Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 18:22, курсовая работа
Описание работы
Объемы вкладываемых инвестиций в экономику напрямую влияют на экономический рост и социальное благосостояние страны. Развитые и развивающиеся страны конкурируют за привлечение инвестиций. Несмотря на ряд предпринимаемых мер по либерализации экономики, Кыргызская Республика («КР»), в силу объективных и субъективных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, находится в числе наименее конкурентоспособных экономик мира и имеет одни из самых низких показателей соотношения инвестиций к ВВП среди стран СНГ. Так, в индексе глобальной конкурентоспособности за 2012 – 2013 годы КР занимает 127 место из 144 стран.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………………3 1.1Понятие и виды иностранных инвестиций………………………………………...3 1.2Государственное регулирование иностранных инвестиций……………………...5 2.Анализ структуры и динамика привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики………………………………………………………………..7 3.Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику……………………………………………………………………………...13 Заключение……………………………………………………………………………...20 Список использованной литературы……………………………………………….....21
Одной из основных задач в вопросах
создания благоприятного инвестиционного
климата является необходимость сокращения
излишних административных барьеров при
осуществлении предпринимательской деятельности.
К таковым, в первую очередь, относятся
(i) требования государства к лицензированию
и получению разрешений, а также (ii) избыточные
контрольно - надзорные функции государственных
контролирующих органов.
Оптимизация лицензионно-разрешительной
сферы
После принятия в 2008 году Закона
«Об оптимизации нормативной правовой
базы регулирования предпринимательской
деятельности» начался кардинальный пересмотр
всей нормативной правовой базы, регулирующей
предпринимательскую деятельность. В
2008 году в целях оптимизации лицензионно
– разрешительной сферы была создана
Межведомственной комиссии, выявившая
635 лицензий, разрешений и разрешительных
процедур и рекомендовавшая к отмене 171
лицензий, разрешений и разрешительных
процедур. В результате проделанной работы
были внесены существенные изменения
в Закон КР «О лицензировании».
В 2012 году работа по оптимизации
лицензионно-разрешительной сферы была
продолжена под эгидой Министерства экономики
КР. В результате работы были рекомендованы
к отмене еще 148 лицензий, разрешений и
разрешительных процедур, а также подготовлен
проект нового Закона КР «О государственном
лицензировании». На сегодняшний день,
проект Закона «О государственном лицензировании»
находится в Министерстве экономики КР
на согласовании. По мнению экспертной
группы данная работа должна быть завершена
и рекомендации по отмене излишних лицензий,
разрешений и разрешительных процедур
выполнены.
Рекомендации: В целях оптимизации лицензионно-разрешительной
системы рекомендуется:
-доработать проект Закона «О
государственном лицензировании» на предмет
сокращения общего количества лицензий
и разрешений, а также максимального упрощения
процедур лицензирования;
-подготовить проекты изменений
в существующие нормативные правовые
акты для приведения их в соответствие
с проектом Закона «О государственном
лицензировании».
Оптимизация контрольно
– надзорной сферы регулирования предпринимательской
деятельности
Как было отмечено выше, в 2008
году был принят Закон КР «Об оптимизации
нормативно-правовой базы регулирования
предпринимательской деятельности», направленный
на реформирование и оптимизацию, в том
числе, контрольно-надзорной сферы.
3 марта 2011 года Правительство КР приняло
постановление №94 «О проведении реформы
системы госрегулирования предпринимательской
деятельности и совершенствовании государственной
политики в сфере регулирования предпринимательской
деятельности». Данным постановлением
была образована Межведомственная комиссия
по реформе системы государственного
регулирования предпринимательской деятельности
под председательством Премьер-министра
КР. В задачи комиссии входили анализ и
пересмотр нормативных правовых актов,
регулирующих предпринимательскую деятельность,
а также полномочий органов исполнительной
власти по вопросам контрольно-надзорных
функций. С 22 марта 2011 года планировался
первый этап процесса оптимизации контрольно-надзорной
сферы. Однако, по причине отсутствия финансирования
работы комиссии, процесс оптимизации
контрольно – надзорной сферы регулирования
предпринимательской деятельности не
был запущен.
Рекомендации: В целях оптимизации контрольно-надзорной
сферы рекомендуется:
-запустить процесс оптимизации
контрольно – надзорной сферы регулирования
предпринимательской деятельности, как
это предусмотрено Законом КР «Об оптимизации
нормативной правовой базы регулирования
предпринимательской деятельности»;
-закрепить право на проведение
контроля и надзора со стороны государственных
контролирующих органов (ГКО) и требования,
предъявляемые к ведению предпринимательской
деятельности, исключительно в законах;
-разделить функции государственных
органов по проведению государственной
политики и контролю – в виде государственных
инспекций;
-установить, что финансирование
деятельности ГКО осуществляется только
из государственного бюджета;
-установить, что штрафы, налагаемые
на субъект предпринимательства, поступают
только в государственный бюджет.
