Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 18:22, курсовая работа
Описание работы
Объемы вкладываемых инвестиций в экономику напрямую влияют на экономический рост и социальное благосостояние страны. Развитые и развивающиеся страны конкурируют за привлечение инвестиций. Несмотря на ряд предпринимаемых мер по либерализации экономики, Кыргызская Республика («КР»), в силу объективных и субъективных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, находится в числе наименее конкурентоспособных экономик мира и имеет одни из самых низких показателей соотношения инвестиций к ВВП среди стран СНГ. Так, в индексе глобальной конкурентоспособности за 2012 – 2013 годы КР занимает 127 место из 144 стран.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………………3 1.1Понятие и виды иностранных инвестиций………………………………………...3 1.2Государственное регулирование иностранных инвестиций……………………...5 2.Анализ структуры и динамика привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики………………………………………………………………..7 3.Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику……………………………………………………………………………...13 Заключение……………………………………………………………………………...20 Список использованной литературы……………………………………………….....21
Средняя интенсивность движения
на реабилитированных дорогах составляет
20% или от 1750 до 2100 автомобилей в сутки.
Наилучшие показатели по данному критерию
достигнуты по автомобильной дороге
Ош-Бишкек. Увеличение среднесуточной
интенсивности движения дороге составляет
примерно 700 %, или в до реабилитационный
период по автодороге Бишкек-Ош проезжало,
около 460 авт/сутки, а в настоящее время
- до 3200 авт./сутки. При этом продолжительность
проезда по автомобильной дороге Бишкек-Ош
сокращена с 22 - 24 часов до 10 – 12 часов,
по автомобильной дороге от Оша
до Карамыка сокращено с 10 - 12
часов и до 4 часов.
Рост объём перевозки пассажиров
и грузов соответственно составляют с
1259,2 до 1511 млн. пасс/км и с 6796,2 до
8155,4 млн. тонн/км. Средняя скорость движения
автотранспортных средств на дорогах
возросла почти в 2 раза и составляет 90
км/час, в начале реабилитации составляла
- 50 км/час. Сокращение времени доставки
пассажиров и грузов, особенно скоропортящихся
товаров, составляет от 60 до 80%, при
этом экономия запасных частей и ГСМ 20%.
Экономия расхода топлива
для всех автотранспортных средств, которые
перевозят пассажиров и грузов по автомобильной
дороге Бишкек-Ош в год составляет примерно
3,8-4,5 млн. долл. США, в то же время доход
предпринимателя занятого в придорожном
сервисе составляет 2700 -3500 долл. США в месяц.
Одним из примеров крупных проектов
в секторе транспорта является проект
«Строительство альтернативной автомобильной
дороги Север-Юг», финансируемый Эксимбанком
КНР на общую сумму 400,0 млн. долл. США. Проект
позволит обеспечить беспрепятственное,
надежное сообщение между Севером и Югом
страны, как альтернативы автодороге Бишкек
– Ош. Это позволит разгрузить автодорогу
Бишкек – Ош за счет переключения части
транспортных потоков на альтернативную
дорогу Север - Юг. Кроме того, проект позволит
сократить транспортные расходы и время
перевозки грузов в направлении Джалал-Абад
– Кочкор – Балыкчы.
Вторым примером проекта в транспортном
секторе является проект «Реабилитация
двух участков автодорог в КР», финансируемый
также Эксимбанком КНР на сумму 129,8 млн.
долл. США. В рамках проекта предполагается
реабилитировать приоритетные участки
международного транспортного коридора
на территории Кыргызстана и создание
условий для свободного доступа грузов
и пассажиров по маршруту КНР-Кыргызстан-Таджикистан,
Таджикистан-Кыргызстан-Казахстан.
Энергетика
С момента обретения независимости
в сектор энергетики из средств международных
организаций было выделено 1 660,7 млн. долл.
США, из которых 1 468,3 млн. долларов США кредиты
и 192,4 млн. долларов США были представлены
в виде грантов.
В секторе энергетики реализуется
ряд важных и приоритетных проектов. Одним
из крупных проектов является проект «Реконструкция
ТЭЦ города Бишкек», финансируемый Эксимбанком
КНР на сумму 386,0 млн. долл. США. Проект
направлен на обеспечение энергетической
безопасности путем снижения зависимости
энергосистемы от уровня притока воды
в Токтогульское водохранилище и поставок
импортного угля.
В результате реконструкции
ТЭЦ города Бишкек котлоагрегаты будут
адаптированы к сжиганию местного каракечинского
угля, что снизит зависимость энергосистемы
от поставок импортного угля.
Другим важным проектом является
реализуемый в настоящее время проект
«Строительство линии электропередачи
500 кВ «Датка-Кемин» и подстанции 500 кВ
«Кемин», финансируемый Эксимбанком КНР
на сумму 389,8 млн. долл. США. Реализация
проекта и строительство объектов позволит
значительно увеличить надежность электроснабжения
потребителей, обеспечить потребление
без ограничения электроэнергии независимо
от состояния схемы основной сети соседних
государств, создает свое внутреннее «кольцо»
500 кВ, обеспечить выдачу мощности с Камбар-Атинских
ГЭС – 1 и 2, а также увеличить экспорт электроэнергии
в соседние государства.
