Принципы построения бюджетной системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Финансы возникают в процессе движения денежных средств в связи с их распределением между сферами, отраслями и субъектами экономики, территориями и социальными слоями населения, обеспечивая все стороны экономических отношений необходимыми финансовыми ресурсами для непрерывного общественного воспроизводства. В основе финансовой системы страны находятся децентрализованные финансы предприятий, организаций и учреждений. От их объема непосредственно зависит формирование централизованных финансов государства, требуемых для выполнения его задач и функций

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Сущность, цель, задачи, принципы, основные формы и методы финансового контроля в РФ. …………………………………………………3
2 Принципы построения бюджетной системы государства …………………..9
3 Финансовые ресурсы: их виды, источники, факторы роста и направления
использования ………………………………………………………………...12
4 Принципы построения бюджетной системы государства…………………..17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 45.31 Кб (Скачать файл)

       Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и  учреждений, а так же различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового  контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии  оформляются актом, на основании  которого принимаются меры по установлению нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению виновных к  ответственности.

2 Принципы построения  бюджетной системы  государства.

     Бюджетное устройство Российской федерации –  это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

     Бюджетная система страны представляет собой  основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально – государственных и административно – территориальных образований и местных бюджетов.

     Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский  бюджет в составе РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, городские  бюджеты Москвы и Санкт – Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области  и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Как отмечалось, бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

     Принципы  бюджетного устройства в РФ: единство; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.

    1. Единство бюджетной системы РФ – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
    2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
    3. Самостоятельность бюджетов – это наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.
    4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме.
    5. Сбалансированность бюджета – объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
    6. Эффективность и экономичность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
    7. Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
    8. Гласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
    9. Достоверность бюджета – реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
    10. Адресность и целевой характер бюджетных средств выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей.
 

     3. Финансовые ресурсы; их виды, источники, факторы роста и направления использования. 

      Финансовые  ресурсы образуются за счет целого ряда источников. По форме права  собственности различаются две  группы источников: собственные денежные средства и чужие. Источниками финансовых ресурсов являются: прибыль; амортизационные  отчисления; средства, полученные от продажи  ценных бумаг; паевые и иные взносы юридических и физических лиц; кредит и займы;

средства  от реализации залогового свидетельства, страхового полиса и другие поступления  денежных средств (пожертвования, благотворительные  взносы и т.п.).

Система прибылей и доходов состоит из прибыли от реализации продукции, прибыли  от прочей реализации, доходов по внереализационным  операциям (за вычетом доходов по этим операциям), балансовой (валовой) прибыли, чистой прибыли. Кроме того, прибыль делится на облагаемую налогом  и не облагаемую налогом . Прибыль  от реализации продукции (товаров, работ, услуг) представляет собой разницу  между выручкой от реализации продукции  без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных тарифов (для экспортной выручки) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость  продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимостная  оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Затраты, входящие в себестоимость, по экономическому содержанию можно сгруппировать по следующим элементам :

материальные  затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

затраты на оплату труда;

отчисления  на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие  затраты.

Прибыль от прочей реализации - это прибыль, полученная от реализации основных фондов и другого имущества хозяйствующего субъекта, отходов, нематериальных активов  и т.п. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между  выручкой от реализации и затратами  на эту реализацию.

Доходы  от внереализационных операций включают:

доходы, полученные от долевого участия в  деятельности других хозяйствующих  субъектов, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим хозяйствующему субъекту; поступления от сдачи имущества  в аренду;

доходы  от дооценки производственных запасов  и готовой продукции;

присужденные  или признанные должником штрафы, пени, неустойки, другие виды санкций  за нарушение условий хозяйственных  договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранных  валютах;

другие  доходы от операций, непосредственно  не связанных с производством  и реализацией продукции.

К расходам на внереализационные операции относятся :

затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;

расходы на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);

потери  от уценки производственных запасов  и готовой продукции;

убытки  по операциям с тарой;

убытки  от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долга, нереальных для  взыскания;

некомпенсируемые  потери от стихийных бедствий;

убытки  от хищений, виновники которых по решению суда не установлены;

отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной  валюте и некоторые другие расходы.