Благоприятный для
инвестирования налоговый режим
К основным проблемам налоговой
системы, сложившимся на сегодняшний день,
можно отнести:
-неравномерное распределение
налогового бремени между отраслями
экономики, между добросовестными
и недобросовестными налогоплательщиками;
-невозможность реальной
оценки налогооблагаемой базы;
-отсутствие продуманных
и достаточных налоговых стимулов
для инвестиций;
-система налоговых льгот,
при которой налоговое бремя
переносится с одной группы
налогоплательщиков на другую;
-неэффективная система
налогового администрирования;
-отсутствие стимулов
для легализации "теневой экономики";
-отсутствие четкого законодательного
урегулирования налогообложения
в финансовом и горнодобывающем
секторе (некоторые обязательные
отчисления регулируются на уровне
подзаконных актов).
Главной целью налоговой политики
должно стать создание максимально благоприятных
экономических условий для деятельности
хозяйствующих субъектов и роста инвестиций
в экономику страны. Исключительно важно,
чтобы налоговая политика строилась на
следующих принципах:
равенство / справедливость:
равный налог на равные доходы;
нейтральность и эффективность:
применение рыночных стимулов к инвестированию,
сбережению, производству или труду;
простота и доступность: налоговая
система должна быть легко понимаема как
налогоплательщиками, так и налоговыми
органами;
стабильность: основополагающая
структура Налогового кодекса должна
оставаться стабильной во времени.
Рекомендации: В целях создания
благоприятного для инвестирования налогового
режима рекомендуется:
Повысить уровень
справедливости и нейтральности налоговой
системы путем:
-выравнивания условий
налогообложения для всех налогоплательщиков
(прежде всего путем отмены
имеющихся необоснованных льгот
и исключений в Налоговом кодексе
КР);
-отмены неэффективных
и оказывающих негативное влияние
на экономическую деятельность
хозяйствующих субъектов налогов
и сборов (прежде всего, оборотных
налогов, указанных в Налоговом
кодексе КР и Законе «О неналоговых
платежах»);
-введения единого учета
налогооблагаемой базы по отдельным
налогам, а именно НДС и налога
с продаж;
-упрощения и ускорения
процедур обжалования решений
и действий налоговых органов;
-разрешения к вычету
из базы налога на прибыль
всех обоснованных необходимых
для ведения бизнеса расходов.
Привести порядок
начисления и уплаты НДС в соответствие
с классической системой налогообложения
путем:
-восстановления механизма
поэтапной уплаты и зачетной
системы НДС;
-пересмотра определения
«освобожденные поставки» - освобождение
по данному виду налога может
предоставляться только по тем
поставкам, которые не могут быть
в дальнейшем использованы для
создания облагаемых налогом
поставок;
-применения единого подхода
к определению даты налогового
обязательства и сроков уплаты
налога, отказ от предоставления
индивидуальных условий для отдельных
видов деятельности;
-установление взаимосвязи
между системой взимания НДС
и системой упрощенного налогообложения;
-создания единой системы
администрирования НДС на импорт
и производство;
-совершенствования системы
регистрации по НДС.
Проводить дальнейшую работу
по снижению страховых отчислений в Социальный
фонд юридических лиц, изменить подходы
в работе с индивидуальными предпринимателями,
субъектами малого бизнеса, одновременно
снижая ставки подоходного налога, путем:
-введения в перспективе
единого социального налога (по
примеру России и Казахстана);
-сокращения страховых
взносов до 20% (из которых 10% - работодатель,
10%, работник) и установления верхнего
предела («потолка») по уплате страховых
взносов.
Улучшить и усилить администрирование
налогов путем:
-автоматизации налоговых
и таможенных органов, Соцфонда;
-создания единой системы
учета косвенных налогов;
-передачи взыскания страховых
взносов от Соцфонда в ГНС;
-создания единой регистрационной
системы налогоплательщиков в
налоговых органах, исключив регистрацию
в Минюсте, Нацстаткоме, Соцфонде и
ГТС.
По мнению экспертной группы
для развития предпринимательства, снижения
теневой экономики, необходимо стремиться
к тому, чтобы общий размер всех налогов
и иных обязательных платежей (в том числе,
страховых взносов в Социальный фонд)
не превышал 1/3 дохода предпринимателя.
Меры по привлечению
и стимулированию инвестиций
(а) Меры по привлечению
инвестиций
Большинство стран активно
содействуют привлечению инвестиций.