Сельское хозяйство
и ирригация
Аграрный сектор экономики
был и остается ключевым в обеспечении
продовольственной безопасности страны
и занятости населения. На сегодняшний
день 30,7 % общего населения страны заняты
в сельском хозяйстве, и около 60 % населения
республики проживает в сельской местности.
В секторе формируется почти одна треть
добавленной стоимости ВВП, что позволяет
обеспечивать промышленные предприятия
сырьевыми ресурсами, а население - продуктами
питания.
В целом, за период с 1992 года
по настоящий момент в аграрный сектор
было привлечено 850,2 млн. долларов США,
из которых 480,2 млн. долларов США – кредиты
и 370,0 млн. долларов США были представлены
в виде грантов.
Основной целью проектов в числе
прочего является: улучшение оказания
ирригационных услуг и управления водными
ресурсами в целях повышения производительности
орошаемого земледелия; повышение эффективности
управления национальными водными ресурсами
в интересах водопользователей и страны
в целом; содействие преодолению бедности
в сельской местности; содействие улучшений
условий для более продуктивного, прибыльного
и устойчивого животноводства и растениеводства.
Социальный сектор
С момента обретения независимости
Кыргызская Республики является социально-ориентированным
государством, что отражается на расходах
государственного бюджета. Проекты
ПГИ направлены на обеспечение качественных
медицинских услуг, усиление социальной
защиты уязвимых слоев населения и повышение
качества образования. В последние годы
реализуются программы по улучшению
питания женщин и детей, качества образования,
а также программы по снижению количества
больных туберкулезом, ВИЧ-инфицированных
посредством реализации ряда проектов.
В целом, за период с 1992 года
по настоящий момент в социальный сектор
было привлечено 490,1 млн. долларов США,
из которых 181,1 млн. долларов США – кредиты
и 309,0 млн. долларов США были представлены
в виде грантов.
Среди успешных проектов в социальном
секторе можно выделить проект Азиатского
банка развития «Второй проект профессионального
образования и развития навыков» на сумму
20,0 млн. долл. США. Воздействием проекта
будет инклюзивный рост посредством улучшенных
возможностей доходоприносящей деятельности
для выпускников системы профессионально-технического
образования и обучения.
Ожидаемым эффектом является
улучшенное качество, соответствие, эффективность
и более равный доступ к системе ПТО.
Социальная инфраструктура
Проекты социальной инфрастурктуры
нацелены на развитие и улучшение доступности,
качества и эффективности предлагаемых
инфраструктурных услуг жителям сел и
городов страны, посредством развития
общественного транспорта, улучшения
системы управления твердыми отходами,
реабилитации системы питьевого водоснабжения
и канализации.
Целью проекта городской инфраструктуры
городов Бишкек и Ош является улучшение
доступности, качества и эффективности
предоставляемых инфраструктурных услуг
жителям новостроек городов Бишкек и Ош.
В частности, благодаря данному проекту,
среди прочего, в новостройках г. Ош
были завершены и сданы в эксплуатацию
подпроекты по реабилитации системы водоснабжения
и, тем самым 50 000 жителей в 3 новостройках
обеспечены питьевой водой. В новостройках
г. Бишкек завершены контракты по реабилитации
и строительству дорог в 7 новостройках
и построено 21, 5 км, тем самым примерно
30 745 человек получили доступ к дорогам
круглогодичного сообщения.
Благодаря другому проекту
«Проект сельские инвестиции-2» с 2004 по
республике было охвачено более 475 аил
окмоту и 1680 сел, и профинансировано более
8100 социально инфраструктурных микро
проектов в регионах страны.
По проекту «Развитие общественного
транспорта города Бишкек», к настоящему
времени закуплено 44 высокопольных и
9 низкопольных троллейбусов, произведены
инвестиции в инфраструктуру троллейбусной
сети, в обслуживающую технику и в инфраструктуру
энергообеспечения.
Бюджетная поддержка
Бюджетная помощь, предоставляемая
международными финансовыми институтами
и стран донорами направлена на улучшение
состояние таких секторов как здравоохранения,
образования, социальный сектор, государственное
управление, а также улучшение инвестиционного
климата страны и в целом оздоровления
экономики через программы развития.
В целом с начало независимости
страны на поддержку платежного баланса,
финансирования дефицита бюджета, развития
банковской системы, финансирования критического
импорта получило в общей сложности 1 969,5
млн долл. США, из которых 1 421,7 млн долл.
США кредит и 547,8 млн долл. США грант.
3.Проблемы и
перспективы привлечения иностранных
инвестиций в Кыргызскую Республику
Стабильность, в том числе политическая,
правовая, экономическая и социальная,
является фундаментальным фактором для
привлечения инвестиций.
