Прибыль торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение прибыли как одной из важных составляющих функционирования торгового предприятия. Предметом исследования является прибыль организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть понятие прибыли как экономической категории, выяснить какие функции выполняет прибыль;
− установить источники получения прибыли, изучить способы планирования прибыли;
− изучить механизмы оптимизации прибыли.
− сделать выводы по теме курсовой работы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Прибыль торговой организации 5
1.1. Общая характеристика прибыли организации 5
1.2. Взаимосвязь издержек обращения, объема товарооборота и прибыли торговой организации 9
Глава 2. Система показателей прибыльности торгового предприятия 15
2.1. Система показателей рентабельности торговли 15
2.2. Распределение и использование прибыли торговой организации 16
2.3. Анализ и планирование прибыли торговой организации 18
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Курсовая - Прибыль организации.docx

— 72.80 Кб (Скачать файл)

Потребляемая  часть прибыли направляется на выплату  доходов владельцам имущества (дивидендов по акциям, процентов по вкладам), на материальное стимулирование персонала (премии наемным работникам по результатам работы организации, поощрения за выполнение разовых особо важных заданий), на социальные нужды (расходы по эксплуатации находящихся на балансе социально-бытовых объектов, финансирование строительства жилья и других объектов непроизводственного назначения, расходы на проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, оказание материальной помощи работникам, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям и т. п.), а также на благотворительные цели.

Для оценки эффективности распределения  прибыли используется коэффициент капитализации, который рассчитывается как отношение суммы капитализируемой прибыли к общей сумме чистой прибыли. Чем выше этот показатель, тем надежнее перспектива торговой организации, так как наращивание собственного капитала повышает ее рыночную стоимость, способствует достижению целей стратегического развития.

2.3. Анализ и планирование прибыли торговой организации

Анализ прибыли проводится в  целом по торговой организации, а также по ее подразделениям и видам деятельности (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание).

В процессе анализа прибыли последовательно  рассматриваются:

  • динамика общей суммы балансовой прибыли в анализируемом периоде по сравнению с предшествующими периодами;
  • источники формирования балансовой прибыли; динамика суммы, уровня и удельного веса прибыли от реализации товаров;
  • показатели формирования прибыли в разрезе структурных подразделений (центров ответственности) торговой организации, их динамика, отклонения фактических показателей от плановых;
  • основные факторы, обусловившие изменение суммы прибыли от реализации товаров в анализируемом периоде;
  • показатели чистой прибыли, их динамика, направления использования чистой прибыли10.

Анализируя прибыль, очень важно  определить и количественно оценить влияние на нее отдельных факторов.

Сумма прибыли от реализации товаров  зависит от объема товарооборота, уровня доходов и уровня издержек обращения.

Влияние изменения объема товарооборота  на сумму прибыли рассчитывается путем умножения суммы увеличения или уменьшения фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Tj) по сравнению с планом или с товарооборотом в предшествующем периоде (Т0) на уровень рентабельности в процентах к товарообороту по плану или в предшествующем периоде (УР0).

Влияние объема товарооборота =                               (4)

Влияние изменения среднего уровня доходов от реализации товаров на сумму прибыли рассчитывается путем умножением фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (T1) на разницу (+, -) между фактическим уровнем доходов от реализации товаров в анализируемом периоде (УД1) и плановым уровнем или фактическим уровнем в предшествующем периоде (УД0).Влияние уровня доходов Влияние изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли рассчитывается путем умножения фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Тх) на разницу (+, —) между фактическим уровнем издержек обращения в анализируемом периоде (УИO1) и плановым их уровнем или фактическим уровнем в предшествующем периоде (УИО0).

Влияние уровня доходов : Т1(УД1-УД0)/100                           (5)

Влияние изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли рассчитывается путем умножения фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Тх) на разницу (+, —) между фактическим уровнем издержек обращения в анализируемом периоде (УИO1) и плановым их уровнем или фактическим уровнем в предшествующем периоде (УИО0).

