Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение прибыли и рентабельности предприятия как основных оценочных показателей деятельности организации. В процессе достижения поставленной цели был сформирован ряд задач:
- рассмотреть экономическую сущность и роль прибыли;
- изучить планирование, распределение и использование прибыли;
- охарактеризовать рентабельность как показатель деятельности предприятия;
- рассмотреть показатели рентабельности;
- проанализировать управление прибылью и рентабельностью.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономическая сущность и роль прибыли 5
1.2 Планирование прибыли 8
1.3 Распределение и использование прибыли 10
2 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.1 Рентабельность – показатель деятельности предприятия 14
2.2 Показатели рентабельности 18
3 УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
ОГЛАВЛЕНИЕ
В условиях рыночной экономики основой экономического развития общества является прибыль - важнейший показатель эффективности работы предприятия и источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создаёт финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей пайщиков и работников предприятия. Также, за счёт прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом и другими организациями.
Обобщающим показателем
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На эти показатели влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной и постоянной борьбы каждого предприятия на всех этапах производства за прибыль.
Прибыльная работа является обязательным условием для предприятий всех отраслей экономики страны, в том числе и торговой деятельности. Поэтому, вопросы формирования и использования прибыли, поиск резервов наращивания прибыли и рентабельности торговой деятельности, в этих условиях приобретают исключительно важное значение.
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
Целью данной курсовой работы является изучение прибыли и рентабельности предприятия как основных оценочных показателей деятельности организации. В процессе достижения поставленной цели был сформирован ряд задач:
- рассмотреть экономическую сущность и роль прибыли;
- изучить планирование, распределение и использование прибыли;
- охарактеризовать рентабельност
- рассмотреть показатели рентабельности;
- проанализировать управление прибылью и рентабельностью.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы.
Первая глава посвящена
Во второй главе изучаются рентабельность как показатель деятельности предприятия и показатели рентабельности.
В третьей главе курсовой работы рассматривается управление прибылью и рентабельностью.
В качестве теоретической основы исследования учебные пособия отечественных авторов, которые наиболее широко освещают характер и содержание выбранной темы.
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль представляет собой конечный
финансовый результат, характеризующий
производственно-хозяйственную
За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения.
Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.
Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль [12].
Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.
На финансовый результат существенное
влияние оказывает учетная
В отношении расходов влияние учетной политики на прибыль существенно выше. Это связано с тем, что расходы могут учитываться различными методами. Оценка стоимости затрат также может существенно варьироваться в зависимости от выбранной учетной политики. Это касается стоимости товаров, материальных запасов, оценки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов [17]. Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.
Главное предназначение прибыли в
современных условиях хозяйствования
– отражение эффективности
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками. Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли [21]. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. С помощью рисунка 1.1 рассмотрим роль прибыли предприятия в современных условиях.
Рисунок 1.1 – Роль прибыли предприятия в современных условиях [2]
Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.
Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различивши в методологии исчисления и налогообложение прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли и моделируются финансовые результаты выполнения различных управленческих решений [9].
В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.
Планирование прибыли
Прибыль планируется раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты выполнения различных управленческих решений.
В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и основанный на эффекте производственного (операционного) рычага [15]:
1. Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана.
2. Аналитический метод. Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.
3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные и расчете маржинальной прибыли.
Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности.
Точкой безубыточности называют критический объем продаж, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка.
После определения точки
В процессе планирования прибыли важно определить, какие факторы приводят к ее росту или снижению.
К факторам роста прибыли относятся [13]:
В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. Увеличение объема продаж также не может происходить бесконечно. Жесткая конкурентная борьба, невысокий уровень платежеспособного покупательского спроса накладывают ограничения на рост объема продаж.
Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия.