Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа
Цель работы состоит в усовершенствовании надзорных функций Национального банка Республики Беларусь за деятельностью коммерческих банков в вопросах ликвидности и платежеспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Раскрыть понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Охарактеризовать экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков в Республике Беларусь.
Дать оценку теорий управления банковской ликвидностью.
Проанализировать развитие экономических принципов банковского менеджмента.
Наметить пути совершенствования методов контроля ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.
Разработать предложения по повышению результативности надзора Национального банка в банковской деятельности.
Учредителями кредитных организаций не могут быть государственные органы, общественные и религиозные организации, специализированные фонды. Вкладом в уставный капитал могут быть:
-- денежные средства в рублях и иностранной валюте;
-- материальные активы.
Таблица 1. Условия контроля ликвидности в разных странах
Страна |
Установлен ли обязательный коэффициент |
Порядок контроля |
|
Франция |
Да |
Коэффициент текущей ликвидности (активы и пассивы); должен стремиться к единице. Коэффициент средне- и долгосрочной ликвидности: общая сумма кредитов ограничивается 3-кратным размером собственных ресурсов и некоторыми средне- и долгосрочными пассивами. Для периода свыше 5 лет принято, что актив составляет не менее 60% пассива |
|
Германия |
Да |
Коэффициент долгосрочной ликвидности: общий размер активов на 4-летний срок и выше должен быть ограничен среднесрочными ресурсами. Коэффициент краткосрочной ликвидности: общая сумма краткосрочных активов ограничена среднесрочными ресурсами. |
|
Италия |
Нет |
Контроль при помощи семи коэффициентов |
|
Великобритания |
Нет |
Контроль при помощи чистых позиций по срокам платежей и установление первичного коэффициента ликвидности |
|
Испания |
Нет |
Роль обязательного коэффициента играет коэффициент обязательных резервов в 18% |
|
США |
Нет |
Контроль степени неустойчивости вкладов, чувствительности ликвидных активов к изменению ставок |
|
Япония |
Нет |
Рекомендованный коэффициент: текущие активы ограничены 30% вкладов |
|
Бельгия |
Нет |
Контроль коэффициента высоколиквидных активов по долговым обязательствам до востребования и коэффициента общей ликвидности |
|
Нидерланды |
Нет |
Директива о ликвидности по долговым обязательствам, сгруппированной по срокам платежа |
|
Значения: на 1.02.97 на 1.02.98 на 1.02.99 Н2 30% 50% 70% Н3 20% - - Н5 10% - - |
|||
Кредитная организация обязана оплатить в месячный срок весь размер уставного капитала, объявленного ею. Не могут быть внесены в уставный капитал кредитной организации нематериальные активы (в том числе аренда помещения) и ценные бумаги. Доля материальных активов в уставном капитале не должна превышать 20% в первые два года работы организации и составлять не более 10% в последующие годы.
3. Управление
ликвидностью и
3.1 Методы
управления ликвидностью и
Деятельность Национального банка страны по развитию и укреплению банковской системы, регулированию ее ликвидности необходимо рассматривать в увязке с осуществлен Нацбанком разработанной во взаимодействии с Правительством денежно-кредитной политики, направленной на достижение макроэкономической стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты.
Под регулированием ликвидности банковской системы понимается изъятие излишних или предоставление дополнительных денежных средств банкам с помощью различных инструментов денежно-кредитной политики.
Одним из показателей,
характеризующих ликвидность
Ежедневная информация об этих остатках, поступающая в Банк Беларуси позволяет сделать вывод, что в течение 1996 г. коммерческие банки располагали свободными средствами на корреспондентских счетах в пределах от 13 до 19 трлн руб. По нашей оценке, минимальная сумма, которая может привести к каким-либо необратимым последствиям, - это менее 9 трлн руб. Объем средств, который позволяет бесперебойно функционировать банковской системе России, составляет в среднем 14 трлн. руб. Как только свободные средства достигают величины 18 - 19 трлн. руб., речь может идти об излишней ликвидности банков, и целесообразно принимать меры по изъятию части средств. (98, с. 14)
Если до 1995 г. одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России являлись резервные требования, то в настоящее время используется более разнообразный инструментарий.