 

Влияние уровня издержек обращения                    (6)

Полученный результат надо поменять на противоположный знак (+ на — или — на +), так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли, и, наоборот, при повышении уровня издержек обращения сумма прибыли уменьшается.

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования.

Основное  внимание в процессе планирования уделяется  определению суммы прибыли от реализации товаров. Для этого могут  быть использованы следующие методы:

  • метод прямого счета (на основе ранее сформированных плановых показателей суммы доходов и издержек обращения);
  • нормативный метод (на основе среднего уровня рентабельности товарооборота);
  • метод, основанный на системе «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли»;
  • метод целевого планирования (на основе формирования целевого размера чистой прибыли).

Метод прямого счета является наиболее трудоемким и в то же время самым надежным методом планирования прибыли. Разработке плана прибыли предшествуют расчеты плановых сумм доходов от реализации товаров и издержек обращения. Плановая сумма прибыли от реализации товаров определяется как разница между плановыми суммами доходов от реализации товаров и издержек обращения.

Недостатком метода прямого счета  является то, что он позволяет осуществлять только одновариантный расчет плановых показателей и не ориентирован на достижение целевых (нормативных) показателей прибыли.

Нормативный метод планирования прибыли более прост, так как предполагает использование всего двух показателей планового объема реализации товаров и нормативного (планируемого) уровня рентабельности товарооборота. В качестве последнего может быть использован фактически сложившийся уровень рентабельности товарооборота в предплановом периоде, скорректированный с учетом предстоящих изменений уровней доходности и издержкоемкости товарооборота. Плановая сумма прибыли от реализации товаров определяется умножением планового объема реализации товаров на плановый уровень рентабельности товарооборота.

Недостаток нормативного метода заключается  в том, что он практически не увязан с другими показателями деятельности торговой организации.

Плановую сумму прибыли от реализации товаров можно рассчитать методом, основанным на системе "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли". При этом методе формула расчета плана прибыли имеет следующий вид:

                         (7)

где   Пп — плановая сумма прибыли от реализации товаров, руб.;

Рп — плановый объем реализации товаров, руб.;

Ртб — объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности (формула расчета этого показателя рассмотрена ранее), руб.;

Уд — уровень доходов от реализации товаров к товарообороту, %;

У — уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %11;

Метод целевого планирования прибыли позволяет обеспечить увязку ее размеров со стратегическими целями развития торговой организации. Основой этого метода является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли). Расчет ведется по каждому элементу потребности (отчисления в резервный фонд, капитальные вложения, пополнение собственных оборотных средств, выплата дохода владельцам имущества, погашение долгосрочных кредитов, материальное стимулирование персонала и т. п.).

Суммарная потребность в средствах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, представляет собой целевой размер чистой прибыли организации в плановом периоде. Целевая сумма балансовой прибыли в этом случае рассчитывается по формуле

                                (8)

где БПп — целевая сумма балансовой прибыли в плановом периоде, руб.;

ЧПц — целевая сумма чистой прибыли в плановом периоде, руб.;

Снп — ставка налога на прибыль (и других налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли), %.

Особая  роль метода целевого планирования прибыли  заключается в том, что рассчитанная на его основе целевая сумма балансовой прибыли рассматривается как один из важнейших целевых ориентиров развития торговой организации и служит базовым элементом планирования других важнейших экономических показателей — объема реализации товаров, суммы доходов от реализации товаров и др.

Независимо от выбранного метода процесс  планирования балансовой прибыли должен завершаться комплексной увязкой плановой суммы прибыли с системой формирующих ее показателей: объемом товарооборота, доходами от реализации товаров и издержками обращения.

При планировании распределения  чистой прибыли основной целью является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.

Формирование  плановых заданий по прибыли в  разрезе отдельных структурных  подразделений (так называемых центров ответственности) торговой организации осуществляется в соответствии с видами и объемами их деятельности, ожидаемыми доходами и установленными им плановыми суммами расходования средств по отдельным статьям издержек обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив  теоретический материал по теме работы, можно сделать следующие выводы по данной работе. 

