Об Инвестиционном фонде Казахстана» регулирует вопросы деятельности Инвестиционного фонда Казахстана, определяет его цели, задачи, направления инвестиционной политики, особенности его взаимодействия с государственными органами и иными организациями [8].

Согласно Закону инвестиционная деятельность Фонда представляет собой деятельность, связанную с осуществлением инвестиций, включающая инвестирование в уставные капиталы организаций, сбор и обработку информации по инвестиционным проектам, маркетинговые, инжиниринговые и иные исследования, принятие участия в обеспечении планово-прогнозной и проектно-сметной документацией, а также организацию контроля за инвестициями.

Законодательство Республики Казахстан об Инвестиционном фонде Казахстана основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, Закона об Инвестиционном фонде Казахстана и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, в настоящее время инвестиционную деятельность регулирует Закон «Об инвестициях», который гласит о равенстве мер стимулирования инвестиций, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, гарантии защиты прав инвесторов, порядок разрешения споров с участием инвесторов. Вопросы деятельности Инвестиционного фонда Казахстана, определяющий его цели, задачи, направления инвестиционной политики, регулирует Закон «Об Инвестиционном фонде Казахстана» от 6 июля 2004 года № 575-II

 

2.2 Понятие субъектов инвестиционной  деятельности, их права и обязанности

 

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Виды субъектов инвестиционной деятельности:

  1. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Республики Казахстан с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
  2. Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  3. Подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законом.
  4. Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы. [9, c. 99]

Информация о работе Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Казахстан