Проблема платежеспособности банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в усовершенствовании надзорных функций Национального банка Республики Беларусь за деятельностью коммерческих банков в вопросах ликвидности и платежеспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Раскрыть понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Охарактеризовать экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков в Республике Беларусь.
Дать оценку теорий управления банковской ликвидностью.
Проанализировать развитие экономических принципов банковского менеджмента.
Наметить пути совершенствования методов контроля ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Разработать предложения по повышению результативности надзора Национального банка в банковской деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 581.50 Кб (Скачать файл)

Размер кредитов (депозитов), купленных банковских векселей и депозитных сертификатов, предоставленных  банкам-нерезидентам стран - не членов ОЭСР, не должен превышать 100 процентов собственного капитала банка. Контроль за соблюдением предельного размера межбанковского кредита осуществляется ежедневно.

Собственный капитал  должен иметь реальную способность  покрыть непредвиденные убытки банка. В его состав включается оплаченный уставный фонд, созданные за счет прибыли другие фонды банка, нераспределенная прибыль за минусом иммобилизованных средств и суммы недоначисленного резерва на возможные потери по сомнительным долгам. Значения экономических нормативов не являются раз и навсегда данными и могут изменяться Национальным банком.

Кроме вышеперечисленных  нормативов, в регулировании деятельности банков важное значение имеет система  обязательных резервов. Ее цель -- регулирование  объемов кредитных операций банков, усиление их зависимости от рефинансирования Национального банка и ужесточения таким образом контроля за их ликвидностью. Повышение норм обязательных резервов и уменьшение объема рефинансирования снижает ликвидность банков, их кредитоспособность и наоборот. Одновременно сумма депонированных в Национальном банке средств является обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам, т. е. отвечает интересам вкладчиков.

Коммерческим  банкам устанавливается размер обязательных резервов, размещаемых в Национальном банке. Коммерческие банки составляют по установленной форме расчет размера средств, подлежащих резервированию на 1-е число каждого месяца и представляют его учреждению Национального банка по месту открытия корреспондентского счета. (5, с. 383)

Национальным  банком установлены дифференцированные нормативы резервирования от суммы  привлеченных средств в зависимости  от срочности депозитов.

Контроль за соблюдением норм обязательных резервов и экономических нормативов осуществляется Национальным банком на основании балансов и другой отчетности, к которым прилагаются справки с расчетом фактических значений экономических нормативов. В случае их нарушения к коммерческим банкам могут быть применены разного рода экономические санкции вплоть до постановки вопроса о замене руководства банка, проведении его реорганизации, а в отдельных случаях и ликвидации в соответствии с действующим законодательством.

2. Инструменты  контроля за рисками и ликвидностью  банка

2.1 Теории  управления банковской ликвидностью

Теории управления банковской ликвидностью появились  практически одновременно с организацией коммерческих банков. В настоящее  время различают четыре теории: коммерческих ссуд перемещения, ожидаемого дохода и  управления пассивами. (20, с. 306)

Теория коммерческих ссуд корням уходит в английскую банковскую практику XVIII в. Сторонники этой теории утверждают, что коммерческий банк сохраняет свою ликвидность, пока его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые при нормальном состоянии деловой активности. Иными словами, банкам следует финансировать последовательные стадии движения товаров от производства к потреблению. В современных условиях эти ссуды получили бы название ссуд под товарные запасы или пополнение оборотного капитала. На протяжении почти всей истории банковского дела считалось, что банки не должны кредитовать покупку ценных бумаг, недвижимости, потребительских товаров или предоставлять долгосрочные кредиты сельскому хозяйству. Хотя теория коммерческих ссуд широко пропагандировалась экономистами, органами контроля и управления, а также банками, ее применение на практике не было столь широким.

Текущая ликвидность  банковской системы определяется как  способность банков обеспечивать своевременное  выполнение своих обязательств, в  том числе и за счет перераспределения средств между банками через денежный рынок. Ликвидность зависит от соотношения совокупных ликвидных активов банков с их совокупными обязательствами, а также от мобильности и надежности денежного рынка.