К сожалению, на сегодня Кыргызская
Республика имеет репутацию политически
и социально нестабильного государства,
где часто происходит смена власти, государственной
политики, законов, отсутствует преемственность
и последовательность в принимаемых государственных
решениях.
Одним из инструментов повышения
стабильности является предоставление
инвестору права на стабильный режим правового
регулирования его предпринимательской
деятельности. В частности, инвестор должен
быть наделен правом выбора наиболее благоприятного
правового режима в случае изменений в
законодательстве. Данное право минимизирует
риски непредвиденных потерь инвестора
в случае изменения законодательства
в сторону ухудшения.
Действующий Закон КР «Об инвестициях»,
также как и ранее действующие законы
об инвестициях, содержит положение, согласно
которому в случае внесения изменений
в инвестиционное, налоговое, таможенное
законодательство инвесторы в течение
10 лет (или срока, предусмотренного инвестиционным
соглашением) с момента начала осуществления
своей инвестиционной деятельности имеют
право выбора наиболее благоприятных
для них условий. Однако данная норма на
практике не работает, инвесторы не могут,
а государственные служащие отказываются
ее применять. Причинами сложившийся ситуации
является отсутствие механизма реализации
данной нормы, а именно:
положения налогового, таможенного
законодательства, а также законодательства,
регламентирующего нетарифные методы
регулирования экономики – лицензирование
и проверки, не содержат положений о стабилизации
правового режима для инвесторов;
отсутствуют подзаконные нормативные
правовые акты, устанавливающие порядок
реализации права на стабильное законодательство;
отсутствуют положения законодательства,
усложняющие принятие нормативных актов,
ухудшающих положение инвесторов.
Рекомендации: В целях предоставления
инвесторам стабильного правового режима
рекомендуется:
-внести изменения и
дополнения в законодательство
в части уточнения формулировки
права инвестора на выбор стабильного
и благоприятного правового режима,
видов законодательства, на которые
распространяется данный режим,
сроков действия данного режима
и т.д.;
-установить детальный
порядок реализации права инвестора
на выбор наиболее благоприятного
режима в случае изменения
законодательства путем принятия
подзаконных нормативных правовых
актов;
-внести законодательные
ограничения на принятие нормативных
актов, ухудшающих положение инвесторов.
Данные рекомендации требуют
внесения изменений и дополнений в ряд
законов, в том числе, в Закон «Об инвестициях»,
Закон «О нормативных правовых актах»,
Налоговый кодекс, Таможенный кодекс,
Закон «О неналоговых платежах», Закон
«О тарифах страховых взносов по государственному
социальному страхованию», Гражданский
кодекс, Земельный кодекс, Закон «О лицензировании»,
Закон «О порядке проведения проверок
субъектов предпринимательства», Закон
«О недрах».
Усиление защиты
права собственности
Право на защиту собственности
является одним из фундаментальных прав
в рыночной экономике. Нормы, регулирующие
защиту права собственности, содержатся
в Конституции, Гражданском кодексе, Законе
«Об инвестициях» и ряде других законов.
Несмотря на наличие данных
норм, на практике степень защиты прав
собственности инвесторов остается низкой,
что негативно влияет на приток инвестиций
и, более того, стимулирует отток инвестиций
из страны. Среди проблем с защитой права
собственности можно отметить следующие:
низкий законодательный уровень
защиты права собственности в связи с
законодательным закреплением права на
изъятие имущества без решения суда;
отсутствие механизмов компенсации
имущества в случае национализации;
отсутствие механизмов защиты
от незаконного посягательства на частную
собственность;
отсутствие независимой судебной
системы в вопросах защиты прав собственности;
неравноправное отношение к
местным и иностранным инвесторам, ограничивающее
права иностранных инвесторов на приобретение
в собственность земли, несмотря на существующее
законодательное закрепление применения
национального правового режима к иностранным
инвесторам, независимо от их гражданства
и страны происхождения.
Рекомендации: В целях усиления защиты права
собственности инвесторов рекомендуется:
-установить четкие основания
для принудительного изъятия частной
собственности государством, предусматривающих
справедливые механизмы изъятия имущества
и компенсации;
-предоставить иностранным
инвесторам такие же права в отношении
объектов частной собственности, как гражданам
КР;
-разработать правовые механизмы
защиты (восстановление) прав собственника,
подвергшегося неправомерному захвату;
-повысить ответственность
должностных лиц за нарушение неприкосновенности
частной собственности;
-продолжить реформирование
судебной системы КР в вопросах повышения
эффективности, открытости и независимости
судебных органов.
Данные рекомендации требуют
внесения изменений и дополнений в ряд
законов, в том числе, в Гражданский Кодекс,
Административный кодекс, Закон «Об инвестициях»,
Уголовный кодекс, Земельный кодекс, Закон
«Об управлении землями сельскохозяйственного
назначения», Закон «Об акционерных обществах»,
Закон «О хозяйственных товариществах
и обществах», Закон «О рынке ценных бумаг»,
Закон КР «О судах и судопроизводстве».