Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа
Цель работы состоит в усовершенствовании надзорных функций Национального банка Республики Беларусь за деятельностью коммерческих банков в вопросах ликвидности и платежеспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Раскрыть понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Охарактеризовать экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков в Республике Беларусь.
Дать оценку теорий управления банковской ликвидностью.
Проанализировать развитие экономических принципов банковского менеджмента.
Наметить пути совершенствования методов контроля ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Разработать предложения по повышению результативности надзора Национального банка в банковской деятельности.
В целом выполнение депозитно-расчетных операций, кредитного обслуживания и других важных функций позволяет коммерческие банки занимать уникальное место в кредитной системе.
Как любое другое капиталистическое предприятие, работающее и условиях рынка, банк подвержен риску потерь и банкротства. Естественно, что стремясь максимизировать прибыль, руководство банка одновременно стремится свести к минимуму возможность возникновения убытков. Две эти цели в известной мере противоречат друг другу, что обусловлено противоположностью интересов владельцев (акционеров) банка и его вкладчиков. Первые ориентируются на получение максимально! о дохода и готовы идти на риск. чтобы извлечь дополнительную прибыль; для вторых же главное значение имеет сохранность их средств, доверенных банку. Поддержание оптимального соотношения между доходностью и риском составляет одну из главных и наиболее сложных проблем управления банком.
Риск ассоциируется с неопределенностью, последняя же связана с событиями, которые трудно или невозможно предвидеть. Для банка основные виды риска связаны со структурой его портфеля, т. е. с набором финансовых активов, в которые вложены ресурсы банка.
Основным недостатком
коммерческих ссуд было то, что она
не учитывала кредитных
Теория перемещения
основана на утверждении, что банк может
быть ликвидным, если его активы можно
переместить или продать
В отношении срока погашения к активам, используемым как резерв ликвидности, не предъявляется определенных требований, но общим правилом является: чем короче срок, тем лучше.
Инструменты поддержания ликвидности банковской системы (далее - инструменты) группируются в следующие уровни:
первый уровень
- постоянно доступные
второй уровень - инструменты, доступные с согласия или по инициативе Национального банка;
третий уровень - инструменты дополнительной поддержки,
доступные с согласия или по инициативе Национального банка.
К инструментам первого уровня относятся:
усреднение фонда обязательных резервов (далее - ФОР) от рублевых ресурсов;
однодневный расчетный кредит (кредит "овернайт");
гарантированный выкуп Национальным банком государственных ценных бумаг у банков - первичных инвесторов на условиях РЕПО.
Указанные инструменты являются постоянно доступными механизмами ресурсной поддержки и могут быть использованы по первому требованию банка в течение одного рабочего дня в пределах, установленных для банка индивидуальных лимитов. Данные инструменты позволяют гибко обеспечить первичную потребность рынка в необходимой сверхсрочной ликвидности в автономном режиме. Их задачей является создание запаса времени на принятие Национальным банком концептуальных решений по тактическим вопросам поддержания ликвидности банков.
На первом уровне задача
ограничения эмиссионных
К инструментам второго уровня относятся:
ломбардный кредит по фиксированной ставке;
ломбардный аукцион;
покупка у банков государственных ценных бумаг на условиях РЕПО;
покупка у банков государственных ценных бумаг, погашающихся в течение следующих 30 дней, на условиях "до погашения";
покупка у банков иностранной валюты на условиях СВОП;
операции по встречному размещению депозитов;
переучет векселей.
Особенностью инструментов
второго уровня является необходимость
согласования объемов рефинансирования
с Национальным банком. Это представляется
необходимым элементом при
Для инструментов второго уровня устанавливается общий лимит задолженности, лимиты по отдельным видам операций и индивидуальные лимиты по банкам не устанавливаются.
Второй уровень поддержания ликвидности банковской системы рефинансирования позволяет обеспечить преимущественно адресную поддержку банков, имеющих решающее значение для обеспечения бесперебойности расчетов всей банковской системы, на более длительный по сравнению с инструментами первого уровня срок - до 30 дней. Данные инструменты ориентированы на поддержку банков под непосредственным контролем Национального банка в условиях значительного (как правило, сезонного) оттока средств.
Инструменты третьего уровня, также предполагающие предварительное получение согласия Национального банка на осуществление рефинансирования, либо инициируемые самим Национальным банком, включают в себя:
ломбардный аукцион;
покупка у банков государственных ценных бумаг на условиях РЕПО;
покупка у банков государственных ценных бумаг, погашающихся в течение следующих 30 дней, на условиях "до погашения";
покупка у банков иностранной валюты на условиях СВОП;
операции по встречному размещению депозитов.
