Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение прибыли и рентабельности предприятия как основных оценочных показателей деятельности организации. В процессе достижения поставленной цели был сформирован ряд задач:
- рассмотреть экономическую сущность и роль прибыли;
- изучить планирование, распределение и использование прибыли;
- охарактеризовать рентабельность как показатель деятельности предприятия;
- рассмотреть показатели рентабельности;
- проанализировать управление прибылью и рентабельностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономическая сущность и роль прибыли 5
1.2 Планирование прибыли 8
1.3 Распределение и использование прибыли 10
2 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.1 Рентабельность – показатель деятельности предприятия 14
2.2 Показатели рентабельности 18
3 УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

Курсовая Прибыль и рентаб.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

- Анализ  состава и динамики балансовой прибыли;

- Анализ  финансовых результатов от обычных  видов деятельности;

- Анализ  уровня среднереализационных цен;

- Анализ  финансовых результатов от прочих  видов деятельности;

- Анализ  рентабельности деятельности предприятия;

- Анализ распределения и использования прибыли.

Проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения.

2.2 Показатели рентабельности

В экономической литературе приводится большое количество показателей  рентабельности. Каждый их них играет определённую роль в оценке эффективности  деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.

Для расчета уровня доходности предприятия  все показатели рентабельности могут  быть объединены в следующие группы [16]:

1. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

2. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются [18]:

  • рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
  • рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия.

Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле

  (2.1)

где Пп – прибыль предприятия, руб.;

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС - нормируемые оборотные средства, руб.

Рентабельность реализованной  продукции (Рп) определяется по формуле:

  (2.2)

где Пк.в – годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений;

KB – капитальные вложения, руб.

Рентабельность оборота (Р0) определяется по формуле

   (2.3)

где В – выручка от реализации продукции, руб.

Рентабельность текущих активов (Рт.а) определяется по формуле:

   (2.4)

где Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

ТА – средняя величина текущих  активов, руб.

Рентабельность, собственного капитала (Рс.к) определяется по формуле

   (2.5)

где СК – величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.

Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле

   (2.6)

где Пед – прибыль на единицу изделия, руб.;

С - себестоимость изделия, руб.

Рентабельность инвестированного капитала (Ри.к) определяется по формуле

   (2.7)

где ИК – средний инвестированный капитал, руб.

Рентабельность основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле

    (2.8)

Рентабельность заемных средств (Рз.с) определяется по формуле:

       (2.9)

где Пз.с – плата за пользование заемными средствами, руб.;

ЗС – средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), руб.

Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле:

      (2.10)                       

где СА – средняя величина активов, руб.

Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле:

     (2.11)

где Рз.с – расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб,;

ИК – величина совокупного используемого  капитала на определенную дату (средняя  величина), руб.

Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле

    (2.12)                           

где В – величина валюты баланса  на определенную дату (средняя за период), руб.;

КО – величина краткосрочных  обязательств на определенную дату (средняя  за период), руб.

Рентабельность товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле

    (1.13)

где Ст.п – себестоимость товарной продукции, руб.

Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается  общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий [7].

Использование такого обширного  состава показателей и их сочетание  для расчета рентабельности в  практической и аналитической работе является, с одной стороны, следствием сложности финансово-хозяйственной деятельности, а с другой стороны, затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов.

На практике выделилась следующая группа показателей рентабельности, рассчитываемых на базе финансовой отчетности.

Показатели рентабельности при необходимости могут быть рассчитаны как на начало, так и  на конец периода. В таких случаях  в показателях дроби показываются показатели соответственно на начало и на конец периода.

В зарубежной литературе, а в последнее время и в отечественной, используются показатели рентабельности, рассчитанные иными способами и используемые для решения специальных задач. К ним, в частности, относится так называемый коэффициент валовой прибыльности, определяемый отношением валовой прибыли или маржинального дохода (превышение объема реализованной продукции над переменными затратами) к объему реализованной продукции. Этот показатель используется при анализе безубыточности [20]. При оценке эффективности и принятии долгосрочных инвестиционных решений используется показатель рентабельности, рассчитанный на основе чистого притока денежных средств.

