Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение прибыли и рентабельности предприятия как основных оценочных показателей деятельности организации. В процессе достижения поставленной цели был сформирован ряд задач:
- рассмотреть экономическую сущность и роль прибыли;
- изучить планирование, распределение и использование прибыли;
- охарактеризовать рентабельность как показатель деятельности предприятия;
- рассмотреть показатели рентабельности;
- проанализировать управление прибылью и рентабельностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономическая сущность и роль прибыли 5
1.2 Планирование прибыли 8
1.3 Распределение и использование прибыли 10
2 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.1 Рентабельность – показатель деятельности предприятия 14
2.2 Показатели рентабельности 18
3 УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

Курсовая Прибыль и рентаб.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим  предприятием. Пропорции этого распределения  в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно [1].

Взаимоотношения предприятий и  государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. Налоги оказывают значительное влияние  на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги.

Налоги начисляются с отнесением их на различные источники. Часть  налогов включается в цену продукции (товара, работ, услуг). К таким налогам  относятся налог на добавленную  стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины.

Некоторые налоги включаются в состав расходов на производство продукции, т.е. относятся на ее себестоимость или же на их сумму увеличивается стоимость амортизируемого имущества. К ним относятся единый социальный налог, транспортный налог, импортные таможенные пошлины, государственные пошлины, земельный налог, лесной налог, другие ресурсные налоги. Другие налоги относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, т.е. уменьшают балансовую прибыль предприятия: налог на прибыль, налог на имущество, налог на рекламу [8].

Поскольку, как мы видим, основным источником уплаты налогов является добавленная стоимость, то налоги непосредственно  влияют на часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия, т.е. на чистую прибыль. Косвенные налоги, хотя и прямо не уплачиваются из прибыли, но при достижении ценой товара максимума покупательной возможности также начинают снижать долю прибыли товаропроизводителя. Сумма налогового бремени обратно пропорциональна инвестиционным возможностям реального сектора экономики. Задача государственного управления состоит в том, чтобы, сохраняя стабильность роста доходов бюджета, способствовать экономическому росту на предприятиях [19]. Закономерно предположить, что должен быть ограничитель для налоговой нагрузки на экономику предприятий-налогоплательщиков. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффективности работы предприятия и получению прибыли.

Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов, распределяется между собственниками (акционерами и учредителями) и  самим предприятием.

Это распределение зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоения новых видов продукции и новых  технологий предприятие крайне нуждается  в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал. Просто это должны быть отложенные ожидания, и собственники смогут получить свои дивиденды после выхода производства на проектную мощность, когда предприятие начнет получать прибыль в достаточном размере. Дивиденды за период ожидания должны быть не меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит.

В условиях рыночного хозяйства  государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Тем не менее, посредством предоставления налоговых льгот оно стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного назначения и строительство жилья, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ [3]. Законодательно устанавливается минимальный размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.

Распределение прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием  производства и финансируемым из прибыли, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новой продукции и технологических процессов, совершенствование технологии и организации производства, модернизацию оборудования, техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства, расширение предприятия, проведение природоохранных мероприятий.

 В эту же группу расходов  относят расходы на погашение  долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль предприятия может быть вложена им в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям и пр. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие [7].

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы  по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства  объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных мероприятий и т.п. К затратам на материальное поощрение относятся выплата премий за достижения в труде, расходы на оказание помощи, единовременные пособия ветеранам и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

2 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Рентабельность – показатель  деятельности предприятия

Хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют  свою деятельность и перспективы  развития исходя из разработанных ими  хозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товаров и услуг.

Незаменимым показателем при текущем  планировании производства, а также  при определении финансового  положения предприятия является показатель рентабельности.

Рентабельность – это важнейшая  экономическая категория, которая присуща всем предприятиям, работающим на основе хозяйственного расчёта. Она означает доходность, прибыльность предприятия и определяется путём сопоставления получаемых результатов (прибыли, валового дохода) с затратами или неиспользуемыми ресурсами [5].

Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных  позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели можно объединить в следующие группы [11]:

- показатели, рассчитанные на основе  стоимости реализованной продукции;

- показатели, рассчитанные на основе производственных  активов;

- показатели, рассчитанные на основе потока  наличных денежных средств.

Первая  группа показателей формируется  на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемые в отчетности предприятия.

Данные  показатели характеризуют прибыльность продукции.

Рентабельность  продукции можно рассчитать как  по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Рентабельность  отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

В связи  с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли

Вторая  группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней  рентабельности в зависимости от изменения размера и характера  авансированных средств [4]:

- все производственные  активы предприятия;

- инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства);

- акционерный (собственный) капитал.

Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  характеризуют степень использования  предприятием финансовых рычагов для  повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.

Данные  показатели весьма практичны в связи  с тем, что отвечают интересам  участников. Например, администрацию  предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных  инвесторов и кредиторов — доходность акций и т.д.

Третья  группа показателей формируется  аналогично показателям первой и  второй групп, однако вместо прибыли  в расчет принимается чистый приток денежных средств.

Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового «здоровья» предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

Рентабельность  продукции можно рассчитать как  по всей реализованной продукции, так  и по отдельным ее видам.

Рентабельность  всей реализованной продукции можно  определить как [21]:

- процентное  отношение прибыли от реализации  продукции к затратам на ее  производство и реализацию;

- процентное отношение  прибыли от реализации продукции  к выручке от реализованной  продукции;

- процентное отношение балансовой  прибыли к выручке от реализации  продукции;

- отношение  чистой прибыли к выручке от  реализации продукции.

Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.

Рентабельность  отдельных видов продукции зависит  от цены и полной себестоимости. Она  определяется как процентное отношение  цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как  процентное соотношение чистой прибыли  к средней величине активов (имущества).

Рентабельность внеоборотных средств  определяется как процентное соотношение  чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.

Рентабельность оборотных активов  определяется как процентное отношение  чистой прибыли к среднегодовой  стоимости оборотных активов.

Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой  прибыли к стоимости имущества  предприятия.

Рентабельность  собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово- хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли, и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.

Анализ  общей рентабельности имеет большое  значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности  использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия [10].

Обобщающая  оценка финансового состояния предприятия  достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина  прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ  формирования и использования прибыли  предполагает следующие этапы [14]:

Информация о работе Прибыль и рентабельность