Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Создание самостоятельной системы законодательства Республики Казахстан, повышение его эффективности и обеспечение доступности являются необходимым условием дальнейшего развития и укрепления республики как демократического правового государства. Инвестиционные процессы - важнейший элемент общественного производства. Без них немыслимо воспроизводство. Это не только замена выбывающих в процессе естественного износа средств труда, но и увеличение мощностей производства, в том числе на более высоком качественном уровне, обеспечение нормальной жизни населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Становление инвестиционного законодательства Республики Казахстан 5
1.2 Меры государственного стимулирования и поддержка инвестиций в Казахстане 7
1.3 Международно-правовое регулирование инвестиционной деятельности 9
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 11
2.1 Законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Республике Казахстан 11
2.2 Понятие субъектов инвестиционной деятельности, их права и обязанности 12
2.3 Объекты инвестиционной деятельности 14
3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 17
3.1 Процесс реализации и развития инвестиционных проектов в Казахстане на современном этапе 17
3.2 Стратегия развития инвестиционной политики Республики Казахстан 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая_правовое обеспечение инвестиционной деятельности.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

В результате реализации вышеуказанных проектов создано 770 рабочих мест. Общий объем инвестиций, вложенных в данные проекты, составил более 1,45 млрд. долл. США.

Кроме того, в декабре 2009 года было запланировано к введению в эксплуатацию еще 6 проектов, из них 1 проект АО «KEGOC» и 5 проектов АО «НУХ «КазАгро»:

- Модернизация национальной  электрической сети (1-ый этап), стоимостью 292 млн. долларов США;

- Строительство крупно-товарной  молочной фермы в Северо-Казахстанской  области, стоимостью 15,9 млн. долларов  США;

- Строительство птицефабрики  в Акмолинской области, стоимостью 18,7 млн. долларов США;

- Строительство тепличного  комплекса в Актюбинской области, стоимостью 6,5 млн. долларов США;

- Создание откормочной  площадки с развитой инфраструктурой  в Западно-Казахстанской области, стоимостью 21,4 млн. долларов США;

- Строительство зернового  терминала в порту Амирабад (Иран), стоимостью 14,4 млн. долл. США.

В результате реализации вышеуказанных проектов будет создано 430 рабочих мест. Общий объем инвестиций, вложенных в данные проекты, составит более 350 млн. долл. США. Кроме того, в ближайшее время планируется к введению в эксплуатацию продовольственный логистический центр «GEGA» в г. Алматы стоимостью 103,1 млн. долларов США, а также 1 очередь противопаводкового Коксарайского контррегулятора на реке Сырдарья в Южно-Казахстанской области стоимостью 286 млн. долларов США.

В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 годы Карта индустриализации будет направлена на поддержку реализации масштабных и крупных инвестиционных проектов.

На рисунке 2 представлены текущие проекты Карты индустриализации.

Несмотря на сложный год, по стране введено в строй 170 новых промышленных и инфраструктурных объектов стоимостью более 3 млрд. долларов США.

 

 

Рисунок 2 - Текущие проекты Карты индустриализации

 

Кроме того, Министерством проведены совещания с инициаторами прорывных проектов, в ходе которого обсуждены проблемные вопросы реализации прорывных проектов и выработаны пути решения проблем.

На сегодняшний день высокоприоритетными задачами государства являются совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.

 

3.2 Стратегия развития инвестиционной  политики Республики Казахстан

 

Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования [15, c.35].

Зависимость Казахстана от продажи топливного и минерального сырья, низкая инвестиционная активность в инфраструктурных и обрабатывающих отраслях промышленности делают экономику страны уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов.

Поэтому Руководством страны была поставлена цель отхода от сырьевой зависимости Казахстана, сделав ставку на радикальную реформу экономики. Ускоренная модернизация страны и интеграция страны в мировой рынок требуют качественного прорыва по всем направлениям развития, основанного на инновациях, создании новых направлений роста экономики и лучшем использовании традиционных конкурентных преимуществ страны.

Проводя анализ инвестиционной политики Республики Казахстан, следует отметить, что основной целью государства является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование  притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ.

Инвестиционный климат страны отличается одними из лучших условий для ведения бизнеса. Республика Казахстан первая среди стран СНГ получила рейтинги инвестиционного класса от международных рейтинговых агентств Moody’s (в 2002 году), Standard&Poor’s и Fitch (в 2004 году). Казахстан включен в список 25 наиболее инвестиционно привлекательных стран согласно рейтингу международно-признанной консалтинговой компании AT Kearney.

Государство поставило перед собой задачу войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Сегодня Республика Казахстан занимает 61 позицию и намерена планомерно идти к поставленной цели.

Особое значение приобретает взаимодействие с иностранными партнерами на институциональной основе, что свидетельствует о пристальном внимании к иностранным инвесторам. Подтверждением тому является действующий с 1998 года Совет иностранных инвесторов (далее - СИИ), заседания которого проводятся 2 раза в год под личным председательством Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. В настоящее время в состав СИИ входит 21 руководитель крупных иностранных компаний, работающих в Казахстане.

Сегодня в Казахстане создана вся необходимая правовая база для осуществления инвестиционной деятельности. Очень важно отметить, что меры государственной поддержки инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так и на иностранных инвесторов.

Так, при реализации проектов в несырьевом секторе экономики Казахстана инвесторам предоставляются следующие виды инвестиционных преференций.

