Принципы построения бюджетной системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Финансы возникают в процессе движения денежных средств в связи с их распределением между сферами, отраслями и субъектами экономики, территориями и социальными слоями населения, обеспечивая все стороны экономических отношений необходимыми финансовыми ресурсами для непрерывного общественного воспроизводства. В основе финансовой системы страны находятся децентрализованные финансы предприятий, организаций и учреждений. От их объема непосредственно зависит формирование централизованных финансов государства, требуемых для выполнения его задач и функций

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Сущность, цель, задачи, принципы, основные формы и методы финансового контроля в РФ. …………………………………………………3
2 Принципы построения бюджетной системы государства …………………..9
3 Финансовые ресурсы: их виды, источники, факторы роста и направления
использования ………………………………………………………………...12
4 Принципы построения бюджетной системы государства…………………..17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 45.31 Кб (Скачать файл)

Современная бюджетная система Российской Федерации  складывалась под воздействием исторических условий формирования российской государственности. До 1991 г. бюджетная система СССР (одной  из союзных республик которой  была РСФСР) объединяла союзный бюджет, государственные бюджеты 15 союзных  республик (включавшие республиканские  бюджеты союзных республик, государственные  бюджеты автономных республик и  местные бюджеты) и бюджет государственного социального страхования. Единый Государственный  бюджет СССР, который консолидировал все вышеперечисленные бюджеты (по принципу «собранной матрешки», когда  каждый нижестоящий бюджет включался  в качестве составной части в вышестоящий бюджет), утверждался высшим законодательным органом власти страны — Верховным Советом СССР. Тем самым при утверждении Государственного бюджета СССР утверждался объем доходов и расходов всех нижестоящих бюджетов. Вместе с тем после принятия единого бюджета страны каждый представительный орган власти (республиканский, краевой, областной и т.д.) принимал своими законами или решениями соответствующий консолидированный бюджет (бюджет республики, бюджет края, бюджет области).

Таким образом, бюджетная система страны до образования Российской Федерации  как суверенного государства  строилась на двух основных принципах  — единства и демократического централизма, которые были провозглашены в  законах, регулирующих бюджетные права  Союза ССР, союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов. Единство бюджетной системы  предполагало прежде всего составление  и утверждение единого (консолидированного) государственного бюджета законодательным  актом высшего представительного  органа власти страны — Верховного Совета СССР. Единство бюджетной системы  было обусловлено единством доходной базы, единым планом экономического и  социального развития страны, едиными  принципами и правилами бюджетного планирования и бюджетного финансирования.

Принцип демократического централизма заключался в сочетании централизованного  руководства всей бюджетной системой из единого центра с предоставлением  определенных бюджетных прав республиканским  и местным органам власти. Централизм выражался в наличии единых для  всех бюджетов общегосударственных  налогов и доходов, высокой степени  концентрации бюджетных средств  в союзном бюджете (она достигала  в отдельные годы 70%) и соответственно финансовой зависимости рес-публиканских и местных органов власти от союзного центра, а также в широком использовании  системы бюджетного регулирования (путем ежегодного перераспределения бюджетных средств, в основном через нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов и дотации, предоставляемые вышестоящими органами власти нижестоящим). При такой системе распределения бюджетных средств демократизм как принцип построения бюджетной системы заключался только в необходимости составления и утверждения соответствующим органом власти консолидированного бюджета своей территории. Однако при этом не могли быть нарушены основные параметры, заложенные в едином Государственном бюджете СССР — уменьшена сумма доходов, установленная вышестоящим органом власти конкретному бюджету, и изменен индивидуальный норматив отчислений от регулирующих доходов, определенный для соответствующего бюджета.

Образование Российской Федерации как самостоятельного государства предопределило радикальные  изменения в составе и принципах  построения бюджетной системы, что  нашло отражение первоначально  в принятии Закона РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В данном законе впервые был сформулирован  принцип самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему  РСФСР. В соответствии с этим Законом  бюджетная система определялась как совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских  бюджетов республик в составе  РСФСР, бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований РСФСР. После принятия в 1993 г. Конституции РФ понятие бюджетов национально-государственных и административно-территориальных  образований РФ было конкретизировано в Законе РФ от 15.04.93 № 4807-1 «Об основах  бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», в соответствии с которым они были представлены

• республиканскими бюджетами республик в составе  РФ;

• областным  бюджетом автономной области;

• окружными  бюджетами автономных округов;

• краевыми бюджетами краев;

• областными бюджетами областей;

• городскими бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербург;

• местными бюджетами.

Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 г., закрепил основные изменения  в бюджетном устройстве РФ, произошедшие с 1991 г., и определил в ст.6 бюджетную  систему РФ как основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемую нормами права  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и  бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом в ст. 10 Бюджетного кодекса РФ были четко определены уровни и внутренняя структура бюджетной  системы РФ.