Лимиты по инструментам третьего уровня не устанавливаются. Инструменты данного уровня задействуются по более высокой процентной ставке, чем инструменты второго уровня, и активизируются при условии полного использования общего лимита, устанавливаемого по инструментам второго уровня.
Посредством инструментов третьего уровня в периоды наибольшего давления на платежную систему и при возникновении прочих непредвиденных ситуаций по решению Национального банка обеспечивается удовлетворение потребностей банков в ликвидности на срок до 30 дней при одновременной мотивации банков к сокращению сроков рефинансирования посредством установления повышенного размера процентных ставок по инструментам.
Национальным
банком осуществляются операции, направленные
на ограничение кредитной
Операции Национального банка по приему рублевых средств банков в депозиты, как правило, на срок до 7 дней, преследуют цель формирования нижнего порога по процентным ставкам денежного рынка, в то время как другая группа операций (продажа ценных бумаг на условиях РЕПО и "до погашения", продажа иностранной валюты на условиях СВОП) ориентирована на связывание свободных ресурсов банков и задание параметров функционирования денежно-кредитной системы преимущественно в более долгосрочной перспективе. Кроме этого. инструментом изъятия ликвидности банковской системы фактически является доперечисление банками средств в фонд обязательных резервов для поддержания его необходимой средней величины.
Управление
системой регулирования ликвидности
заключается в определении
Определение набора активных инструментов и выбор общих параметров функционирования системы регулирования ликвидности банковской системы в течение 2000 года будут изменяться в соответствии с этапами выхода на единый курс белорусского рубля, определенными Основными направлениями.
Ставки по операциям поддержания ликвидности банковской системы устанавливаются Национальным банком исходя из необходимости поддержания реального положительного значения ставок инструментов второго и третьего уровней с учетом установленного размера базовой ставки рефинансирования Национального банка и складывающейся конъюнктуры финансовых рынков.
Условием качества и реализуемости отвечает целый ряд видов ценных бумаг. Наиболее подходящим для вторичных резервов являются казначейские векселя, а также другие ценные бумаги правительства и его органов. Также могут использоваться акцепты и коммерческие бумаги, реализуемые на открытом рынке. Банковский акцепт представляет собой акцептованную банком тратту со сроком платежа обычно до 180 дней. Коммерческие бумаги представляют собой векселя, выпускаемые корпорациями на сравнительно короткие сроки, обычно не более 4-6 месяцев. Чтобы занимать деньги таким способом, корпорация должна обладать очень высокой кредитоспособностью.
Хотя теория
перемещения в известной
Согласно теории ожидаемого дохода банковскую ликвидность можно планировать, если в основу графика платежей в погашение кредитов положить будущие доходы заемщиков. Она не отрицает рассмотренных выше теорий, но подчеркивает, что увязка доходов заемщика с погашением ссуды предпочтительнее, чем акцепт на обеспечение кредита. Данная теория утверждает, что на банковскую ликвидность можно воздействовать, изменяя структуру сроков погашения кредитов и инвестиций. Краткосрочные кредиты промышленности более ликвидны, чем средне- и долгосрочные ссуды, а кредиты потребителям на оплату покупок в рассрочку более ликвидны, чем ссуды под жилье или строения. Теория признает развитие и быстрый рост отдельных видов кредитов, в настоящее время составляющих значительную часть кредитного портфеля коммерческих банков: срочных кредитов деловым фирмам, потребительских кредитов с погашением в рассрочку. Кредитный портфель, значительную часть которого составляют кредиты, предусматривающие ежемесячные или ежеквартальные платежи в счет погашения основного долга и процентов, ликвиден, поскольку регулярные потоки наличных средств легко планировать.
Теория ожидаемого дохода содействовала тому, что многие банки положили в основу формирования портфеля инвестиций эффект ступенчатости: ценные бумаги так подбираются по срокам погашения, чтобы поступления были регулярными и предсказуемыми. В этом случае портфель инвестиций по показателю регулярности платежей наличными приближается к портфелю кредитов с регулярным погашением долга и процентов.
Общие и индивидуальные лимиты по операциям (уровням операций) поддержания ликвидности банковской системы определяются в зависимости от максимального прогнозируемого уровня оттока средств в течение месяца (далее -- максимальный отток средств), который, как правило, характерен для периода налоговых перечислений в бюджет.
Порядок принятия
решений по регулированию ликвидности
должен позволять банкам ориентироваться
на относительную стабильность в
краткосрочной перспективе
Лимиты по инструментам
поддержания ликвидности
Процентные ставки по национальной валюте (за исключением учетной ставки Национального банка) устанавливаются Комитетом по операциям Национального банка на основе оперативного анализа, представляемого Департаментом монетарного регулирования. Установленные процентные ставки вводятся в действие распоряжением заместителя Председателя Правления Национального банка, курирующего Департамент монетарного регулирования.