Прибыль торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение прибыли как одной из важных составляющих функционирования торгового предприятия. Предметом исследования является прибыль организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть понятие прибыли как экономической категории, выяснить какие функции выполняет прибыль;
− установить источники получения прибыли, изучить способы планирования прибыли;
− изучить механизмы оптимизации прибыли.
− сделать выводы по теме курсовой работы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Прибыль торговой организации 5
1.1. Общая характеристика прибыли организации 5
1.2. Взаимосвязь издержек обращения, объема товарооборота и прибыли торговой организации 9
Глава 2. Система показателей прибыльности торгового предприятия 15
2.1. Система показателей рентабельности торговли 15
2.2. Распределение и использование прибыли торговой организации 16
2.3. Анализ и планирование прибыли торговой организации 18
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Курсовая - Прибыль организации.docx

— 72.80 Кб (Скачать файл)

Прибыль от торговой деятельности взаимосвязана  с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров.

С помощью  этой системы можно определить:

  • объем реализации товаров, обеспечивающий безубыточную торговую деятельность, т. е. «точку безубыточности» («порог рентабельности») торговой организации;
  • плановую сумму прибыли от реализации товаров при заданных плановых значениях объема товарооборота, доходов и издержек обращения;
  • необходимый объем товарооборота при заданной целевой сумме балансовой прибыли от реализации товаров;
  • «предел безопасности» («запас финансовой прочности») торговой организации, т. е. размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет торговой организации осуществлять прибыльную деятельность.

Точка безубыточности — это такой  объем реализации товаров, при котором торговая организация не получает ни прибыли, ни убытка.

Для достижения точки безубыточности торговая организация должна обеспечить объем реализации товаров, при котором сумма доходов от реализации товаров (реализованных торговых надбавок) сравняется с суммой издержек обращения как постоянных, так и переменных. Точку безубыточности можно определить по формуле

Рт.б =ИОпост*100/Уди.пер                         (1)4

где Ртб — объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности, руб.;

ИОпост — сумма постоянных издержек обращения, руб.;

У — уровень доходов от реализации товаров к товарообороту, %;

Уипер — уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %.

Одним из важных показателей является маржинальная прибыль (МП), которая «редставляет собой разность суммы доходов от реализации товаров и суммы переменных издержек обращения.

Маржинальная прибыль служит мерой  оценки способности торговой организации покрывать постоянные издержки обращения (Ипост) и формировать необходимую балансовую прибыль (ПБ).

Балансовая прибыль формируется  при превышении маржинальной прибыли над постоянными издержками обращения (МП > Ипост); точка безубыточности достигается при их равенстве (МП = Ипост); деятельность будет убыточной, если маржинальная прибыль меньше постоянных издержек обращения (МП < Ипост).

Достижение точки безубыточности и формирование балансовой прибыли зависят от соотношения постоянных и переменных издержек обращения. Это соотношение называется операционным рычагом. Чем выше доля постоянных издержек обращения в общей их сумме, тем позже достигается точка безубыточности, т. е. торговой организации необходимо для достижения этой точки реализовать гораздо больший объем товаров, чем при сравнительно меньшей доле постоянных издержек обращения. Вместе с тем при дальнейшем наращивании объема реализации товаров (после преодоления точки безубыточности) темп прироста прибыли от реализации товаров будет превышать темп прироста товарооборота. Это связано с тем, что за счет постоянных издержек обращения общий их уровень в процентах к товарообороту будет снижаться, увеличивая тем самым при прочих равных условиях сумму прибыли.

Эффект операционного  рычага (Э) рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к балансовой прибыли.

Пример5

Товарооборот торговой организации  составил 20 млн руб., доходы от реализации товаров — 4 млн руб. (20% к товарообороту); постоянные издержки обращения — 1,2 млн (6% к товарообороту); переменные издержки обращения— 1,8 млн руб. (9% к товарообороту).

Решение

Рассчитаем точку безубыточности и эффект операционного рычага:

Рт6 =1,2 млн руб. 100 / 20%-9%= 10,9 млн руб.

МП = 4 млн руб. - 1,8 млн руб. = 2,2 млн руб. БП = 2.2 млн руб. - 1,2 млн руб. = 1 млн руб. Эо.р = 2,2 млн руб.: 1 млн руб. = 2,2.

В нашем примере эффект операционного  рычага 2,2 означает, что любое изменение чистого дохода от реализации товаров влечет за собой изменение балансовой прибыли в пропорции 1:2,2. Допустим, у торговой организации появилась возможность увеличить товарооборот и при прочих равных условиях чистый доход от реализации товаров на 10%, в этом случае балансовая прибыль возрастет на 22%. При уменьшении товарооборота и чистого дохода от реализации товаров сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли. В нашем примере уменьшение товарооборота и соответственно чистого дохода на 5% повлечет снижение прибыли на 11%.

Для определения необходимого объема товарооборота при заданной целевой  сумме прибыли от реализации товаров  используется следующая формула:

Рт.цюп = (Ипост+Пц)*100 / Уд - Уи.пер             (2)6

где Ртцп — объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой (целевой) суммы прибыли от торговой деятельности, руб.;

Пц — сумма плановой (целевой) прибыли, руб.;

У — уровень доходов от реализации товаров к товарообороту, %;

Уи.пер — уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %.

Пример

Торговая организация поставила  цель получить за год 5 млн руб. прибыли от реализации товаров. Постоянные издержки обращения составят 6 млн руб., уровень доходов от реализации товаров — 21% к товарообороту, уровень переменных издержек обращения — 10% к товарообороту.

Решение

Рассчитаем необходимый объем  реализации товаров, обеспечивающий получение целевой суммы прибыли:

Рт.п.п=(6 млн руб. + 5 млн руб.) • 100 / 21%-10%= 100 млн руб.

Размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной  конъюнктуре потребительского рынка, позволяющий осуществлять прибыльную деятельность (предел безопасности — ПБ), определяется по формуле

ПБ =Рт.п.п - Рт.б,             (3)7

где ПБ — объем товарооборота  торговой организации, обеспечивающий предел ее безопасности (запас финансовой прочности), руб.;

Рт.п.п.— объем товарооборота, обеспечивающий получение целевой суммы прибыли от торговой деятельности, руб.;

Рт6 — объем товарооборота, обеспечивающий достижение точки безубыточности торговой организации, руб.

Возвращаясь к нашему примеру, определим вначале  точку безубыточности и затем предел безопасности торговой организации:

Рт.п.п = (6 млн руб. + 5 млн руб.) • 100 /21%-10% =100 млн руб

ПБ = 100 млн руб. — 54,5 млн руб. = 45,5 млн руб. Это означает, что торговая организация при неблагоприятной конъюнктуре рынка может снизить ранее запланированный объем товарооборота (100 млн руб.) на 45,5 млн руб., при этом деятельность ее будет прибыльной, но дальнейшее снижение товарооборота (ниже точки безубыточности) повлечет за собой убытки.

Таким образом, система «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» позволяет выявить зависимость прибыли от следующих основных показателей:

  1. объема реализации товаров;
  2. суммы и уровня доходов от реализации товаров;
  3. суммы и уровня переменных издержек обращения;
  4. суммы постоянных издержек обращения;
  5. соотношения постоянных и переменных издержек обращения.

 

 

 

 

 

Глава 2. Система показателей прибыльности торгового предприятия

2.1. Система показателей рентабельности торговли

Абсолютная сумма прибыли является, безусловно, важным показателем, отражающим положительный финансовый результат, но она не может дать полной характеристики экономической эффективности торговой деятельности. Для этого используется система относительных показателей уровня прибыльности, т. е. рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность использования ресурсов и затрат торговой организации, измеряют ее прибыльность с различных позиций в соответствии с интересами аналитиков (как самой организации, так и ее инвесторов, кредиторов).

Для оценки эффективности торговой деятельности используют систему показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную смысловую нагрузку:

а) рентабельность продаж (рентабельность товарооборота) — отношение прибыли от торговой деятельности к объему товарооборота; характеризует уровень прибыльности основного вида хозяйственной деятельности;

6) рентабельность издержек обращения — отношение прибыли от торговой деятельности к сумме издержек обращения; характеризует уровень отдачи (окупаемости) текущих затрат торговой организации;

в) рентабельность активов — отношение чистой прибыли торговой организации к средней величине стоимости используемых активов в рассматриваемом периоде; характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами, используемыми торговой организацией;

г) рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли торговой организации к средней сумме собственного капитала в рассматриваемом периоде; характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом торговой организации8.

Для оценки экономической эффективности  деятельности торговой организации  рекомендуется проводить динамический и сравнительный анализ показателей рентабельности по секторам основной деятельности (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание), по организациям-аналогам и организациям-конкурентам.

2.2. Распределение и использование прибыли торговой организации

Прибыль, получаемая торговой организацией в результате хозяйственно-финансовой деятельности, распределяется между государством и самой организацией как хозяйствующим субъектом. Объектом распределения является балансовая прибыль. Государство в законодательном порядке определяет ту ее часть, которая подлежит внесению в соответствующие бюджеты в виде налогов и других обязательных платежей. Принципиально важно, чтобы при этом соблюдались интересы как государства, так и коммерческих организаций. Размер изъятия прибыли в бюджет не должен снижать заинтересованность хозяйствующих субъектов в расширении объемов и улучшении финансовых результатов предпринимательской деятельности.

Разница между балансовой прибылью и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой чистую прибыль торговой организации или прибыль, остающуюся в ее распоряжении.

Чем больше прибыли, полученной торговой организацией, остается в ее распоряжении, тем меньше потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень ее самофинансирования и финансовой устойчивости.

Определение порядка распределения  и конкретных направлений использования чистой прибыли находится в компетенции коммерческой организации.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, распределяется на две части — капитализируемую и потребляемую. Первая часть увеличивает собственный капитал организации, а вторая используется на потребление.

Оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями прибыли представляет собой одну из самых важных и сложных задач управления торговой организацией. Приходится учитывать две противоположные мотивации владельцев и трудового коллектива организации: получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективе. Необходимо учитывать также другие факторы, основными из которых являются:

  • стадия жизненного цикла торговой организации (на ранней стадии требуется больше средств инвестировать в производственное развитие);
  • конъюнктура потребительского рынка (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли возрастает);
  • необходимость осуществления своих инвестиционных программ (расширение и обновление состава основных фондов, переход на новые торговые технологии, строительство жилья и других объектов социальной сферы — все это требует увеличения капитализации прибыли);
  • возможности (доступность и стоимость) формирования финансовых ресурсов за счет привлечения заемных средств;
  • система материального стимулирования персонала торговой организации за счет прибыли (по коллективному договору и индивидуальным трудовым контрактам);
  • необходимость увеличения расходов на содержание объектов социальной сферы9.

Капитализируемая часть прибыли  направляется на формирование резервного и других страховых фондов, финансирование производственного развития (строительство новых, расширение и реконструкцию действующих производственных объектов, приобретение и модернизацию оборудования, совершенствование торгово-технологических процессов, прирост собственных оборотных средств), а также на погашение долгосрочных кредитов и займов. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение. Наличие в пассиве баланса нераспределенной прибыли свидетельствует о финансовой устойчивости торговой организации, наличии надежного собственного источника для последующего развития.

Информация о работе Прибыль торговой организации