Статусе разных субъектов РФ определяет множественность  видов бюджетов, составляющих второй уровень бюджетной системы РФ. Они включают республиканские бюджеты  республик, областные бюджеты областей и областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев и городские  бюджеты городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Количество этих видов бюджетов определяется государственным  и административно-территориальным  устройством РФ, определенным Конституцией РФ. Третий уровень бюджетной системы  РФ представлен пятью видами бюджетов — районными бюджетами районов, городскими бюджетами городов, районными бюджетами районов в городах, сельскими бюджетами и поселковыми бюджетами. Особый статус имеют бюджеты отдельных административно-территориальных образований, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны — так называемые закрытые административно-территориальные образования. Бюджетный кодекс РФ дает расширительную трактовку бюджетной системы РФ, включая в нее не только уровни и виды бюджетов, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Не оценивая спорность такой трактовки, хотелось бы подчеркнуть, что включение в бюджетную систему государственных внебюджетных фондов не означает тем не менее их консолидации в бюджетах соответствующих уровней. В соответствии со ст. 143 Бюджетного кодекса РФ средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Исходя из этого бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются отдельными федеральными законами и законами субъектов РФ (в части территориальных государственных внебюджетных фондов) и учитываются на отдельных от бюджетов счетах. Поэтому расширительная трактовка бюджетной системы предполагает не объединение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а лишь включение в нее всех финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, независимо от того, в какой форме они формируются и используются. 
 
 
 
 

Заключение

В результате изучения материалов данной работы, можно  сделать следующие выводы:

    1.Финансовые ресурсы предназначены:

для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;

осуществления затрат по расширению, реконструкции  и модернизации производства, приобретения новых основных средств;

оплаты  труда и материального стимулирования работников предприятий;

финансирования  других затрат.

Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей  предприятий является изыскание  резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное  их использование в целях повышения  эффективности работы предприятия  в целом.

     2.  Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: 

  1) наблюдение (предполагает общее ознакомление  с состоянием финансовой деятельности  объекта контроля); 

  2) проверка (касается основных вопросов финансовой  деятельности и проводится на  месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов  для выявления нарушений финансовой  дисциплины и устранения их  последствий); 

  3) обследование (производится в отношении отдельных  сторон финансовой деятельно  и опирается на более широкий  круг показателей, что и отличает  его от проверки), 

  4) анализ (проводится на базе текущей  или годовой отчетности и нацелен  на выявление нарушений финансовой  дисциплины); 

  5) основным  методом финансового контроля  является ревизия (проводится  с целью установления законности  финансовой дисциплины на конкретном  объекте.   

  3. В  рыночной экономике процесс формирования, распределения и использования  финансовых ресурсов коммерческого  предприятия лишь косвенным образом  подвергается регулированию со  стороны государства. Наибольшая  часть финансовых решений должна  приниматься управленческим персоналом  самих предприятий. Управление  финансами предприятия предполагает  решение следующих проблем, являющихся, по существу, целями финансовой  политики предприятия:

ликвидность и платежеспособность предприятия;

прибыльность  и рентабельность деятельности;

материальная  обеспеченность работников и собственников, а в условиях социально-ориентированной  экономики — и социальная обеспеченность.

4. Основными  принципами бюджетной системы  Российской Федерации являются:

- Принцип  единства бюджетной системы Российской  Федерации.

Этот  принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

- Принцип  разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации.

Принцип этот состоит в закреплении (полностью  или частично) соответствующих видов  налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

- Самостоятельность  бюджетов.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

а) право  законодательных (представительных) органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие  собственных источников доходов  оборотов каждого уровня бюджетной  системы, определяемых в соответствии с законодательством России;

в) законодательное  закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

г) право  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов. 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.-М.: Финансы и статистика, 2004.-768 с. -ISBN 5-279-01907-0
  2. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий:Учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004.-352 с. -организации. Москва, 2004 г.ISBN 5-98032-363-5.
  3. Кондрашева А.В. Финансы предприятий в вопросах и ответах: учеб.пособие.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 216с.-ISBN 5-482-00021-4.
  4. Моляков Д.С., Шохин Е.Н. Теория финансов предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2002г.
  5. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб.пособие.-М.:Финансы и статистика,2002.-200 с. -ISBN 5-279-02054-0.
  6. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Финансы организаций (предприятий). М.: Инфра-М.1997
  7. .Финансы предприятий: учеб. Пособие для вузов/ Н.В.Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. под редакцией Н.В. Колчиной.- 2-е изд., перераб. и доп.-М:ЮНИТИ-ДАНА,2003.-368 с
  8. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов/Н.В.Колчиной, Г.Б.Поляк, Л.М.Бурмистрова; Под ред. Проф. Н.В. Колчиной - 3-е изд., перераб. И доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.-368 с.
  9. Финансы предприятий: Учеб.пособие/Под ред. Проф. А.Д. Аюшиева.- Иркутск.- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.-342 с. -ISBN 5-7253-0893-6
  10. Финансы предприятий:Учеб.пособие/В.М.Семенов, Р.А.Набиев., Р.С.Асейнов.- М.:Финансы и статистика, 2005.-240 с. -ISBN 5-279-02982-3.
  11. Финансовый словарь/ Благодати А.А., Лозовский Л.Ш.,Райзберг Б.А.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 378 с. ISBN 5-16-000006-2
  12. Финансы для нефинансовых менеджеров/ Джене Сицилиано;(пер. с англ. А.В.Митрофановой).- М.:ГроссМедиа,2005.-256с. - ISBN 5-476-00129-8.

Информация о работе Принципы построения бюджетной системы государства