Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Объемы вкладываемых инвестиций в экономику напрямую влияют на экономический рост и социальное благосостояние страны. Развитые и развивающиеся страны конкурируют за привлечение инвестиций. Несмотря на ряд предпринимаемых мер по либерализации экономики, Кыргызская Республика («КР»), в силу объективных и субъективных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, находится в числе наименее конкурентоспособных экономик мира и имеет одни из самых низких показателей соотношения инвестиций к ВВП среди стран СНГ. Так, в индексе глобальной конкурентоспособности за 2012 – 2013 годы КР занимает 127 место из 144 стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1.1Понятие и виды иностранных инвестиций………………………………………...3
1.2Государственное регулирование иностранных инвестиций……………………...5
2.Анализ структуры и динамика привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики………………………………………………………………..7
3.Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику……………………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы……………………………………………….....21

Файлы: 1 файл

ГОС ИНВЕСТИЦИИ.docx

— 63.06 Кб (Скачать файл)

Снижение административных барьеров

Одной из основных задач в вопросах создания благоприятного инвестиционного климата является необходимость сокращения излишних административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.  К таковым, в первую очередь, относятся (i) требования государства к лицензированию и получению разрешений, а также (ii) избыточные контрольно - надзорные функции государственных контролирующих органов.

 

Оптимизация лицензионно-разрешительной сферы

После принятия в 2008 году Закона «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности» начался кардинальный пересмотр всей нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность. В 2008 году в целях оптимизации лицензионно – разрешительной сферы была создана Межведомственной комиссии, выявившая 635 лицензий, разрешений и разрешительных процедур и рекомендовавшая к отмене 171 лицензий, разрешений и разрешительных процедур. В результате проделанной работы были внесены существенные изменения в Закон КР «О лицензировании».

В 2012 году работа по оптимизации лицензионно-разрешительной сферы была продолжена под эгидой Министерства экономики КР. В результате работы были рекомендованы к отмене еще 148 лицензий, разрешений и разрешительных процедур, а также подготовлен проект нового Закона КР «О государственном лицензировании». На сегодняшний день, проект Закона «О государственном лицензировании» находится в Министерстве экономики КР на согласовании. По мнению экспертной группы данная работа должна быть завершена и рекомендации по отмене излишних лицензий, разрешений и разрешительных процедур выполнены.  

Рекомендации: В целях оптимизации лицензионно-разрешительной системы рекомендуется: 

-доработать проект Закона «О государственном лицензировании» на предмет сокращения общего количества лицензий и разрешений, а также максимального упрощения процедур лицензирования;

-подготовить проекты изменений в существующие нормативные правовые акты для приведения их в соответствие с проектом Закона «О государственном лицензировании».

 

Оптимизация контрольно – надзорной сферы регулирования предпринимательской деятельности

Как было отмечено выше, в 2008 году был принят Закон КР «Об оптимизации нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», направленный на реформирование и оптимизацию, в том числе, контрольно-надзорной сферы.   3 марта 2011 года Правительство КР приняло постановление №94 «О проведении реформы системы госрегулирования предпринимательской деятельности и совершенствовании государственной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельности». Данным постановлением была образована Межведомственная комиссия по реформе системы государственного регулирования предпринимательской деятельности под председательством Премьер-министра КР. В задачи комиссии входили анализ и пересмотр нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, а также полномочий органов исполнительной власти по вопросам контрольно-надзорных функций. С 22 марта 2011 года планировался первый этап процесса оптимизации контрольно-надзорной сферы. Однако, по причине отсутствия финансирования работы комиссии, процесс оптимизации контрольно – надзорной сферы регулирования предпринимательской деятельности не был запущен.

Рекомендации: В целях оптимизации контрольно-надзорной сферы рекомендуется:

-запустить процесс оптимизации контрольно – надзорной сферы регулирования предпринимательской деятельности, как это предусмотрено Законом КР «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности»;

-закрепить право на проведение контроля и надзора со стороны государственных контролирующих органов (ГКО) и требования, предъявляемые к ведению предпринимательской деятельности, исключительно в законах;

-разделить функции государственных органов по проведению государственной политики и контролю – в виде государственных инспекций;

-установить, что финансирование деятельности ГКО осуществляется только из государственного бюджета;

-установить, что штрафы, налагаемые на субъект предпринимательства, поступают только в государственный бюджет.

 

Благоприятный для инвестирования налоговый режим

К основным проблемам налоговой системы, сложившимся на сегодняшний день, можно отнести:

-неравномерное распределение  налогового бремени между отраслями  экономики, между добросовестными  и недобросовестными налогоплательщиками;

-невозможность реальной  оценки налогооблагаемой базы;

-отсутствие продуманных  и достаточных налоговых стимулов  для инвестиций;

-система налоговых льгот, при которой налоговое бремя  переносится с одной группы  налогоплательщиков на другую;

-неэффективная система  налогового администрирования;

-отсутствие стимулов  для легализации "теневой экономики";

-отсутствие четкого законодательного  урегулирования налогообложения  в финансовом и горнодобывающем  секторе (некоторые обязательные  отчисления регулируются на уровне  подзаконных актов).

Главной целью налоговой политики должно стать создание максимально благоприятных экономических условий для деятельности хозяйствующих субъектов и роста инвестиций в экономику страны. Исключительно важно, чтобы налоговая политика строилась на следующих принципах:

равенство / справедливость: равный налог на равные доходы;

нейтральность и эффективность: применение рыночных стимулов к инвестированию, сбережению, производству или труду;

простота и доступность: налоговая система должна быть легко понимаема как налогоплательщиками, так и налоговыми органами;

стабильность: основополагающая структура Налогового кодекса должна оставаться стабильной во времени.

Рекомендации: В целях создания благоприятного для инвестирования налогового режима рекомендуется:

Повысить уровень справедливости и нейтральности налоговой системы путем:

-выравнивания условий  налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего путем отмены  имеющихся необоснованных льгот  и исключений в Налоговом кодексе  КР);

-отмены неэффективных  и оказывающих негативное влияние  на экономическую деятельность  хозяйствующих субъектов налогов  и сборов (прежде всего, оборотных  налогов, указанных в Налоговом  кодексе КР и Законе «О неналоговых  платежах»);

-введения единого учета  налогооблагаемой базы по отдельным  налогам, а именно НДС и налога  с продаж;

-упрощения и ускорения  процедур обжалования решений  и действий налоговых органов;

-разрешения к вычету  из базы налога на прибыль  всех обоснованных необходимых  для ведения бизнеса расходов.

 

Привести порядок начисления и уплаты НДС в соответствие с классической системой налогообложения путем:

-восстановления механизма  поэтапной уплаты и зачетной  системы НДС;

-пересмотра определения  «освобожденные поставки» - освобождение  по данному виду налога может  предоставляться только по тем  поставкам, которые не могут быть  в дальнейшем использованы для  создания облагаемых налогом  поставок;

-применения единого подхода  к определению даты налогового  обязательства и сроков уплаты  налога, отказ от предоставления  индивидуальных условий для отдельных  видов деятельности;

-установление взаимосвязи  между системой взимания НДС  и системой упрощенного налогообложения;

-создания единой системы  администрирования НДС на импорт  и производство;

-совершенствования системы  регистрации по НДС.

Проводить дальнейшую работу по снижению страховых отчислений в Социальный фонд юридических лиц, изменить подходы в работе с индивидуальными предпринимателями, субъектами малого бизнеса, одновременно снижая ставки подоходного налога, путем:

-введения в перспективе  единого социального налога (по  примеру России и Казахстана);

-установления минимального  почасового-дневного размера оплаты  труда;

-сокращения страховых  взносов до 20% (из которых 10% - работодатель, 10%, работник) и установления верхнего  предела («потолка») по  уплате страховых  взносов.

Улучшить и усилить администрирование налогов путем:

-автоматизации налоговых  и таможенных органов, Соцфонда;

-создания единой системы  учета косвенных налогов;

-передачи взыскания страховых  взносов от Соцфонда в ГНС;

-создания единой регистрационной  системы налогоплательщиков в  налоговых органах, исключив регистрацию  в Минюсте, Нацстаткоме, Соцфонде и ГТС.

По мнению экспертной группы для развития предпринимательства, снижения теневой экономики, необходимо стремиться к тому, чтобы общий размер всех налогов и иных обязательных платежей (в том числе, страховых взносов в Социальный фонд) не превышал 1/3 дохода предпринимателя.

Меры по привлечению и стимулированию инвестиций

(а) Меры по привлечению инвестиций

Большинство стран активно содействуют привлечению инвестиций. Процесс  привлечения инвестиций охватывает широкий спектр услуг – от информации о состоянии рынка, подготовки технико-экономических обоснований до проведения оценки экологического воздействия инвестиционных проектов. Бездействие государства в вопросах привлечения инвестиций вынуждает инвесторов самостоятельно оценивать инвестиционные возможности страны, что в ряде случаев подталкивает к выбору в пользу другой страны, конкурирующей за привлечение инвестиций.

Анализ ситуации в вопросе привлечения инвестиций показывает, что в КР в течение многих лет отсутствуют:

-единая политика по  привлечению и стимулированию  инвестиций;

-меры по формированию  инвестиционно-привлекательного образа  страны и предоставлению информации  о стране потенциальным инвесторам; 

-орган, содействующий привлечению  инвестиций, выявляющий проблемы  и потребности существующих инвесторов;

-программы по стимулированию реинвестиций.

Рекомендации: В целях создания системной работы по привлечению инвестиций рекомендуется создать квази-государственную организацию, наделенную функциями по привлечению инвестиций, выполняющую роль инвестиционного омбудсмена для инвесторов, проводящую целевые кампании по привлечению инвестиций в страну.

(б) Стимулирование инвестиций

 

В целях привлечения и стимулирования инвестиций многие страны используют систему преференций. В развитых странах, как правило, используются финансовые преференции, такие как гранты, льготные кредиты или кредитные гарантии. Для развивающихся стран, в связи с дефицитным бюджетом, более приемлемыми являются фискальные преференции в виде налоговых льгот, пониженных налоговых ставок, налоговых каникул и других преференций. Важно отметить, что преференции не подменяют меры по улучшению делового и инвестиционного климата, а рассматриваются как дополнительные рычаги для стимулирования роста инвестиций.

КР не использует систему преференций и не применяет меры по стимулированию инвестиций. По мнению экспертной группы,  учитывая объективные факторы, препятствующие привлечению инвестиций (малый размер рынка, отсутствие энергетических ресурсов, отсутствие выхода к морю и т.п.), КР необходимо использовать систему фискальных преференций, стимулирующих рост инвестиций и способствующих созданию конкурентоспособной экономики. Отсутствие государственных программ по стимулированию инвестиций ведет к низкой степени привлекательности КР как в региональном масштабе, так и в мире.

Рекомендации: В целях стимулирования привлечения и роста инвестиций и реинвестиций рекомендуется:

-ввести законодательное  определение «преференций», а также  законодательно закрепить за  государством право на предоставление  преференций и за инвестором  право на получение преференций;

-разработать шкалу преференций  по следующим критериям: объем  инвестиций, территория, сектор экономики;

-внести дополнения в  налоговое и таможенное законодательство, касающиеся оснований для предоставления  преференций, видов и сроков действия  преференций;

-рассмотреть вопрос о  повышении эффективности преференций, предоставляемых в свободных  экономических зонах и возможности  использования преференций при  создании промышленных парков.

 

 

Заключение

 

Пока еще иностранные инвестиции незначительны по объему, однако они играют важную роль в современной российской экономике. В условиях перехода к рыночным отношениям и утверждение позиций России на мировом рынке не возможно без эффективно функционирующей инвестиционной деятельности. Поэтому одной из важнейших задач правительства является создание особых условий и механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций, которые смогли бы обеспечить поток инвестиций в страну.

Для привлечения иностранных инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Государству в этом процессе должна отводиться первостепенная роль.

Инвестиционная политика государства не может проводиться в отрыве от экономической политики, поэтому она является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства.

Одним из методов государственного регулирования иностранных инвестиций является создание благоприятного налогового режима путем предоставления инвесторам определенных налоговых льгот. Облегчение налогового режима и усовершенствование налогового законодательства побуждает иностранных инвесторов направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты и секторы экономики.

Россия, являясь по-прежнему привлекательной страной для иностранных инвесторов, занимает далеко не ведущее место по объему инвестиционных вложений в экономику в последние годы. Для привлечения инвестиций необходимо также создание благоприятной инвестиционной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам. Повысить заинтересованность со стороны иностранных инвесторов государство могло бы путем предоставления государственно-коммерческих гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику