Принципы построения бюджетной системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Финансы возникают в процессе движения денежных средств в связи с их распределением между сферами, отраслями и субъектами экономики, территориями и социальными слоями населения, обеспечивая все стороны экономических отношений необходимыми финансовыми ресурсами для непрерывного общественного воспроизводства. В основе финансовой системы страны находятся децентрализованные финансы предприятий, организаций и учреждений. От их объема непосредственно зависит формирование централизованных финансов государства, требуемых для выполнения его задач и функций

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Сущность, цель, задачи, принципы, основные формы и методы финансового контроля в РФ. …………………………………………………3
2 Принципы построения бюджетной системы государства …………………..9
3 Финансовые ресурсы: их виды, источники, факторы роста и направления
использования ………………………………………………………………...12
4 Принципы построения бюджетной системы государства…………………..17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 45.31 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...2 

1 Сущность, цель, задачи, принципы, основные формы  и методы            финансового контроля в РФ.  …………………………………………………3

2  Принципы  построения бюджетной системы  государства …………………..9

3 Финансовые ресурсы: их виды, источники, факторы роста и направления                  

    использования ………………………………………………………………...12

4 Принципы  построения бюджетной системы  государства…………………..17

Заключение……………………………………………………………………….23 

Список  литературы…………………………………………………………….26

 

     Введение

     Финансы возникают в процессе движения денежных средств в связи с их распределением между сферами, отраслями и субъектами экономики, территориями и социальными  слоями населения, обеспечивая все  стороны экономических отношений  необходимыми финансовыми ресурсами  для непрерывного общественного  воспроизводства. В основе финансовой системы страны находятся децентрализованные финансы предприятий, организаций и учреждений. От их объема непосредственно зависит формирование централизованных финансов государства, требуемых для выполнения его задач и функций. Следовательно, финансы выступают главным источником формирования децентрализованных и централизованных денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и государства, используемых для финансирования затрат и расширенного воспроизводства. При нехватке денежных средств источником восполнения финансовых ресурсов осуществляется за счет кредита. Кредит, перераспределяя временно свободные денежные средства на условиях возвратности, срочности и возмездности, устраняет возникающие временные разрывы в платежах, обеспечивая тем самым финансирование, движение и воспроизводство капитала.

     Финансы и кредит – это объективные  экономические категории. Вместе с  тем, государство и субъекты хозяйствования используют их в практической деятельности в качестве инструмента управления развитием экономики. Вот почему будущим специалистам в области  менеджмента важно знать и  понимать сущность, природу и характер финансов и кредита, их особенности  функционирования в рыночной экономике  на разных ее уровнях, уметь использовать эти инструменты на практике с  тем, чтобы принимать обоснованные, оптимальные управленческие решения  для достижения поставленных целей. 

1 Сущность, цель, задачи, принципы, основные  формы и методы  финансового контроля  в РФ. 

     Финансовый  контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля.

     Финансовый  контроль обычно рассматривают в  двух аспектах: 1) строго регламентированную деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением  финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех экономических  субъектов; 2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро-, и микроуровне  с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

     Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает  правовая и количественная сторона  контроля, то во втором – упор делается на аналитическую сторону финансового  контроля.

     Государственный финансовый контроль- комплексная и целенаправленная система экономико- правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально- политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

     Государственный финансовый контроль призван отслеживать  стоимостные пропорции распределения  валового национального продукта. Он распределяется на все каналы движения денежные ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

     Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

     Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно  отличаются конечными целями. Главная  цель государственного контроля - максимизировать  поступление ресурсов в казну  и минимизировать государственные  издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов. 

     Система и принципы финансового  контроля. Система финансового контроля в развитых западных странах в целом однотипна и включает следующие элементы:

    • ведомство главного ревизора – аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;
    • налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых доходов;
    • контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
    • негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
    • службы внутреннего контроля, основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

     В государствах тоталитарного типа формы  организации и цели финансового  контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели.

     В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время  принадлежит Россия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие  государства постепенно отходят  от тоталитарности государственного финансового  контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля Росссии включает и ряд других специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к таким органам относятся: Центральный банк, Государственный таможенный комитет Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

     Поскольку частная форма собственности  в России еще не заняла подобающее место в экономической системе, действия государственных контролеров  распространяются на многие сферы приложения акционерного и частного капитала. Трудности переходного к рынку  периода непосредственно отражаются и на методах контроля. Так, проблема нехватки государственных средств для покрытия бюджетных расходов зачастую решается посредством скорее административных, чем экономических методов, тотального ужесточения санкций за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов Частного капитала и снижению деловой активности. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближается к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность. Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более тщательного контроля за исполнительной властью и соответственно повышением профессионального уровня контрольных служб. С другой стороны, усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия совершенствовать методы внутреннего контроля, привлекая специалистов специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций.

     Мировое сообщество на основе многолетнего опыта  разработало основные принципы организации  государственного финансового контроля, к реализации которых стремится  каждое современное цивилизованное государство.

     Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ. К ним относятся такие  универсальные принципы, как независимость  и объективность, компетентность и  гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными  по сравнению с парламентскими сроками  полномочий руководителей органов  контроля, а также их конституционным  характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

     Основные  методы государственного финансового  контроля – комплексные ревизии  и тематические проверки. Способы  проведения ревизий и проверок зависят  от конкретных задач, которые ставит перед контролерами направившее  их ведомство. Если ревизия предполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операций и достоверности  информации, то проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми  ресурсами на всех стадиях их планирования и использование, оценки эффективности  и целесообразности произведенных  финансовых операций.  

     Формы и методы проведения финансового контроля. Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

    • регламент осуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутренний).
    • время проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий.
    • субъекты контроля – президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово – кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский.  
    • объекты контроля – бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.                                             

         Различают следующие  методы проведения контроля:

      • проверки;
      • обследования;
      • надзор;
      • анализ финансового состояния;
      • наблюдение (мониторинг);
      • ревизии.

     Деятельность  субъектов финансового контроля и сфера их компетенции (объекты  контроля) на примере Российской Федерации  рассматривается в следующих  параграфах.

     Методы  контроля. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

     Надзор  производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны  ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России – за страховыми фондами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению  интересов клиентов, влечет за собой  отзыв лицензии.

     Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово – бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его использования.

     Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием предприятия  – клиента; неэффективное использование  полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

     Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля. Это  полное обследование финансово –  хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

      Ревизии могут быть:

  • полные и частичные;
  • комплексные и тематические;
  • плановые и внеплановые.

Информация о работе Принципы построения бюджетной системы государства