1) освобождение от обложения таможенными пошлинами ввозимого для реализации инвестиционного проекта оборудования и комплектующих к нему;

2) государственные натурные гранты (в качестве государственных натурных грантов могут передаваться земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование);

3) инвестиционные налоговые преференции.

Согласно новому Налоговому кодексу Республики Казахстан, вступившему в силу 1 января 2009 года упрощен порядок применения инвесторами налоговых инвестиционных преференций, а именно, упразднен ранее существовавший порядок получения инвестиционных преференций, которые предоставлялись лишь с момента заключения контракта с уполномоченным органом (Комитет по инвестициям).

Инвестиционные налоговые преференции заключается в отнесении на вычеты стоимости объектов преференции и последующих расходов на реконструкцию и модернизацию.

При этом срок переноса убытков увеличен с 3 до 10 лет, что позволит получить пользу от преимуществ инвестиционных налоговых преференций. Также предусмотрено уменьшение ставки корпоративного подоходного налога с 2009 г. – до 20%, с 2010 г. – до 17,5%, с 2011 г. – до 15% (в 2008 г. – 30%). Ставка налога на добавленную стоимость уменьшена до 12%.

Помимо мер инвестиционного законодательства направленных на поощрение и защиту инвестиций на территории Казахстана, Правительством Казахстана подписано двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрений инвестиций с 41 страной, среди которых США, Объединенное Королевство Великобритания, Германия, Франция, Россия, Нидерланды, Турция, Иордания, Катар и т.д., а также одно многостороннее соглашение между странами-членами ЕврАзЭС.

Кроме того, следует отметить, как одну из мер государственной поддержки инвестиций софинансирование проектов через государственные финансовые институты развития (Национальный инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Банк Развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Корпорация по развитию и продвижению экспорта «KAZNEX»).

Основной целью деятельности данных институтов развития является содействие диверсификации национальной экономики через создание системы развития и поддержки бизнеса на всех уровнях и эффективное управление инвестиционными ресурсами.

Кроме того, значительную роль в ускорении диверсификации экономики страны и обеспечении устойчивого развития регионов играют социально-предпринимательские корпорации (далее - СПК), осуществляющие свою деятельность в 7 макрорегионах Казахстана.

Каждая корпорация представляет собой региональный институт развития, управляющий переданными государственными активами в соответствующем регионе страны, включая участки неосвоенных земель и месторождения. СПК создана в статусе национальной компании и исполняют роль генератора проектов, привлекающего инвестиции на их реализацию.

Участие в проектах социально-предпринимательских корпорациях будет привлекательно для бизнеса доступом к финансовым, земельным, технологическим ресурсам и внешним рынкам.

С помощью данных корпораций  иностранные компании также имеют возможность создать с участием казахстанских партнеров совместные предприятия в Казахстане, где использование зарубежных технологий и отечественного сырья позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Новое развитие получили такие инструменты экономического стимулирования, как индустриальные и специальные экономические зоны, технопарки.

На сегодняшний день в Казахстане создано шесть специальных экономических зон: «Морпорт Актау» по транспортно-логистическим услугам, «Астана – Новый город» по строительству и производству строительных материалов, Парк информационных технологий под городом Алматы, «Онтустик» в Южно-Казахстанской области - по развитию текстильной промышленности, Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области и СЭЗ «Бурабай» - по развитию туристического кластера в 200 км. от г.Астаны.

В вышеуказанных специальных экономических зонах инвесторам предоставляются земельные участки, обеспеченные необходимой инфраструктурой для эффективной организации новых производств. На территории зон действует режим свободной таможенной зоны, а также предусмотрены значительные налоговые льготы (по КПН, земельному налогу, имущество), что позволяет не только стимулировать инвестиции в обрабатывающий сектор, но и определять месторасположение точек промышленного роста в соответствии с государственной экономической и региональной политикой.

Существуют три основных фактора, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана.

Первое - это бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью.

Второе - это наличие богатых природных и минеральных ресурсов.

По оценкам ученых наша страна занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99 элементов, разведано - 70, извлекаются и используются - 60.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и боррита, второе – по запасам серебра, свинца, урана и хромитов, третье – по меди и флюоритам, четвертое – по молибдену и шестое – по золоту.

Третье – это выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам потребительский рынок почти в полмиллиарда человек, то есть рынки центральноазиатского региона, России и Китая.

В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 – 2015 годы.

Стратегия индустриально-инновационного развития направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстан на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путём диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей [16].

Основные задачи Стратегии:

- повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

- создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

- стимулирование создания наукоёмких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

- развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы и др.

Для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований, как АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», которые являются важнейшими инструментами реализации Стратегии.

Таким образом, успешная реализация Стратегии инновационного развития должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики Казахстана, которые приведут к её устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, производственного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества, а, следовательно, и к улучшению инвестиционного климата Республики.

 

Заключение

 

В начале исследования была поставлена цель: изучить правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Казахстан.

В процессе исследования были сделаны следующие выводы:

1) В настоящее время инвестиционную деятельность регулирует Закон «Об инвестициях», который гласит о равенстве мер стимулирования инвестиций, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, гарантии защиты прав инвесторов, порядок разрешения споров с участием инвесторов. Вопросы деятельности Инвестиционного фонда Казахстана, определяющий его цели, задачи, направления инвестиционной политики, регулирует Закон « «Об Инвестиционном фонде Казахстана» от 6 июля 2004 года № 575-II

Информация о работе Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Казахстан