Процесс привлечения инвестиций охватывает
широкий спектр услуг – от информации
о состоянии рынка, подготовки технико-экономических
обоснований до проведения оценки экологического
воздействия инвестиционных проектов.
Бездействие государства в вопросах привлечения
инвестиций вынуждает инвесторов самостоятельно
оценивать инвестиционные возможности
страны, что в ряде случаев подталкивает
к выбору в пользу другой страны, конкурирующей
за привлечение инвестиций.
Анализ ситуации в вопросе привлечения
инвестиций показывает, что в КР в течение
многих лет отсутствуют:
-единая политика по
привлечению и стимулированию
инвестиций;
-меры по формированию
инвестиционно-привлекательного образа
страны и предоставлению информации
о стране потенциальным инвесторам;
-орган, содействующий привлечению
инвестиций, выявляющий проблемы
и потребности существующих инвесторов;
-программы по стимулированию
реинвестиций.
Рекомендации: В целях создания системной
работы по привлечению инвестиций рекомендуется
создать квази-государственную организацию,
наделенную функциями по привлечению
инвестиций, выполняющую роль инвестиционного
омбудсмена для инвесторов, проводящую
целевые кампании по привлечению инвестиций
в страну.
(б) Стимулирование
инвестиций
В целях привлечения и стимулирования
инвестиций многие страны используют
систему преференций. В развитых странах,
как правило, используются финансовые
преференции, такие как гранты, льготные
кредиты или кредитные гарантии. Для развивающихся
стран, в связи с дефицитным бюджетом,
более приемлемыми являются фискальные
преференции в виде налоговых льгот, пониженных
налоговых ставок, налоговых каникул и
других преференций. Важно отметить, что
преференции не подменяют меры по улучшению
делового и инвестиционного климата, а
рассматриваются как дополнительные рычаги
для стимулирования роста инвестиций.
КР не использует систему преференций
и не применяет меры по стимулированию
инвестиций. По мнению экспертной группы,
учитывая объективные факторы, препятствующие
привлечению инвестиций (малый размер
рынка, отсутствие энергетических ресурсов,
отсутствие выхода к морю и т.п.), КР необходимо
использовать систему фискальных преференций,
стимулирующих рост инвестиций и способствующих
созданию конкурентоспособной экономики.
Отсутствие государственных программ
по стимулированию инвестиций ведет к
низкой степени привлекательности КР
как в региональном масштабе, так и в мире.
Рекомендации: В целях стимулирования привлечения
и роста инвестиций и реинвестиций рекомендуется:
-ввести законодательное
определение «преференций», а также
законодательно закрепить за
государством право на предоставление
преференций и за инвестором
право на получение преференций;
-разработать шкалу преференций
по следующим критериям: объем
инвестиций, территория, сектор экономики;
-внести дополнения в
налоговое и таможенное законодательство,
касающиеся оснований для предоставления
преференций, видов и сроков действия
преференций;
-рассмотреть вопрос о
повышении эффективности преференций,
предоставляемых в свободных
экономических зонах и возможности
использования преференций при
создании промышленных парков.
Заключение
Пока еще иностранные инвестиции
незначительны по объему, однако они играют
важную роль в современной российской
экономике. В условиях перехода к рыночным
отношениям и утверждение позиций России
на мировом рынке не возможно без эффективно
функционирующей инвестиционной деятельности.
Поэтому одной из важнейших задач правительства
является создание особых условий и механизмов
государственного регулирования иностранных
инвестиций, которые смогли бы обеспечить
поток инвестиций в страну.
Для привлечения иностранных
инвестиций необходимо создать благоприятный
инвестиционный климат в стране. Государству
в этом процессе должна отводиться первостепенная
роль.
Инвестиционная политика государства
не может проводиться в отрыве от экономической
политики, поэтому она является одним
из важнейших направлений социально-экономической
политики государства.
Одним из методов государственного
регулирования иностранных инвестиций
является создание благоприятного налогового
режима путем предоставления инвесторам
определенных налоговых льгот. Облегчение
налогового режима и усовершенствование
налогового законодательства побуждает
иностранных инвесторов направлять освобождающиеся
средства в определенные инвестиционные
проекты и секторы экономики.
Россия, являясь по-прежнему
привлекательной страной для иностранных
инвесторов, занимает далеко не ведущее
место по объему инвестиционных вложений
в экономику в последние годы. Для привлечения
инвестиций необходимо также создание
благоприятной инвестиционной инфраструктуры,
отвечающей мировым стандартам. Повысить
заинтересованность со стороны иностранных
инвесторов государство могло бы путем
предоставления государственно-коммерческих
гарантий.