Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Объемы вкладываемых инвестиций в экономику напрямую влияют на экономический рост и социальное благосостояние страны. Развитые и развивающиеся страны конкурируют за привлечение инвестиций. Несмотря на ряд предпринимаемых мер по либерализации экономики, Кыргызская Республика («КР»), в силу объективных и субъективных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, находится в числе наименее конкурентоспособных экономик мира и имеет одни из самых низких показателей соотношения инвестиций к ВВП среди стран СНГ. Так, в индексе глобальной конкурентоспособности за 2012 – 2013 годы КР занимает 127 место из 144 стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1.1Понятие и виды иностранных инвестиций………………………………………...3
1.2Государственное регулирование иностранных инвестиций……………………...5
2.Анализ структуры и динамика привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики………………………………………………………………..7
3.Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику……………………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы……………………………………………….....21

Файлы: 1 файл

ГОС ИНВЕСТИЦИИ.docx

— 63.06 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3

1.1Понятие и виды иностранных инвестиций………………………………………...3

1.2Государственное регулирование иностранных инвестиций……………………...5

2.Анализ структуры и  динамика привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики………………………………………………………………..7

3.Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику……………………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………………...20

Список использованной литературы……………………………………………….....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Объемы вкладываемых инвестиций в экономику напрямую влияют на экономический рост и социальное благосостояние страны. Развитые и развивающиеся страны конкурируют за привлечение инвестиций. Несмотря на ряд предпринимаемых мер по либерализации экономики, Кыргызская Республика («КР»), в силу объективных и субъективных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, находится в числе наименее конкурентоспособных экономик мира и имеет одни из самых низких показателей соотношения инвестиций к ВВП среди стран СНГ. Так, в индексе глобальной конкурентоспособности за 2012 – 2013 годы КР занимает 127 место из 144 стран.

  Согласно исследованиям UNCTAD (Комиссия ООН по Торговле  и Развитию) к основным предпосылкам, влияющим на приток инвестиций, относятся политико-правовые и  экономические предпосылки. Анализ  экспертной группой названных  предпосылок применительно к  КР показал необходимость рассмотрения  ряда предпосылок, включая: стабильность  законодательства; усиление защиты  права собственности;  снижение административных барьеров; благоприятный для инвестирования налоговый режим;  меры по привлечению и стимулированию инвестиций; регулирование вхождения и выхода из рынка (регистрация и ликвидация юридических лиц); урегулирование процедуры получения трудовых виз и разрешений на работу.

Среднее значение темпа экономического роста КР за последнее десятилетие составило приблизительно 4%, являясь самым низким в регионе. Средневзвешенная доля валовых инвестиций составила 17,6% к ВВП, что ниже по сравнению со средним показателям по странам СНГ (22,4%) и близок к уровню наименее развитых стран (15,7%). Одной из ключевых причин такого низкого роста экономики страны является недостаточный уровень инвестиций. Экспертная группа отмечает, что для обеспечения ежегодного роста ВВП в 7%-8%, как предполагается в Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013-2017 годы, следует добиться привлечения инвестиций в сектор реальной экономики в размере 28% - 33 % к ВВП. В этих целях Правительству КР рекомендуется предпринять ряд мер по созданию благоприятного инвестиционного режима и стимулированию инвестиций.

 

1.1Понятие и  виды иностранных инвестиций

В современном мире многообразных и сложных экономических процессов. А также  взаимоотношений между гражданами ,предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешним рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производственных сил общества.

Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны. Инвестиционной деятельностью – эта деятельность, при которой происходит вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта. Так же инвестиционная деятельность является взаимовыгодным процессом, как для получателя инвестиций, так и для инвестора

Иностранные инвестиции обладают функциями, основные из которых представлены на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 - Основные функции иностранных инвестиций

 

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. По формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.  Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции - это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

Особо значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций

Различают капиталообразующие и портфельные инвестиции:

-капиталообразующие (реальные, прямые) инвестиции – обеспечивают создание и воспроизводство реальных активов (фондов), т.е. вложение в любой вид активов кроме финансовых;

-портфельные (финансовые) инвестиции – это размещение средств в финансовые активы, т.е. ценные бумаги.

В случае портфельных инвестиций основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое путем покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке.

Т.е. портфельные инвестиции являются чаще всего краткосрочными финансовыми операциями.

В случае реальных инвестиций возможны следующие объекты инвестирования:

-покупка действующего предприятия;

-Строительство нового предприятия;

-реконструкция или расширение предприятия, направленное на производство новых продуктов или услуг;

-производство новых изделий (услуг) на уже имеющихся мощностях;

-инвестиции, направленные на снижение издержек производства, «на выживание».

В составе прочих инвестиций можно выделить такие виды инвестирования, как: торговые кредиты (предварительная оплата и предоставление кредитов для импортно-экспортных операций); прочие кредиты, полученные от международных финансовых организаций: кредиты правительств иностранных государств под гарантии правительства Российской Федерации; банковские вклады и т.п

Таким образом, к иностранным инвестициям относятся все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых зарубежными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли. Иностранные инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений. Посредством привлечения иностранного капитала в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.

1.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций

Кыргызстан заинтересован в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта.

В республике установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. К иностранным инвесторам применяется режим наибольшего благоприятствования. Это правило применяется и в случае, когда инвестор владеет долей предприятия и когда является его полным собственником.

Государство гарантирует благоприятную и предсказуемую законодательную среду для внутренних и иностранных инвестиций. Государственным органом, отвечающим за проведение инвестиционной политики страны, является Министерство экономического регулирования КР.

