Причины создания ПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Файлы: 1 файл

Контр по ФИНАНСАМ.docx

— 46.30 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и назначение консолидированного бюджета

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – роспись денежных доходов и расходов на определенный период, утвержденная в установленном  порядке. Бюджет является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических  ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляет бюджет, различают государственный бюджет, региональный бюджет, местный (муниципальный) бюджет. [4]

Бюджет (budget) - в бюджетном  законодательстве Российской Федерации  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

В России бюджет учрежден в 1862 г. при осуществлении финансовых реформ 1862-1868 гг., вместо росписи доходов  и расходов государства. Земские, городские, сословные, благотворительные бюджеты  в общую смету не входили, но включались в особые приложения. Статьи государственного бюджета подразделялись на обыкновенные, т.е. повторявшиеся из года в год, и чрезвычайные (например, доходы от государственных займов, вкладов  в Госбанк на вечное хранение; расходы, связанные с войной, неурожаем, выплатой значительных пособий частным обществам  и др.). Обыкновенные доходы бюджета формировались за счет прямых и косвенных налогов, пошлин, поступлений от правительственной регалии, казенных имуществ и капиталов, отчуждения (продажи в частный сектор) государственного имущества, выкупных платежей, возмещения доходов государственного казначейства. [6]

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым  налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время  бюджет правомерно рассматривать как  экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение  и развитие связано с зарождением  и формированием государства. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Консолидированный бюджет —  это свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации).

Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а  также разработку его прогноза Бюджетный  кодекс РФ возлагает на Министерство финансов РФ (ст. 65 Бюджетного кодекса). [2]

Консолидированные бюджеты  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации не подлежат утверждению. Они составляются и являются в  первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам бюджетов бюджетной системы.

Схема бюджетной системы  Российской Федерации приведена  на рис.1.

 

 

 

 





 





 

Рис.1. Бюджетная система  РФ

 

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный  бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации. В  свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

Показатели консолидированных  бюджетов используют:

В бюджетном планировании. В частности, при определении  величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов  Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются  объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

Важна роль показателей консолидированных  бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного  финансового фонда страны, т.е. суммы  всех финансовых ресурсов, поступающих  в бюджетную систему. Так, с помощью  показателя консолидированного бюджета  Российской Федерации определяется степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и  отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

Без расчета консолидированного бюджета невозможно сводное финансовое планирование, т.к. многие показатели сводного финансового баланса государства  и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных  бюджетов.

В доходной части баланса  используются следующие бюджетные  данные: налог на добавленную стоимость  и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю  торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической  деятельности, средства бюджетных целевых  фондов, отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, доходы от государственной  собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие  показатели: затраты на государственные  инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономической  деятельности, образование резервных  фондов и другие.

Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном  планировании в целом и перспективном  финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также базируется на данных консолидированных  бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются  корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как размер ВВП, национального дохода, объемом  валовой 

Важным документом в бюджетном  процессе является Бюджетное послание Президента РФ. Послание предусмотрено  ст.179 Бюджетного кодекса, оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее  марта года, предшествующему очередному финансовому году. Иными словами  послание на 2009 год должно быть направлено в марте 2008 года. Данный срок обусловлен тем, что работа над составлением проекта федерального бюджета в  соответствии с бюджетным кодексом начинается не позднее, чем за 10 месяцев  до начала очередного финансового года. Основное предназначение послания –  определение бюджетной политики на очередной финансовый год. Бюджетное  послание содержит итоги предшествующего  финансового года, задачи бюджетной  политики в области доходов и  расходов, межбюджетных отношений, управлении государственным долгом и в области  совершенствования управления финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации

 

Прежде чем вести речь о сущности консолидированного бюджета субъекта федерации, необходимо разобраться  с тем, что из себя представляет «консолидированный бюджет» вообще, как понятие. Так, статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет данное понятие  следующим образом: «консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации на соответствующей  территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами» Бюджетный  кодекс Российской Федерации: Новая  редакция (вступает в силу с 1 января 2008 года). Особенности применения при  формировании бюджетов на 2006-2008 годы. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - с. 30.. Данное понятие выделяет два существенных признака: во-первых, консолидированный  бюджет представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, то есть бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования; во-вторых, свод бюджетов определенной территории используется как финансовый инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для  бюджетного планирования и анализа  бюджетной деятельности, то есть не является самостоятельной категорией экономической науки.

В Российской Федерации можно выделить консолидированный бюджет всего  государства, образуемый федеральным  бюджетом и консолидированными бюджетами  субъектов РФ; консолидированные  бюджеты субъектов РФ, складывающиеся из государственного бюджета республики, края, области, автономной области, автономного  края или города федерального значения и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированные бюджеты муниципальных образований, состоящие из местных бюджетов территорий, образующих какое-либо муниципальное образование.

Консолидированный бюджет субъекта РФ соотносится с региональным бюджетом (бюджетом субъекта РФ) как общее  к частному, а не наоборот.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса  Российской Федерации «консолидированный бюджет субъекта Федерации - это бюджет субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)»  Бюджетный кодекс Российской Федерации: Новая редакция (вступает в силу с 1 января 2008 года). Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 годы. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - с. 43-44..

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и  не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты  являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим  агрегированные данные по доходам и  расходам, источникам поступления средств  и направлениям их использования  по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов  Российской Федерации.

1. Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании. В частности, при  определении величины нормативов  отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов Российской  Федерации и размеров дотаций  в расчет принимаются объемы  консолидированных бюджетов административно-территориальных  образований.

2. Важна роль показателей консолидированных  бюджетов и при анализе формирования  и использования централизованного  финансового фонда страны, т. е.  суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему.  Так, используя показатель консолидированного  бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

3. Без расчета показателей консолидированных  бюджетов невозможно сводное  финансовое планирование, так как  многие показатели сводного финансового  баланса государства и территориальных  сводных финансовых балансов  берутся из консолидированных  бюджетов. В доходной части баланса  используются следующие бюджетные  данные: налог на добавленную  стоимость и акцизы, подоходный  налог с физических лиц, налог  на имущество, налоги на внешнюю  торговлю, внешнеэкономические операции  и доходы от внешнеэкономической  деятельности, средства бюджетных  целевых фондов, отчисления на  воспроизводство минерально-сырьевой  базы, доходы от государственной  собственности или деятельности, включая доходы от продажи  имущества. Расходная часть сводного  финансового баланса включает  следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные  мероприятия, финансируемые за  счет бюджета, государственные  дотации, расходы на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, расходы  на науку из бюджета, расходы  на оборону, расходы на содержание  органов государственной власти, правоохранительных органов, судов  прокуратуры, расходы по внешнеэкономической  деятельности, образование резервных  фондов и др.

4. Большую роль играют показатели  консолидированных бюджетов в  перспективном планировании в  целом и перспективном финансовом  планировании в частности. При  разработке прогнозов экономического  и социального развития государства,  территорий используются финансовые  показатели, в основе которых  показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных  бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются  корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

5. Показатели консолидированных  бюджетов используются также  при расчетах, характеризующих различные  виды обеспеченности жителей  страны, территорий, например, бюджетные  расходы на одного жителя на  медицинское обслуживание, образование  и другие среднедушевые бюджетные  доходы. В свою очередь среднебюджетные  показатели являются критериями  для сравнительного анализа состояния  отдельных территорий. Показатели  консолидированного бюджета страны  используются для сравнения с  аналогичными показателями других  государств.

Информация о работе Причины создания ПФР