Регулирование ликвидности является частью системы регулирования Национальным банком Республики Беларусь денежно-кредитной сферы и подчинено макроэкономическим и монетарным целям денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Основной монетарной целью денежно-кредитной политики является достижение определенной величины денежной массы, находящейся в обращении, и определенного размера процентных ставок, используемых в кредитных правоотношениях.

Целями регулирования  ликвидности банковской системы  в 2000 году будут являться:

обеспечение бесперебойности расчетов на основе поддержания необходимого уровня рублевых остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном банке;

достижение  рыночными методами уровня ставок денежного  рынка, необходимого для реализации стратегических целей денежно-кредитной политики;

сглаживание колебаний  конъюнктуры финансовых рынков и  предотвращение кризисов, вызванных  факторами краткосрочного характера;

формирование  экономических ожиданий участников рынка посредством объявления параметров операций Национального банка по регулированию ликвидности;

содействие  развитию различных сегментов финансового  рынка.

Операции Национального  банка по поддержанию текущей  ликвидности банковской системы  носят исключительно краткосрочный  характер (до одного месяца). Их целью не может являться исправление структурных диспропорций балансов банков и разрешение вопросов, связанных либо вызванных проблемами долгосрочного характера.

Приоритетность  выполнения целевых ориентиров, закрепленных в Основных направлениях, которые  предполагают:

прекращение целевого кредитования банков Национальным банком;

осуществление срочного рефинансирования банков исключительно  на краткосрочной основе (до одного месяца);

поэтапное изменение  механизма регулирования ликвидности  в соответствии с этапами выхода на единый курс белорусского рубля;

после выхода на стабильный единый курс белорусского рубля - переход на осуществление  ресурсной поддержки банков в  основном посредством покупки Национальным банком иностранной валюты;

обеспечение условий  для поддержания устойчивости курса белорусского рубля на втором этапе.

Целевая направленность: использование банками инструментов рефинансирования исключительно для  целей регулирования ликвидности, установление Национальным банком процентных ставок по своим операциям таким образом, чтобы исключить со стороны банков заинтересованность в наращивании кредитной экспансии за счет постоянного краткосрочного рефинансирования в Национальном банке.

Обеспеченность: операции по рефинансированию банков Национальным банком обеспечиваются высококачественным залогом, в качестве которого могут выступать ценные бумаги, включенные в Ломбардный список (далее -- ценные бумаги), и иностранная валюта, входящая в перечень валют, используемых при проведении Национальным банком операций по встречному размещению депозитов и сделок СВОП (далее -- иностранная валюта). (91, с. 14)

Прозрачность  и стандартизация: логическая обоснованность, полное информирование банков о выработанных на 2000 год принципах политики Национального  банка на денежном рынке и четкое следование этим принципам в течение всего 2000 года должно обеспечивать необходимую предсказуемость действий Национального банка по регулированию ликвидности банковской системы; неизменность процедуры выработки и утверждения согласованных между собой параметров механизма регулирования ликвидности (приоритетность операций, лимиты по операциям, процентные ставки и т. д.) имеет целью гласное управление системой регулирования ликвидности.

Адаптивность  и объективность: решения об установлении и изменении процентных ставок по операциям регулирования ликвидности принимаются Комитетом по операциям Национального банка на основе оперативного анализа в целях обеспечения соответствия политики Национального банка текущей конъюнктуре финансовых рынков и динамике основных денежно-кредитных показателей,

Доступность и  гибкость: минимальные требования к  контрагентам по операциям Национального  банка и к документарному оформлению сделок; существующий спектр операций предполагает возможность выбора как  вида залога, так и механизма осуществления операций, наиболее соответствующих возможностям и интересам контрагентов Национального банка.

Оперативность: упрощение процедуры осуществления  операций; возможность совершения любой  операции в течение рабочего дня.