Обязательные
резервы устанавливаются в
В 1996 г. механизм обязательного резервирования наряду с изъятием средств предоставил банкам возможность внутримесячного пополнения ликвидности в размере не более 5% суммы обязательных резервов, депонированных в Банке Беларуси.
Данные отчетности, поступающие от главных управлений (национальных банков) Банка Беларуси свидетельствуют о том, что правом на внутримесячное снижение нормативов обязательных резервов в целях регулирования собственной ликвидности за период с мая по август 1996 г. воспользовались 13 коммерческих банков, а общая сумма обязательных резервов, перечисленная на их корреспондентские счета вследствие снижения нормативов, составила 10,0 млрд. рублей.
Предполагается дальнейшее совершенствование указанного механизма, хотя Банк Беларуси не планирует в ближайшее время кардинального изменения порядка формирования обязательных резервов. В то же время по мере роста спроса на деньги Банк Беларуси будет проводить политику, направленную на снижение норм резервных требований.
В целях ослабления давления на валютном рынке, изъятия излишней рублевой денежной массы у банкой Банк Беларуси проводит депозитные операции, совершенствуя механизм их осуществления.
Впервые Банк Беларуси осуществил депозитные операции в июне 1995 г. для того, чтобы стерилизовать значительную сумму рублевых средств, эмитированных в ходе вынужденной покупки иностранной валюты у банков (шел процесс дедолларизации, население и экономические агенты избавлялись от долларов).
С риском связана платежеспособность банка, под которой понимается способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. В основе платежеспособности лежит ликвидность банка. Однако платежеспособность банка зависит не только от ликвидности баланса банка, но и от ряда других факторов, к которым можно отнести:
а) политическую и экономическую ситуацию в государстве;
б) состояние денежного рынка;
в) возможность рефинансирования в Национальном банке;
г) развитие рынка ценных бумаг;
д) наличие и совершенство банковского и залогового законодательства;
е) обеспеченность банка собственным капиталом;
ж) надежность клиентов и банков-партнеров;
з) уровень менеджмента в банке;
и) специализация и разнообразие услуг кредитного учреждения.
Известно, что за годы радикальной экономической реформы система коммерческих банков России прошла большой путь в своем становлении и развитии. Деятельность коммерческих банков осуществлялась и осуществляется в крайне сложных политических и экономических условиях, связанных со сломом административно-командной системы, сопровождавшимся разрывом прежних внутренних и внешних хозяйственных связей, обвальным спадом производства, всеобъемлющей инфляцией, ростом неплатежей, обострением конкуренции на финансовых рынках.
По мере усложнения ситуации в экономике, нарастания кризисных явлений в финансовой и банковской сфере соответственно возрастали сложность и значение управления коммерческим банком, от российских банкиров требовался все больший профессионализм. Это, в свою очередь, выдвигало на первый план необходимость постоянного совершенствования всей системы информационного, методологического, организационного, материально-технического обеспечения всего комплекса осуществляемых банком операций. Особое значение имеет соответствующий уровень квалификации банковских кадров. И, конечно, необходимость управления ликвидностью банка, доходностью его операций и всеми видами рисков, возникающих при работе на соответствующих финансовых рынках; речь идет о кредитном риске, риске ликвидности, процентном риске, риске текущих расходов, валютном риске, риске неплатежеспособности, риске обесценения ценных бумаг, находящихся в портфеле банка, и других банковских и небанковских рисках.
Традиционно многие экономисты связывали кейнсианскую экономическую теорию с точкой зрения, что бюджетно-налоговая политика играет важную роль в макроэкономической стабилизации. Причиной тому служат записи и утверждения самого Дж.М. Кейнса. Во время Великой депрессии Дж.М. Кейнс полагал, что экономика попала в ловушку ликвидности. Ловушка ликвидности - это ситуация в экономике, при которой процентные ставки настолько низки, что почти каждый индивид ожидает, что они Вырастут в скором будущем. Чтобы избежать предполагаемых убытков от хранения облигаций, почти все индивиды в экономике предпочитают хранить свои сбережения в виде денег.