Разложение прибыли  организации и ее совокупного  капитала на определенные различные  составляющие (или их сочетания) и определения отношения между корреспондирующими показателями прибыли и капитала отражают частную рентабельность отдельных видов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации, различных ресурсов и источников их финансирования.

Если принять во внимание, что целью управления является прибыль организации в целом, то в качестве финансово-экономических индикаторов необходимо и достаточно использовать следующие показатели рентабельности.

Наиболее общим показателем  в группе индикаторов рентабельности капитала является рентабельность активов. Этот показатель называют также нормой прибыли.

Уровень и динамика показателя рентабельности активов является главным  объектов внимания руководства компании, поскольку рентабельность совокупного  капитал аккумулирует в себе структуру и движение всех видов производственных и финансовых ресурсов организации, издержек производства и обращения, размеры, структуру и соответствие рыночному спросу выпускаемой продукции или выполняемых работ. Показатель рентабельности активов отражает достигнутый в компании баланс экономических интересов внутренних и внешних участников деятельности предприятия [6]. Использование для расчета рентабельности активов чистой прибыли представляется неадекватным, так как активы должны генерировать прибыль, достаточную не только для решения внутренних задач, но и для выполнения обязательств организации перед государством.

В то же время показатель рентабельности активов, рассчитанный на основы прибыли, может быть использован  дополнительно к основному, для оценки такого важного аспекта управленческой деятельности, как налоговая политика.

Показатель рентабельности собственного капитала важен для  собственников (акционеров) компании, которые вкладывают в экономическую  деятельность предприятия свои средства с целью получения прибыли на вложенный капитал.

Рентабельность собственного капитала сравнивается с возможностями  получения дохода от вложения этих средств в альтернативные варианты деятельности, включая вложения в  финансовые активы. В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель служит важным критерием при оценке (котировке) акций на бирже.

Рассмотренные выше показатели рентабельности характеризуют вполне конкретные аспекты деятельности организации, в то же время они взаимосвязаны  между собой, что отражает объективные связи между различными сторонами производственно-финансовых и управленческих процессов. Сбалансированность, а значит, и обоснованность управленческих решений во много зависят от степени и метода учета таких взаимосвязей. Конструирование и использование моделей, отражающих эти взаимосвязи, существенно повышает роль менеджмента в отдельных сферах производственно-финансовой деятельности и в целом компании [12].

Возможные сочетания  прибыли с влияющими на нее  факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли. Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, а взаимно дополняют. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.

Таким образом, для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

3 УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ

Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

В рамках решения первой задачи —  повышение доходов — должны проводиться оценка, анализ и планирование [1]:

  • выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах;
  • ритмичности производства и продаж;
  • достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности;
  • эффективности ценовой политики;
  • влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж;
  • сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т. п.

Результаты планово-аналитических  расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.

Поиск и мобилизация факторов повышения  доходов находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.

Вторая задача — снижение расходов — подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе производства и реализации данной продукции [17].

Когда речь идет об осуществлении  конкретного производственного процесса, относительно большую значимость имеют отдельные виды активов, средств, расходов. Так, для изготовления некоторого вида продукции можно использовать ту или иную материально-техническую базу, различные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, разнообразные технологии производства, схемы снабжения и сбыта и т. п. Поэтому очевидно, что в зависимости от выбранной концепции организации и реализации производственного процесса уровень себестоимости может ощутимо варьировать и оказывать существенное влияние на прибыль предприятия. Именно этим определяется значимость методик анализа и управления себестоимостью как в системе управленческого учета, так и с позиции управления деятельностью предприятия в целом.

Информация о работе Прибыль и рентабельность