Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:49, курсовая работа
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
В формировании и развитии
экономической и социальной структуры
общества большую роль играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
принятой на каждом историческом этапе
политики. Одним из механизмов, позволяющих
государству проводить
Бюджет – роспись денежных
доходов и расходов на определенный
период, утвержденная в установленном
порядке. Бюджет является основным инструментом
проверки сбалансированности, соответствия
прихода и расхода
Бюджет (budget) - в бюджетном
законодательстве Российской Федерации
форма образования и
В России бюджет учрежден в 1862 г. при осуществлении финансовых реформ 1862-1868 гг., вместо росписи доходов и расходов государства. Земские, городские, сословные, благотворительные бюджеты в общую смету не входили, но включались в особые приложения. Статьи государственного бюджета подразделялись на обыкновенные, т.е. повторявшиеся из года в год, и чрезвычайные (например, доходы от государственных займов, вкладов в Госбанк на вечное хранение; расходы, связанные с войной, неурожаем, выплатой значительных пособий частным обществам и др.). Обыкновенные доходы бюджета формировались за счет прямых и косвенных налогов, пошлин, поступлений от правительственной регалии, казенных имуществ и капиталов, отчуждения (продажи в частный сектор) государственного имущества, выкупных платежей, возмещения доходов государственного казначейства. [6]
Государственный бюджет, являясь
основным финансовым планом государства,
дает органам власти реальную экономическую
возможность осуществления
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации).
Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза Бюджетный кодекс РФ возлагает на Министерство финансов РФ (ст. 65 Бюджетного кодекса). [2]
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не подлежат утверждению. Они составляются и являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам бюджетов бюджетной системы.
Схема бюджетной системы Российской Федерации приведена на рис.1.
Рис.1. Бюджетная система РФ
Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.
Показатели консолидированных бюджетов используют:
В бюджетном планировании.
В частности, при определении
величины нормативов отчислений от регулирующих
налогов в бюджеты субъектов
Российской Федерации и размеров
дотаций в расчет принимаются
объемы консолидированных бюджетов
административно-
Важна роль показателей консолидированных
бюджетов и при анализе формирования
и использования
Без расчета консолидированного
бюджета невозможно сводное финансовое
планирование, т.к. многие показатели сводного
финансового баланса
В доходной части баланса
используются следующие бюджетные
данные: налог на добавленную стоимость
и акцизы, подоходный налог с физических
лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю
торговлю, внешнеэкономические операции
и доходы от внешнеэкономической
деятельности, средства бюджетных целевых
фондов, отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, доходы от государственной
собственности или
Расходная часть сводного
финансового баланса включает следующие
показатели: затраты на государственные
инвестиции, расходы на социально-культурные
мероприятия, финансируемые за счет
бюджета, государственные дотации,
расходы на воспроизводство минерально-
Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов.
Разработка экономико-
Важным документом в бюджетном процессе является Бюджетное послание Президента РФ. Послание предусмотрено ст.179 Бюджетного кодекса, оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующему очередному финансовому году. Иными словами послание на 2009 год должно быть направлено в марте 2008 года. Данный срок обусловлен тем, что работа над составлением проекта федерального бюджета в соответствии с бюджетным кодексом начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Основное предназначение послания – определение бюджетной политики на очередной финансовый год. Бюджетное послание содержит итоги предшествующего финансового года, задачи бюджетной политики в области доходов и расходов, межбюджетных отношений, управлении государственным долгом и в области совершенствования управления финансами.
Прежде чем вести речь о сущности
консолидированного бюджета субъекта
федерации, необходимо разобраться
с тем, что из себя представляет «консолидированный
бюджет» вообще, как понятие. Так,
статья 6 Бюджетного кодекса Российской
Федерации определяет данное понятие
следующим образом: «консолидированный
бюджет - свод бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации на соответствующей
территории (за исключением бюджетов
государственных внебюджетных фондов)
без учёта межбюджетных трансфертов
между этими бюджетами» Бюджетный
кодекс Российской Федерации: Новая
редакция (вступает в силу с 1 января
2008 года). Особенности применения при
формировании бюджетов на 2006-2008 годы. -
Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - с. 30..
Данное понятие выделяет два существенных
признака: во-первых, консолидированный
бюджет представляет собой совокупность
бюджетов определенной территории, то
есть бюджет соответствующего национально-государственного
или административно-
В Российской Федерации можно выделить
консолидированный бюджет всего
государства, образуемый федеральным
бюджетом и консолидированными бюджетами
субъектов РФ; консолидированные
бюджеты субъектов РФ, складывающиеся
из государственного бюджета республики,
края, области, автономной области, автономного
края или города федерального значения
и бюджетов муниципальных образований,
расположенных на территории субъекта
РФ; консолидированные бюджеты
Консолидированный бюджет субъекта РФ соотносится с региональным бюджетом (бюджетом субъекта РФ) как общее к частному, а не наоборот.
Согласно статье 14 Бюджетного кодекса
Российской Федерации «консолидированный
бюджет субъекта Федерации - это бюджет
субъекта Российской Федерации и
свод бюджетов муниципальных образований,
входящих в состав субъекта Российской
Федерации (без учёта межбюджетных
трансфертов между этими
Консолидированные бюджеты Российской
Федерации и субъектов
1. Показатели консолидированных
бюджетов используются в
2. Важна роль показателей
3. Без расчета показателей
4. Большую роль играют
Разработка экономико-
5. Показатели консолидированных
бюджетов используются также
при расчетах, характеризующих различные
виды обеспеченности жителей
страны, территорий, например, бюджетные
расходы на одного жителя на
медицинское обслуживание, образование
и другие среднедушевые