 Прибыль  как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный  в сфере материального производства  в процессе предпринимательской  деятельности. На стадии продажи  товара выявляется его стоимость, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда.  Значение прибыли для предприятия огромно в условиях рыночной экономики. Во-первых, потому, что предприятия находятся в условиях самофинансирования и от размера прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельности зависит, не только техническое и социальное развитие предприятия, но и сама возможность его дальнейшего функционирования на рынке. Во-вторых, прибыль как финансовый результат хозяйственной деятельности проявляет свою стимулирующую роль в деятельности предприятия. 

 Содержание  прибыли состоит в том, что  прибыль одновременно является  финансовым результатом и основным  элементом финансовых ресурсов  предприятия. 

 Основными  показателями, которые используются  при анализе прибыли торговыми  предприятиями, являются: балансовая  прибыль, прибыль от реализации, чистая прибыль. 

 Балансовая прибыль представляет сумму прибылей торгового предприятия от всех видов хозяйственной деятельности и включает в себя прибыль от реализации товаров (или прибыль от торговой деятельности, прибыль от реализации продукции неторговой деятельности и прочей реализации, прибыль от внереализационных операций. Она характеризует совокупный эффект всей хозяйственной деятельности предприятия. 

 Выявление  путей увеличения прибыли на  предприятии торговли сводится  к выявлению путей увеличения  прибыли от реализации. Наиболее  реальными путями увеличения  прибыли торгового предприятия  являются: увеличение товарооборота  в натуральном выражении, ускорение  оборачиваемости оборотных средств,  снижение величины издержек обращения, за счет увеличения цен. 

В результате выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная цель, заключавшаяся  в изучение сущности и значения, показателей прибыли в торговле, а также путей увеличения прибыли. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. – № 31. – 1998. – Ст. 3824;  Российская газета. –  № 295. – 2013.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2014) // СЗ РФ. –2000. – № 32. – Ст. 3340; СЗ РФ. – 2013. – № 49 (часть I). – Ст. 6335.
    3. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // СЗ РФ. – 2010. –  № 1. – Ст. 2; СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7607.
    4. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н  (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Экономика и жизнь. – № 35. – 1999; Финансовая газета. – № 52. – 2010.
    5. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1791) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – № 26. – 1999; Российская газета. – № 147. – 2012.
    6. Аванесов Ю.А. и др. Организация торговли: Учебник /  Ю.А. Аванесов, Т.К. Идрисов, Г.Н. Сапрохин. – М. : Экономика, 2011. – 652 с.
    7. Арзумонова Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания : учебник / Т.И. Арзуманова. – М. : Дашков и К, 2009. – 276 с.
    8. Баев И.А. и др. Экономика предприятия: Учебник. / И.А Баев, З.Н. Варламова, О.Е. Васильева. – СПб. : Питер, 2009. – 384 с.
    9. Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий) / О.В. Баскакова. – М.: Дашков и К, 2010. – 572 с.
    10. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник /  Л. П.  Дашков, В. К. Памбухчиянц. — М. : Маркетинг, 2010. – 492 с.
    11. Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование предприятий /  В.К. Памбухчиянц. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 320 с.
    12. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности : Учебник /  Б.И. Синецкий – М. : Юристъ, 2010. – 659 с.
    13. Экономика организации (предприятия): Учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – М. : Экономистъ, 2011. – 618 с.
    14. Экономика предприятий: Учебник / под ред. И. И. Бочкарев. – М. : Проспект, 2010. – 776 с.
    15. Экономика предприятия / под ред. В.Я. Хрипача. – М: Финансы и статистика, 2010. – 456 с.
    16. Экономика торгового предприятия: Учебник / под ред. А.И. Гребнев. – М. : Экономика, 2010. – 238 с.
    17. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / под ред. А.Н. Соломатина. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 295 с.
    18. Экономика торгового предприятия : учебник / под ред. Л.А. Брагина. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 314 с.

Информация о работе Прибыль торговой организации