Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 18:22, курсовая работа
Описание работы
Объемы вкладываемых инвестиций в экономику напрямую влияют на экономический рост и социальное благосостояние страны. Развитые и развивающиеся страны конкурируют за привлечение инвестиций. Несмотря на ряд предпринимаемых мер по либерализации экономики, Кыргызская Республика («КР»), в силу объективных и субъективных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, находится в числе наименее конкурентоспособных экономик мира и имеет одни из самых низких показателей соотношения инвестиций к ВВП среди стран СНГ. Так, в индексе глобальной конкурентоспособности за 2012 – 2013 годы КР занимает 127 место из 144 стран.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………………3 1.1Понятие и виды иностранных инвестиций………………………………………...3 1.2Государственное регулирование иностранных инвестиций……………………...5 2.Анализ структуры и динамика привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики………………………………………………………………..7 3.Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику……………………………………………………………………………...13 Заключение……………………………………………………………………………...20 Список использованной литературы……………………………………………….....21
1.1Понятие и виды иностранных
инвестиций………………………………………...3
1.2Государственное регулирование
иностранных инвестиций……………………...5
2.Анализ структуры и
динамика привлечения иностранных
инвестиций в Кыргызской Республики………………………………………………………………..7
3.Проблемы и перспективы
привлечения иностранных инвестиций в
Кыргызскую Республику……………………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы……………………………………………….....21
Введение
Объемы вкладываемых инвестиций
в экономику напрямую влияют на экономический
рост и социальное благосостояние страны.
Развитые и развивающиеся страны конкурируют
за привлечение инвестиций. Несмотря на
ряд предпринимаемых мер по либерализации
экономики, Кыргызская Республика («КР»),
в силу объективных и субъективных факторов,
препятствующих привлечению инвестиций,
находится в числе наименее конкурентоспособных
экономик мира и имеет одни из самых низких
показателей соотношения инвестиций к
ВВП среди стран СНГ. Так, в индексе глобальной
конкурентоспособности за 2012 – 2013 годы
КР занимает 127 место из 144 стран.
Согласно исследованиям
UNCTAD (Комиссия ООН по Торговле
и Развитию) к основным предпосылкам,
влияющим на приток инвестиций,
относятся политико-правовые и
экономические предпосылки. Анализ
экспертной группой названных
предпосылок применительно к
КР показал необходимость рассмотрения
ряда предпосылок, включая: стабильность
законодательства; усиление защиты
права собственности; снижение административных
барьеров; благоприятный для инвестирования
налоговый режим; меры по привлечению
и стимулированию инвестиций; регулирование
вхождения и выхода из рынка (регистрация
и ликвидация юридических лиц); урегулирование
процедуры получения трудовых виз и разрешений
на работу.
Среднее значение темпа экономического
роста КР за последнее десятилетие составило
приблизительно 4%, являясь самым низким
в регионе. Средневзвешенная доля валовых
инвестиций составила 17,6% к ВВП, что ниже
по сравнению со средним показателям по
странам СНГ (22,4%) и близок к уровню наименее
развитых стран (15,7%). Одной из ключевых
причин такого низкого роста экономики
страны является недостаточный уровень
инвестиций. Экспертная группа отмечает,
что для обеспечения ежегодного роста
ВВП в 7%-8%, как предполагается в Национальной
стратегии устойчивого развития на период
2013-2017 годы, следует добиться привлечения
инвестиций в сектор реальной экономики
в размере 28% - 33 % к ВВП. В этих целях Правительству
КР рекомендуется предпринять ряд мер
по созданию благоприятного инвестиционного
режима и стимулированию инвестиций.
1.1Понятие и
виды иностранных инвестиций
В современном мире многообразных
и сложных экономических процессов. А
также взаимоотношений между гражданами
,предприятиями, финансовыми институтами,
государствами на внутреннем и внешним
рынках острой проблемой является эффективное
вложение капитала с целью его приумножения
или инвестирование. Экономическая природа
инвестиций обусловлена закономерностями
процесса расширенного воспроизводства
и заключается в использовании части дополнительного
общественного продукта для увеличения
количества и качества всех элементов
системы производственных сил общества.
Иностранные инвестиции играют
важную роль в интернационализации экономики
любой страны. Инвестиционной деятельностью
– эта деятельность, при которой происходит
вложение инвестиций, и осуществление
практических действий в целях получения
прибыли и достижения иного полезного
эффекта. Так же инвестиционная деятельность
является взаимовыгодным процессом, как
для получателя инвестиций, так и для инвестора
Иностранные инвестиции обладают
функциями, основные из которых представлены
на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Основные функции
иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции могут
осуществляться в различных формах. По
формам собственности на инвестиционные
ресурсы иностранные инвестиции могут
быть государственными, частными и смешанными.
