Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 07:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение особенностей правового регулирования государственных и муниципальных финансов.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
рассмотреть исторические предпосылки становления правового регулирования государственных и муниципальных финансов в РФ
проанализировать правовое регулирование государственных и муниципальных финансов РФ
остановиться на вопросе особенностях правового регулирования муниципальных финансов.
Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки становления правового регулирования государственных и муниципальных финансов в РФ 5
Глава 2. Правовое регулирование государственных и муниципальных финансов РФ 9
2.1. Основные подходы к правовому регулированию государственных и муниципальных финансов в РФ 9
2.3.Законодательство, регулирующее налоговые отношения 15
Глава 3. Особенности правового регулирования муниципальных финансов в РФ 19
Заключение 24
Список литературы 25
В БК РФ в настоящее время имеются нормы, предусматривающие процентные отчисления в доходы местных бюджетов от таких федеральных налогов и сборов, как налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются средства от налога на доходы физических лиц - по нормативу 10%; от единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 35%; от государственной пошлины - по нормативу 100%.
Что касается местного налога, закрепленного в НК РФ, - налога на имущество физических лиц, то необходимо отметить, что правовой основой его взимания является, помимо НК РФ, Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 168-ФЗ)10. Им установлены, в частности, предельные ставки от 0,1 до 2% от стоимости объекта налогообложения. Они взимаются на основе инвентаризационной стоимости имущества, рассчитанной Бюро технической инвентаризации, которая далеко отстает от реальной рыночной цены недвижимости. Уже несколько лет обсуждается проблема введения единого налога на недвижимость, который заменил бы земельный налог и налог на имущество физических лиц. В Бюджетном послании Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" Президент РФ отмечал: "Следует ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в т.ч. формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами"11
Для функционирования местных бюджетов, как и бюджетов субъектов Российской Федерации, по нашему мнению, имеет большое значение и реализация института межбюджетных отношений. В соответствии со ст. 6 БК РФ "межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса". В БК РФ в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" глава 16 "Межбюджетные отношения" была переименована в "Межбюджетные трансферты". Вопросами межбюджетных отношений активно занимались такие ученые, как О.В. Болтинова, Т.В. Конюхова, А.Д. Селюков и др. Данная проблема имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, учитывая, что в настоящее время в стране наблюдается значительная централизация доходов в федеральном бюджете. Бюджеты субъектов Российской Федерации, и тем более бюджеты муниципальных образований, испытывают недостаток в финансовых ресурсах, большинство из них, как отмечалось ранее, являются дефицитными и без соответствующих межбюджетных трансфертов не могут функционировать. При этом субъекты Российской Федерации получают трансферты из федерального бюджета не только для покрытия собственных обязательств, но и для финансового обеспечения расходов местных бюджетов. Например, межбюджетные трансферты поступают в районный бюджет Шатурского муниципального района не только из областного бюджета, но и непосредственно из федерального, в частности, для финансирования федеральных целевых программ.
И наконец, несколько
слов необходимо сказать о таком
источнике доходов местных
Продолжает существовать в муниципальных образованиях и такая проблема, как разграничение полномочий между администрациями муниципальных районов и администрациями городских поселений, являющихся районными центрами. В данном случае возникает вопрос о целесообразности существования двух администраций: районной и городской. Это касается разграничения их компетенций, которые порождают конфликты и увеличение расходов на содержание аппаратов двух администраций. Федеральный закон от 29.11.2010 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не решает указанную проблему, которая может быть решена только в ходе проведения административной реформы. В процессе ее проведения необходимо также решить вопрос о целесообразности сохранения несостоятельных в финансовом отношении сельских и городских поселений как самостоятельных субъектов бюджетных правоотношений.
В этом плане представляет интерес опыт Великобритании в начале 70-х гг. XX в., где "была проведена реформа местных органов власти с целью упразднения мелких административных единиц и сокращения большого числа местных бюджетов. Их укрупнение позволило перейти к решению важных социальных задач и укреплению финансовых взаимоотношений центральных и местных органов государства"
Возникновение и осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлены объективными потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения и в котором государство на любом этапе своего развития не смогло бы выполнять свои задачи и функции, не обладая соответствующими финансовыми ресурсами. Для этого государством используются при управлении обществом различные экономические регуляторы, в том числе финансы и финансовая система.
Важнейшей отраслью права, регулирующей финансовую деятельность государства и муниципальных образований, является финансовое право.
Благодаря развитию данной отрасли и происходит укрепление роли государства, как регулятора государственных и муниципальных финансов.
Начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис подтверждает вывод о том, что без активного участия государства в регулировании экономикой собственной страны и совместных действий государственных структур на международной арене невозможно уменьшить его отрицательные последствия, которые скажутся на развитии общественной жизни во всех странах мира. В настоящее время руководство Российской Федерации принимает разнообразные экономические и правовые меры по уменьшению негативных последствий, вызываемых международным финансовым кризисом, по защите прав и интересов российских граждан, по поддержке национальной экономики, по усилению ее конкурентоспособности.
1 Боголепов М.И. Советская финансовая система. М.: Госфиниздат, 1945. С. 38.
2 Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2007. С. 233.
3 См.: Запольский С.В. Финансы и право: Проблемы соотношения. Ежегодник МАФП, 2004; Сборник научных работ / Под общей ред. С.В. Запольского. М., 2005. С. 29
4 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1981. С. 323.
5 Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823
6 Налоговый кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
7 Лебедев В.А. Местные налоги. Опыт исследования теории и практики местного обложения. М., 1886. С. 24.
8 Томаров В.В. Местные налоги: правовое регулирование. М.: Академический правовой университет, 2002. С. 93.
9 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 481.
10 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3689.
11 Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. N 7.
Информация о работе Правовое регулирование государственных и муниципальных финансов