В традиционной кейнсианской модели ловушке ликвидности соответствует горизонтальный отрезок графика спроса на деньги или горизонтальный отрезок графика LM. Следовательно, в ловушке ликвидности экономика находится в положении, в котором кривая LM предельно пологая. Денежно-кредитная политика в данном случае почти полностью теряет свою эффективность как инструмент воздействия на реальный доход. Рост номинальной денежной массы не может существенно повысить объем производства или снизить ставку процента. Экономика находится “в ловушке” в ситуации, когда уровень ликвидности очень высок. Однако инструменты бюджетно-налоговой политики, такие, как увеличение государственных расходов или снижение налогов, смещают график IS вправо и при горизонтальном графике LМ оказывают сравнительно сильное воздействие на равновесный реальный доход.
Дж.М. Кейнс много размышлял о том, существует ли ловушка ликвидности только в теории или она может возникнуть ив реальном мире. Многие последователи Дж.М. Кейнса, опираясь на пример Великой депрессии, считали, что Великая депрессия сама по себе могла быть примером ловушки ликвидности. Они утверждали, что экспансионистская бюджетная налоговая политика во время Великой депрессии могла бы предотвратить глубокий спад. Хотя сам Дж.М. Кейнс не утверждал, что во время Великой депрессии экономика находилась в ловушке ликвидности (в самом деле, в “Общей теории” (General Theory) он отмечал, что сам не знал ни одного примера ловушки ликвидности), он был непреклонным сторонником регулирования посредством изменения государственных расходов. В 1930 г., выступая по радио, он заявил: “Если мы будем сидеть сложа руки, месяцев через шесть или, может, через год численность безработных дойдет до миллиона. Именно поэтому я считаю, что стоит попробовать проведение какой-нибудь радикальной политики, даже если это сопряжено с риском”.
Как мы знаем, Великая депрессия закончилась и доля государства в совокупных расходах после 1930 г. значительно возросла. Среди экономистов, тем не менее, до сих пор существуют разногласия относительно того, находилась ли экономика 1930-х годов в ловушке ликвидности. По этому поводу многие ученые утверждают, что история США не знает ни одного примера ловушки ликвидности, по крайней мере в XX в.
Анализ фактических данных о денежной массе и долгосрочных процентных ставках за период 1929-1941 гг. также приводит к заключению, что в США во время Великой депрессии ловушки ликвидности не было. Простое изучение или графическое изображение этих данных показывает обратную зависимость переменных; кривая их зависимости не параллельна оси абсцисс, а убывает по всей области определения функции. (84, с. 550)
X.В. Пайфер (Piter)
решил исследовать гипотезу
Все эти вопросы
органически взаимосвязаны
У нас, в Белорусском национальном коммерческом банке (как, очевидно, и в российских банках), управление основными видами рисков непосредственно включено в практику работы ведущих банковских подразделений.
Так, отдел банковских ссудно-депозитных операций, непосредственно оперирующий на рынке межбанковских кредитов (в целях минимизации присущих данному рынку рисков), осуществляет все операции в пределах лимитов, устанавливаемых кредитным комитетом банка. При этом подготовка предложений о размерах таких лимитов проводится указанным отделом совместно с департаментом сводного анализа с использованием специальной компьютеризированной методики оценки надежности того или иного банка, а также информации, получаемой по линии службы безопасности. Анализ кредитоспособности ссудозаемщиков ведется банком в сотрудничестве с информационным отделом службы безопасности банка, а заключаемые кредитные договора обязательно согласуются с юридическим департаментом; систематически отслеживается динамика банковских процентов. При необходимости осуществляется реструктуризация кредитного портфеля по суммам и срокам выданных ссуд. (99, с. 29)