Государственные инвестиции представляют
собой средства государственных бюджетов,
направляемые за рубеж по решению правительственных
или межправительственных организаций.
Эти средства могут предоставляться в
виде государственных займов, кредитов,
грантов, помощи. Частные (негосударственные)
инвестиции - это средства частных инвесторов,
вложенные в объекты инвестирования, размещенные
вне территориальных пределов данной
страны. Под смешанными иностранными инвестициями
понимают вложения, осуществляемые за
рубеж совместно государством и частными
инвесторами.
Особо значение при анализе
иностранных инвестиций имеет выделение
прямых, портфельных и прочих инвестиций
Различают капиталообразующие
и портфельные инвестиции:
-капиталообразующие (реальные,
прямые) инвестиции – обеспечивают создание
и воспроизводство реальных активов (фондов),
т.е. вложение в любой вид активов кроме
финансовых;
-портфельные (финансовые) инвестиции
– это размещение средств в финансовые
активы, т.е. ценные бумаги.
В случае портфельных инвестиций
основной задачей инвестора является
формирование и управление оптимальным
инвестиционным портфелем, осуществляемое
путем покупки и продажи ценных бумаг
на фондовом рынке.
Т.е. портфельные инвестиции
являются чаще всего краткосрочными финансовыми
операциями.
В случае реальных инвестиций
возможны следующие объекты инвестирования:
-покупка действующего предприятия;
-Строительство нового предприятия;
-реконструкция или расширение
предприятия, направленное на производство
новых продуктов или услуг;
-производство новых изделий
(услуг) на уже имеющихся мощностях;
-инвестиции, направленные на
снижение издержек производства, «на выживание».
В составе прочих инвестиций
можно выделить такие виды инвестирования,
как: торговые кредиты (предварительная
оплата и предоставление кредитов для
импортно-экспортных операций); прочие
кредиты, полученные от международных
финансовых организаций: кредиты правительств
иностранных государств под гарантии
правительства Российской Федерации;
банковские вклады и т.п
Таким образом, к иностранным
инвестициям относятся все виды имущественных
и интеллектуальных ценностей, вкладываемых
зарубежными инвесторами, а также зарубежными
филиалами российских юридических лиц
в объекты предпринимательской и других
видов деятельности с целью получения
прибыли. Иностранные инвестиции являются
неотъемлемой частью современных экономических
отношений. Посредством привлечения иностранного
капитала в национальную экономику привносятся
новые технологии и формы организации
производства и бизнеса, и именно они обеспечивают
принципиально иной и более значительный
экономический эффект по сравнению с возможностями
отечественного предпринимательства.
Это главный факт, который служит основанием
при принятии решения об открытии национальных
границ для массового притока зарубежных
капиталов.
1.2 Государственное
регулирование иностранных инвестиций
Кыргызстан заинтересован в
привлечении иностранных инвестиций в
виде материальных и финансовых ресурсов,
передовой техники и технологий, управленческого
опыта.
В республике установлен либеральный
инвестиционный режим, позволяющий инвесторам
получить доступ практически ко всем секторам
экономики. Представители иностранных
государств имеют право принимать участие
в приватизации, покупать акции и ценные
бумаги кыргызских компаний. К иностранным
инвесторам применяется режим наибольшего
благоприятствования. Это правило применяется
и в случае, когда инвестор владеет долей
предприятия и когда является его полным
собственником.
Государство гарантирует благоприятную
и предсказуемую законодательную среду
для внутренних и иностранных инвестиций.
Государственным органом, отвечающим
за проведение инвестиционной политики
страны, является Министерство экономического
регулирования КР.
Правовое регулирование: в КР
с момента обретения независимости были
проведены масштабные экономические реформы
в структуре управления экономикой и законодательстве.
Основой всего законодательства страны
является Конституция КР и на ее базе составлены
другие законы, в том числе те, которые
прямо или косвенно касаются инвестиционной
деятельности в КР:
· Конституция КР; · Закон КР
«О лицензировании»; · Закон КР «Об акционерных
обществах»; · Закон КР «О недрах»; · Закон
КР «О свободных экономических зонах в
КР»; · Налоговый Кодекс КР; · Земельный
Кодекс КР; · Таможенный Кодекс КР; · Гражданский
Кодекс КР; · Закон КР «О государственно-частном
партнерстве в КР».
На данный момент в целях повышения
эффективности государственного управления
в сфере инвестиционной привлекательности
КР для иностранных инвесторов и улучшения
логистики прохождения инвестиционных
заявок и документов в Правительство КР
через упорядочение работы с иностранными
инвесторами также прорабатывается проект
постановления Правительства КР «об утверждении
порядка работы с иностранными инвесторами,
обращающимися с предложениями сотрудничества
к Правительству Кыргызской Республики».