Балансовая  прибыль представляет собой сумму  прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным  операциям за вычетом расходов по ним.

Поэтому эти доходы надо выделить из облагаемой прибыли в отдельную группу. Особенности  распределения прибыли разных хозяйствующих  субъектов показаны на следующей  схеме.

Одна  из характерных черт экономических  отношений - прагматизм участников. Любая  ценность материального или нематериального  характера, фигурирующая в процессе таких отношений, представляет интерес  лишь в том случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего экономического характера.

Основа  деловой активности - наращивание  экономического потенциала предприятия. Вкладывая капитал в какой-либо инвестиционный проект, предприниматель  полагает через какое-то время не только возместить пущенный в оборот капитал, но и получить определенную прибыль. Оценка этой прибыли, т.е. решение  дилеммы- выгоден или нет данный проект, базируется на прогнозах будущих  поступлений от инвестиции.

Любое инвестиционное решение основывается на:

а) оценке собственного финансового состояния  и целесообразности участия в  инвестиционной деятельности;

б) оценке размера инвестиций и источников финансирования;

в) оценке будущих поступлений от реализации проекта.

Концепция предпринимательского и финансового  риска состоит в том, что перспективное  решение финансового характера  имеет стохастическую природу, являясь, следовательно, субъективным, а степень  его объективности зависит от разных факторов, включая точность прогнозируемой динамики денежного  потока, цены источников средств, возможности  их получения и др. В основе таких  оценок лежат статистические данные. 

Финансовый  менеджер постоянно сталкивается с  проблемой выбора источников финансирования. Особенность проблемы состоит еще  в том, что обслуживание того или  иного источника обходится предприятию  неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену, причем эта цена может иметь стохастическую природу. 

Решения финансового характера точны  настолько, насколько хороша и объективна информационная база. Уровень объективности  зависит от того, в какой степени  рынок капиталов соответствует  эффективному рынку. 

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у  хозяйствующих субъектов и государства  и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда образуется новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.

В общей  совокупности финансовых отношений  выделяют три крупные взаимосвязанные  сферы: финансы хозяйствующих субъектов, государственные финансы. В зависимости  от характера деятельности субъектов  внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет  свои задачи, имеет собственную организационную  структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Взаимодействие  между звеньями финансовой системы  осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении  функционирования финансов предприятий.

Процесс функционирования любого предприятия  носит циклический характер. В  пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции  и получение конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики  происходит смещение приоритетов в  объектах и целевых установках системы  управления объектом хозяйствования. Укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими  сферу приложения общих функций  управления, являются финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, средства и предметы труда. 

4 Принципы построения  бюджетной системы  государства.

Бюджетная система любого государства представляет собой совокупность бюджетов государственно-территориальных  и административно-территориальных  образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством. Состав бюджетов, входящих в бюджетную  систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного или унитарного). Последнее определяет административно-территориальное  деление страны, уровни государственной  власти и соответствующие им органы государственной власти, основы разграничения  полномочий между ними. 

Как и  любая система, представляющая совокупность элементов, находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система  состоит из отдельных элементов  — видов бюджетов и уровней  бюджетной системы. Вид бюджета  означает форму образования и  расходования бюджетных ресурсов определенного  органа государственной власти или  органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих  определенному уровню государственной  власти или местного самоуправления, представляет уровень или звено  бюджетной системы. Количество уровней  бюджетной системы определяется типом государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства  состоит из 2 уровней бюджета центрального органа власти и местных бюджетов; в федеративном государстве —  из 3 уровней бюджета федерального органа власти, бюджетов субъектов  федерации и местных бюджетов. Верхний уровень бюджетных систем и федеративного, и унитарного государств представлен всегда одним видом  бюджета, а нижние — многочисленными  видами бюджетов, определяемыми особенностями  государственного устройства того или  иного государства с учетом конкретных видов государственных муниципальных  образований внутри него.

Информация о работе Принципы построения бюджетной системы государства