Проблемы и перспективы финансирования здравоохранения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ проблем и перспектив финансирования здравоохранения в России на современном этапе. Задачами курсовой работы являются:
характеристика разновидностей источников финансирования здравоохранения;
изучение особенностей организации медицинского страхования в РФ;
анализ особенностей финансирования здравоохранения в РФ на современном этапе;
выявление финансовых проблем и определение перспектив системы здравоохранения РФ.

Файлы: 1 файл

27_09_10_.doc

— 884.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансирование здравоохранения  становится все более важной проблемой для людей и правительств во всех частях мира. Во многих странах неимущие люди лишены доступа к медико-санитарным услугам из-за финансовых барьеров, а расходы на получение помощи приводят к возникновению серьезных финансовых проблем у пациентов и их семей. В некоторых странах сущетсвуют попытки изменить способы оплаты услуг работников здравоохранения, улучшая таким образом стимулы для повышения эффективности и качества. Во всех странах, богатых и бедных, спрос людей на медико-санитарные услуги превышает имеющиеся финансовые возможности на оказание таких услуг, но наиболее остро эта проблема стоит в странах с низким уровнем дохода.

Системы финансирования здравоохранения играют три важные взаимосвязанные роли: мобилизуют финансовые средства для здравоохранения; объединяют их для распределения финансовых рисков, связанных с оплатой услуг; и используют имеющиеся финансовые средства на приобретение и предоставление требуемых медико-санитарных услуг.

Реформа финансирования здравоохранения в России осуществляется не изолированно и ее следует рассматривать, во-первых, в более широком контексте реформы всего здравоохранения, направленной на переход от системы предоставления медицинской помощи больницами к системе, которая в большей степени ориентирована на предоставление медицинских услуг, профилактику и оказание первичной медицинской помощи населению. Во-вторых, реформа финансирования здравоохранения связана с развитием всей системы социального обеспечения и, наконец, с общим экономическим развитием страны. Все эти процессы требуют времени и реальные изменения происходят зачастую медленнее, чем предполагалось ранее.

За последние десять лет здравоохранение в Российской Федерации прошло путь от старой интегрированной советской модели до новой контрактной системы, в которой роли разделены между заинтересованными сторонами, организациями ― поставщиками медицинских услуг, разработчиками политики и потребителями медицинских услуг.

В основе контрактной  модели, разделяющей функции поставщика и потребителя медицинских услуг лежат соглашения между различными сторонами, составляющие связующую основу для всей структуры. В настоящее время в России существует много заинтересованных сторон, действующих на основе различных системы финансирования: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования , другие федеральные организации и министерства, министерства здравоохраения в регионах, териториальные фонды медицинского страхования, организации, занимающиеся медицинским страхованием, региональные и муниципальные органы власти, предприятия, частные лица, и поставщики услуг — больницы и поликлиники, которые, как правило, находятся в ведении федеральных, региональных или местных органов власти. Координация действий всех этих сторон является важнейшей, но весьма трудной задачей.

Целью данной курсовой работы является анализ проблем и перспектив финансирования здравоохранения в России на современном этапе.

Задачами курсовой работы являются:

  • характеристика разновидностей источников финансирования здравоохранения;
  • изучение особенностей организации медицинского страхования в РФ;
  • анализ особенностей финансирования здравоохранения в РФ на современном этапе;
  • выявление финансовых проблем и определение перспектив системы здравоохранения РФ.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1. Разновидности источников финансирования здравоохранения

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются1:

  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • средства государственных и общественных организаций, предприятий;
  • личные средства граждан;
  • безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • другие источники.

Из этих средств формируются  самостоятельные фонды здравоохранения  и фонды медицинского страхования.

Финансовые ресурсы  государственной и муниципальной  систем здравоохранения предназначены для реализации единой политики в области охраны здоровья населения, они направляются на2:

  • финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;
  • обеспечение профессиональной подготовки кадров;
  • финансирование научных исследований;
  • развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
  • субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию (далее — ОМС);
  • оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
  • финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
  • оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Финансовые средства государственной системы обязательного  медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

В Российской Федерации  все большее развитие получает добровольное медицинское страхование (далее — ДМС). Оно предназначено для финансирования оказания медицинской помощи сверх социально гарантированного объема, определяемого обязательными страховыми программами.