При этом основным нормативным
документом, регулирующим инвестиционную
деятельность, является Закон КР «Об инвестициях
в Кыргызской Республике». Настоящий Закон
устанавливает основные принципы инвестиционной
политики государства. Эти принципы нацелены
на улучшение инвестиционного климата
в КР и продвижение иностранных и внутренних
инвестиций посредством обеспечения справедливого
и равноправного законодательного режима
для инвесторов и гарантированной защиты
инвестиций в КР. Этот Закон также регулирует
отношения между государственными органами
и инвесторами.
Главными отличительными чертами
данного Закона являются:
- возможность получения
преференций (согласно государственным
программам развития, инвесторы
в приоритетных секторах экономики
и на определенных территориях
республики могут получать инвестиционные
льготы, отраженные в законодательстве
КР);
- гарантия неизменности
законодательства в течение 10 лет
(данное право не распространяется
на случай изменения Конституции);
- право обращения инвестора
в Международный Арбитраж;
- гарантия своевременной
выплаты адекватной и эффективной
компенсации в случае экспроприации;
- свобода репатриации
капитала;
- право на получение
дивидендов и прибыли.
Кроме того, в целях интеграции
в мировое сообщество, а также создания
международной нормативно-правовой базы
Кыргызстан заключил межправительственные
соглашения с рядом иностранных государств
по взаимной защите и поощрении инвестиций,
об избежание двойного налогообложения,
о транзитных перевозках, а также подписал
Конвенцию стран СНГ «О защите прав инвестора»
и т.д.
2.Анализ структуры
и динамика привлечения иностранных
инвестиций в Кыргызской Республики
Информация по привлечению
кредитов и грантов в Кыргызскую Республику
от международных финансовых институтов
и стран доноров
с 1992 года по июль
2015 года
Общее
В целом, за период с 1992 года
по июль 2015 года были подписаны 335 кредитных
и грантовых соглашения с международными
финансовыми институтами (МФИ) и странами-донорами.
За вышеуказанный период общая сумма совокупной
помощи от участвующих МФИ и стран-доноров
составила 7 592,8 млн долларов США, из которых
5 883,9 млн долларов США (или 77% общей суммы
финансирования) составили кредиты и
1 708,9 млн долларов США (или 23%) были представлены
в виде грантов. Данные средства были направлены
на реализацию проектов в различные сектора
экономики, включая образование, здравоохранение,
транспорт и инфраструктуру, сельское
хозяйство, энергетику и поддержку бюджета.
График 1. Динамика привлечения
финансовая помощь по годам с 1992 по июль
2015 гг.
В разрезе доноров
Наиболее крупными многосторонними
донорами Кыргызской Республики являются:
АБР, ВБ, МВФ, ЕБРР и двусторонние страны
доноры такие как: КНР, Япония, Германия,
Турция, Россия и другие.
График 2: Финансовая помощь
в разрезе доноров с 1992 по июль 2015 гг.
В разрезе секторов
Наибольшее удельное финансирование
проектов реального сектора приходится
на сектор транспорта (28%) и сектор энергетики
(21,9%). Также значительная помощь оказывалась
сектору сельского хозяйства, которая
составила 11,2% от общего объема финансирования.
На социальный сектор приходится 6,5% общей
суммы финансирования. Существенная доля
финансовой помощи также направлялась
на поддержку платежного баланса, финансирование
дефицита бюджета, развитие банковской
системы и финансирование критического
импорта, которая составила 25,9% от общего
объема финансирования, начиная с 1992 года
и по настоящее время.
График 3: Финансовая помощь
в разрезе секторов с 1992 по июль 2015 гг.
Следует отметить положительное
влияние многих инвестиционных проектов
на социально-экономические развитие
страны, которые оказали существенное
влияние на повышение качества жизни населения
в целом по республике. Однако, учитывая
значительный объем внешней помощи, возникает
закономерный вопрос об эффективности
использования привлекаемых средств для
реализации инвестиционных проектов.
Для этого рассмотрим реализацию проектов
развития по секторам, а также некоторые
примеры.
Транспорт
В целом, за период с 1995 года
по настоящий момент в сектор транспортной
инфраструктуры было привлечено 2 124,9 млн.
долларов США, из которых 1 959,0 млн. долларов
США составили кредиты и 165,8 млн. долларов
США были представлены в виде грантов.
Улучшение дорожной инфраструктуры
является первоочередным приоритетом
страны. Это обусловлено тем, что более
90% пассажирских перевозок и более 60% грузовых
перевозок осуществляется автодорожным
транспортом. Начиная с 1996 года благодаря
донорской поддержке было завершено 19
проектов и стало возможным улучшение
качества около 2000 км стратегически важных
дорог страны.