Ликвидность зависит от структуры пассивов, если по вкладам до востребования вкладчики вправе потребовать деньги в любой момент, то срочные вклады находятся в распоряжении банка более или менее длительный срок. Поэтому повышение удельного веса вкладов до востребования и снижение доли срочных вкладов снижает банковскую ликвидность. Надежность депозитов и займов, полученных банком от других кредитных учреждений, также оказывает существенное влияние на ликвидность баланса банка.

Ликвидность банка зависит  от степени риска отдельных кредитных операций: чем больше доля высокорисковых активов в балансе, тем ниже ликвидность банка. На практике к надежным активам принято относить наличные денежные средства, а к высокорисковым -- долгосрочные вложения банков. Степень кредитоспособности заемщиков банка оказывает существенное влияние на своевременный возврат ссуд и тем самым на ликвидность баланса банка: чем больше удельный вес высокорисковых кредитов в общей сумме выданных кредитов, тем ниже ликвидность банка. Поэтому банк считается ликвидным, если суммы денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязательства по пассиву. В целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера. (20, с. 312)

Существуют факторы, влияющие на размер ликвидности банков:

а) количество наличных денег в обращении (увеличение снижает ликвидность банков и наоборот);

б) изменение золотовалютных резервов страны (приток иностранной  валюты повышает ликвидность банков и наоборот);

г) изменение объема кредитных  обязательств Центрального банка перед национальным казначейством (рост объема помощи, полученной Центральным банком от казначейства, увеличивает ликвидность банковской системы и наоборот);

г) эмиссионная политика Национального банка, которая может  усугублять последствия стихийных  факторов, либо ограничивать их воздействие.

Воздействие на уровень реальной ликвидности банков является одной  из основных целей денежно-кредитной  политики в той мере, в которой  она направлена на контроль за ростом кредита. Другими словами, рестрикции в отношении ликвидности одновременно ограничивают возможности развития кредитных операций. Эта цель в основном может достигаться следующими действиями:

а) регламентация объема наличности во взаимоотношениях коммерческих банков с Национальным -- изменение  размеров обязательных резервов и модификация правил учета в Национальном банке (ставок по переучету, "потолков" переучета);

б) интервенция  на денежном рынке, призванная ограничить или расширить предоставление кредита  за счет снижения или повышения уровня процентных ставок.

Можно выделить три группы причин нарушения ликвидности  банка. Первая группа причин связана  с просчетами в деятельности банков, когда они не доучитывают степень  возможных рисков. Ко второй группе относятся причины, не зависящие  ни от заемщиков, ни от банка, но из-за которых кредитор не может получить обратно ссуженный им капитал. Третья группа причин - это возможность неплатежеспособности банка по своим обязательствам из-за разбалансированности его баланса во времени, т. е. несоответствие структуры активов и пассивов во времени (нет равновесия между сроками поступления и платежа). (20, с. 313)

Для поддержания  необходимой ликвидности банки  должны проводить целенаправленную политику в области пассивных  и активных операций. Высокий уровень  ликвидности позволяет наиболее эффективно работающим банкам преодолевать конъюнктурные колебания спроса и предложения, быстро направлять свои средства в наиболее перспективные сферы деятельности. Ликвидность служит важнейшей характеристикой финансового положения кредитных учреждений и для того, чтобы оценить финансовое положение банка применяются различные коэффициенты.

Помимо выполнения базовых функций банки предлагаю) клиентам множество других финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества и управление банку на доверительной (трастовой) основе, покупкой для клиентов ценных бумаг, управлением недвижимостью, выполнение гарантийных функций по облигационным выпускам и т. д.

Другая сторона деятельности банков связана с выпуском и рыночным размещением ценных бумаг. Как уже говорилось выше, в СЩА коммерческим банкам разрешены операции только с облигациями федерального правительства и местных органов власти, но они не имеют права размещать и покупать за собственный счет ценные бумаги корпораций (акционерных компании). В Германии, Швейцарии и других странах Западной Европы банки могут свободно выполнять нее операции с ценными бумагами частых компаний. (22, с. 26)

Информация о работе Проблема платежеспособности банка