Основные отличия обязательного  и добровольного медицинского страхования друг от друга состоят в следующем3:

а) по классификации отраслей:

  • обязательное медицинское страхование — один из видов социального страхования;
  • добровольное медицинское страхование — один из видов личного страхования (например, по законодательству Российской Федерации) либо имущественного страхования (например, в большинстве европейских стран, поскольку речь идет именно о страховании расходов);

б) по кругу (охвату) страхователей (застрахованных):

  • для обязательного медицинского страхования характерен всеобщий, массовый охват;
  • для добровольного медицинского страхования — в силу принципа добровольности заключения договора носит выборочный характер и может проявляться в форме как коллективного, так и индивидуального страхования;

в) по признаку инструментов правового регулирования:

  • обязательное медицинское страхование регламентируется законом об обязательном страховании;
  • добровольное медицинское страхование регулируется действующим гражданским законодательством и специальным страховым законодательством (например, законом о договоре страхования, как в Германии, или законом об организации страхового дела в РФ, как в России);

г) по субъектному составу:

  • обязательное медицинское страхование осуществляется, как правило, государственной организацией и страхователями выступают работодатели;
  • добровольное медицинское страхование осуществляется частными страховыми организациями и страхователями выступают юридические лица и граждане по собственному волеизъявлению;

д) по порядку установления условий страхования:

  • в обязательном медицинском страховании определяются государством и, как правило, закрепляются в законе об обязательном страховании;
  • в добровольном медицинском страховании условия страхования, полисные условия, тарифы и т.п. определяются коммерческими страховыми компаниями по согласованию с органом по надзору за страховой деятельностью;

е) по источнику финансирования:

  • в обязательном медицинском страховании — это взносы работодателей, государственный бюджет;
  • в добровольном медицинском страховании — источник формируется из личных доходов граждан, прибыли работодателей, и по природе своей это добровольные расходы страхователей;

ж) по объему страхового покрытия:

  • обязательное медицинское страхование гарантирует стандартный минимальный объем услуг, при этом программа, как правило, утверждается компетентным органом государственной власти;
  • в добровольном медицинском страховании программа страхования и объем услуг устанавливаются правилами страхования и договором страхования;

з) по применяемым принципам  контроля качества медицинских услуг:

  • в обязательном медицинском страховании система контроля качества определяется компетентным органом государственной власти;
  • в добровольном медицинском страховании система контроля качества устанавливается договором страхования.

Введение в Российской Федерации новых хозяйственных  механизмов в здравоохранении, в том числе за счет использования средств медицинского страхования, обусловило изменение системы финансирования медицинской помощи. В условиях дефицита бюджетных средств лечебно-профилактические учреждения активнее используют дополнительные источники финансирования, такие, как добровольное медицинское страхование, платные услуги.

Возможности указанных  методов в определенной степени  ограничены. Во-первых, добровольное медицинское страхование успешно развивается лишь в тех регионах, где сконцентрированы значительные ресурсы здравоохранения. Во-вторых, спрос на платные медицинские услуги ограничивается, прежде всего, в силу довольно высокой стоимости медицинских услуг, низкими доходами среднего потребителя и высокой стоимостью собственно услуги по добровольному медицинскому страхованию.

Фонды добровольного  медицинского страхования образуются за счет:

  • добровольных страховых взносов предприятий и организаций;
  • добровольных страховых взносов различных групп населения и отдельных граждан.

Добровольное страхование  может быть как коллективным, так  и индивидуальным.

Страховые организации  должны реализовывать программы  добровольного страхования на основе договоров с лечебно-профилактическими учреждениями (независимо от формы собственности), частнопрактикующими врачами или врачами групповой практики. При этом на договорной основе могут привлекаться любые медицинские, социальные, оздоровительные учреждения с установлением платы за конкретные медицинские услуги.

1.2. Особенности организации медицинского страхования в РФ

Фонды обязательного  медицинского страхования представляют собой централизованные источники  финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи медицинского страхования  — гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия4.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование  является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование  осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. Коллективное страхование осуществляется в соответствии с социальными программами развития предприятий и является дополнительным к обязательному государственному страхованию.

Субъектами медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Участники рынка ОМС

Страхователями являются5:

  • при обязательном медицинском страховании для неработающего населения — исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, местная администрация, для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий;
  • при добровольном медицинском страховании — отдельные граждане или предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховые медицинские  организации — это юридические  лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие соответствующую лицензию.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Информация о работе Проблемы и перспективы финансирования здравоохранения в России