Правовое регулирование: в КР с момента обретения независимости были проведены масштабные экономические реформы в структуре управления экономикой и законодательстве. Основой всего законодательства страны является Конституция КР и на ее базе составлены другие законы, в том числе те, которые прямо или косвенно касаются инвестиционной деятельности в КР:

· Конституция КР; · Закон КР «О лицензировании»; · Закон КР «Об акционерных обществах»; · Закон КР «О недрах»; · Закон КР «О свободных экономических зонах в КР»; · Налоговый Кодекс КР; · Земельный Кодекс КР; · Таможенный Кодекс КР; · Гражданский Кодекс КР; · Закон КР «О государственно-частном партнерстве в КР».

На данный момент в целях повышения эффективности государственного управления в сфере инвестиционной привлекательности КР для иностранных инвесторов и улучшения логистики прохождения инвестиционных заявок и документов в Правительство КР через упорядочение работы с иностранными инвесторами также прорабатывается проект постановления Правительства КР «об утверждении порядка работы с иностранными инвесторами, обращающимися с предложениями сотрудничества к Правительству Кыргызской Республики».

При этом основным нормативным документом, регулирующим инвестиционную деятельность, является Закон КР «Об инвестициях в Кыргызской Республике». Настоящий Закон устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства. Эти принципы нацелены на улучшение инвестиционного климата в КР и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в КР. Этот Закон также регулирует отношения между государственными органами и инвесторами.

Главными отличительными чертами данного Закона являются:

- возможность получения  преференций (согласно государственным  программам развития, инвесторы  в приоритетных секторах экономики  и на определенных территориях  республики могут получать инвестиционные  льготы, отраженные в законодательстве  КР);

- гарантия неизменности  законодательства в течение 10 лет (данное право не распространяется  на случай изменения Конституции);

- право обращения инвестора  в Международный Арбитраж;

- гарантия своевременной  выплаты адекватной и эффективной  компенсации в случае экспроприации;

- свобода репатриации  капитала;

- право на получение  дивидендов и прибыли.

Кроме того, в целях интеграции в мировое сообщество, а также создания международной нормативно-правовой базы Кыргызстан заключил межправительственные соглашения с рядом иностранных государств по взаимной защите и поощрении инвестиций, об избежание двойного налогообложения, о транзитных перевозках, а также подписал Конвенцию стран СНГ «О защите прав инвестора» и т.д.

 

2.Анализ структуры  и динамика привлечения иностранных  инвестиций в Кыргызской Республики

Информация по привлечению кредитов и грантов в Кыргызскую Республику от международных финансовых институтов и стран доноров

с 1992 года по июль 2015 года

Общее

В целом, за период с 1992 года по июль 2015 года были подписаны 335 кредитных и грантовых соглашения с международными финансовыми институтами  (МФИ) и странами-донорами.  За вышеуказанный период общая сумма совокупной помощи от участвующих МФИ  и стран-доноров  составила 7 592,8 млн долларов США, из которых  5 883,9 млн  долларов США (или 77% общей суммы финансирования) составили кредиты и  1 708,9 млн долларов США (или 23%) были представлены в виде грантов. Данные средства были направлены на реализацию проектов в различные сектора экономики, включая образование, здравоохранение, транспорт и инфраструктуру, сельское хозяйство, энергетику и поддержку бюджета.

График 1. Динамика привлечения финансовая помощь по годам с 1992 по июль 2015 гг.

 

 

В разрезе доноров

Наиболее крупными многосторонними донорами Кыргызской Республики являются: АБР, ВБ, МВФ, ЕБРР и двусторонние страны доноры такие как: КНР, Япония, Германия, Турция, Россия и другие.

График 2: Финансовая помощь в разрезе доноров с 1992 по июль 2015 гг.

В разрезе секторов

Наибольшее удельное финансирование проектов реального сектора приходится на сектор транспорта (28%) и сектор энергетики (21,9%). Также значительная помощь оказывалась сектору сельского хозяйства, которая составила 11,2% от общего объема финансирования. На социальный сектор приходится 6,5% общей суммы финансирования. Существенная доля финансовой помощи также направлялась на поддержку платежного баланса, финансирование дефицита бюджета, развитие банковской системы и финансирование критического импорта, которая составила 25,9% от общего объема финансирования, начиная с 1992 года и по настоящее время.

График 3: Финансовая помощь в разрезе секторов с 1992 по июль 2015 гг.

 

Следует отметить положительное влияние многих инвестиционных проектов на социально-экономические развитие страны, которые оказали существенное влияние на повышение качества жизни населения в целом по республике. Однако, учитывая значительный объем внешней помощи, возникает закономерный вопрос об эффективности использования привлекаемых средств для реализации инвестиционных проектов. Для этого рассмотрим реализацию проектов развития по секторам, а также некоторые примеры.

Транспорт

В целом, за период с 1995 года по настоящий момент в сектор транспортной инфраструктуры было привлечено 2 124,9 млн. долларов  США, из которых 1 959,0 млн. долларов США составили кредиты и 165,8 млн.  долларов США были представлены в виде грантов.

Улучшение дорожной инфраструктуры является первоочередным приоритетом страны. Это обусловлено тем, что более 90% пассажирских перевозок и более 60% грузовых перевозок осуществляется автодорожным транспортом. Начиная с 1996 года благодаря донорской поддержке было завершено 19 проектов и стало возможным улучшение качества около 2000 км стратегически важных дорог страны.

Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику