Проблемы и перспективы развития социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Тема социального страхования в настоящее время является современной и актуальной. Страхование - это система экономических отношений, которые включают в себя образование за счет организаций, населения специального фонда средств, предприятий и его применения для оказания гражданам помощи при наступлении различных событий в их жизни, а также для компенсирования ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (непредвиденных) явлений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……..
1.1. Сущность и назначение социального страхования……………..……........
1.2. Виды и формы социального страхования………………………………….
1.3. Порядок формирования и использования ФСЗН...………………………..
1.4. Зарубежный опыт организации социального страхования……………….
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011 ГОДА...……………………….…..
2.1. Анализ динамики и структуры социальных выплат и расходов ФСЗН……..………………………………………………………………..……...
2.2. Анализ динамики и структуры основных показателей пенсионного обеспечения……………………………………………………………………….
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая работ.доработка.doc

— 2.33 Мб (Скачать файл)

- обязательная форма;

Добровольное страхование осуществляется на основе договора страхования, определяющего такие важные условия, как: перечень страховых случаев, объект страхования, размеры страховых взносов, страховая сумма,  сроки их уплаты, застрахованное лицо и многое другое. К категории возмездных двусторонних соглашений между страхователем и страховщиком, регламентирующих их взаимные права и обязанности относится страховой договор.

Обязательное страхование основывается на законе, определяющем перечень объектов страхования, объем ответственности страховщика и права страхователя,  виды и порядок проведения, тарифы и порядок уплаты страховых взносов [1, c. 194].

1.3 Порядок формирования и использования ФСЗН

В нашей стране система социального страхования в данный момент представлена двумя фондами: Государственным фондом содействия занятости и Фондом социальной защиты населения.

Фонд социальной защиты населения был образован 10 июня 1993 г. на базе фонда социального страхования и пенсионного фонда. ФСЗН функционирует с 1 июля 1993 г., являясь финансово-кредитной  самостоятельной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. До 2003 года ФСЗН оставался внебюджетным фондом, а с 1 апреля 2004 г. в состав бюджета вошли его денежные средства.

ФСЗН в своей деятельности опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», вступивший в силу 1 апреля 1995 г.

Основные задачи фонда:

  • финансировать расходы на пособия, пенсии и другие социальные выплаты;
  • производить сбор страховых взносов;
  • проводить на принципах самофинансирования расширенное воспроизводство средств фонда;
  • осуществлять в  области  социального страхования международное  сотрудничество.

Функции ФСЗН:

  • организационная и методическая работа по установлению порядка размеров и платежей страховых взносов;
  • контроль над деятельностью структурных подразделений фонда,  расходованием и поступлением средств;
  • методическая помощь и координация работы структурных подразделений;
  • привлечение благотворительных и добровольных взносов;
  • продвижение государственного социального страхования;
  • подготовка информации по всем категориям плательщиков;
  • ведение и ответственность за достоверность статистической и бухгалтерской отчетности;
  • определение совместно со всеми структурами, чья деятельность сопряжена с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд [1, c. 217 ].

Средства ФСЗН состоят из обязательных взносов граждан и работодателей, добровольных пожертвований, доходов от коммерческой деятельности. Размер обязательных страховых взносов граждан и нанимателей устанавливается в зависимости от фонда заработной платы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 г. В редакции данного закона от 28 июля 2003 г. № 232-3, общеустановленный размер обязательных страховых взносов разделен на социальное и пенсионное страхование, к тому же, упорядочены льготы. Тариф страхового взноса, который равен 35 %, включает в себя 6 % обязательных взносов на социальное страхование и 29 % — на пенсионное. Такое деление объясняется динамической тенденцией в расходовании средств ФСЗН на выплату пенсий и пособий. Уплата этих взносов совершается единым платежом в размере 35% + 1 % на пенсионное страхование с работающих граждан.

Для крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий установлен размер страховых взносов — 30 % (6 % — на социальное страхование  и 24 % — на пенсионное и) и 1 % — с работающих граждан. Для физических лиц, самостоятельно осуществляющих предпринимательскую деятельность, размер страховых взносов установлен в размере 36 % (6 % — на социальное страхование и 30 % — на пенсионное).

В новой редакции закона о страховых взносах в ФСЗН находится перечень плательщиков, освобожденных от уплаты страховых взносов на определенных условиях. Это общественные объединения пенсионеров и инвалидов, не менее чем на 80 % состоящих из граждан данной категории, а также принадлежащие им на праве собственности организации с численностью инвалидов среди работающих граждан не менее 50 % и с размерами их доли в общей сумме выплат не менее 25 %. К тому же, от уплаты страховых взносов освобождены члены крестьянских хозяйств, достигшие общеустановленного пенсионного возраста либо являющиеся инвалидами.

Индивидуальные предприниматели вошли в состав обязательных плательщиков в ФСЗН с 1 августа 2002 г. в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 18 и Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 497. Они обязаны уплачивать не менее 36 % величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Цели, из-за которых расходуются средства из ФСЗН:

  • выплату пособий по беременности, рождению ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, по уходу за инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом, по болезни и временной нетрудоспособности, на погребение.
  • выплату пенсий за выслугу лет, по возрасту, инвалидности, по потере кормильца, социальных пенсий.

Кроме этого выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики.

Финансируются расходы:

- повышение социальных пенсий  в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы;

- оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- обеспечение текущей  деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков;

-  на оздоровление трудящихся [1, c. 219 ].

 

1.4 Зарубежный опыт организации  социального страхования

На сегодняшний день страны европейского союза обладают наиболее развитой системой социального страхования. В них впервые  появились и начали  развиваться социальные программы. Современные европейские экономики обладая достаточно эффективной системой социального страхования получили название социально ориентированных. Исходя из опыта западно-европейских стран, который свидетельствует об улучшении благосостояния граждан, расширению и укреплению трудовых ресурсов страны посредствам существования качественной системы социального страхования. Так же существование качественной системы социального страхования способствует высокому экономическому росту, уравновешиванию политического и социального положения в стране. Социальное страхование позитивно влияет на общество, благоприятствуя социальному согласию и содействует увеличению чувства социальной защищенности населения.

Сегодняшняя система социальной защиты населения в государствах Европейского союза состоит из двух организационных форм: социальное страхование и социальное обеспечение, которое финансируется по средствам государственного бюджета. Благодаря  этим двум формам происходит перераспределение почти 30% ВВП стран Европейского союза. Во всех государствах преобладают обязательные формы социальной защиты, за основу которых берётся социальное страхование. К тому же, три европейских государства - Голландия, Великобритания и Франция - не входят в границы традиционных моделей. В Великобритании социальное обеспечение, страхование и личное страхование обладают сходным значением. В Нидерландах средства, которые поступают на счета личного страхования, намного превышают размеры государственного социального обеспечения почти в 2 раза, а во Франции они приблизительно  равны. Если учесть не только страховые премии этого года, но и все резервные ресурсы или же накопительные премии, то к началу XXI в. в Соединенном Королевстве они составили величину, которая выше среднегодового объема обязательных форм социальной защиты в 6 раз, в Голландии - в 5, во Франции - в 1,4 раза, а в целом по ЕС средства - в 2 раза.

Одной из характерных черт европейских стран является тенденция увеличения использования индивидуальных и коллективных моделей социального страхования и социальной защиты, призвание которых -  расширить обязательные формы и оттеснить их на задний план в будущем. На настоящее время, положение таково, что социальное страхование является наиболее используемой, распространенной и весомой частью системы обязательной социальной защиты большей части государств. В странах Европы объем средств, проходящих каждый год через программу социального страхования, почти в 2 раза превышает отпуск денежных средств для определенных целей из государственного бюджета и в 3 раза - средства  на необходимую дополнительную защиту.

Как мы можем увидеть, системы социального страхования развитых европейских стран обладают одинаковыми особенностями и показывают схожие тенденции в своем развитии, даже не обращая внимания на национальную специфику. Прежде всего, это относится к организации социального страхования на функциональном уровне, к процессам его проведения и характеристикам социальных выплат.

В Беларуси поставлена задача по созданию социально- ориентированной рыночной экономики. Эта задача требует анализа характера развития и особенностей функционирования систем социального страхования в европейских странах. Такое осмысление поможет найти необходимые пути развития данного института в нашей стране в дальнейшем.

При построении системы социального страхования в нашей стране, необходимо учитывать такие аспекты, как:

- организация социального страхования  в различных его формах, а также  в сочетании этих форм;

- увеличение участия граждан  в уплате доли взносов на  страхование относительно доли  работодателя и государства;

Подведя итог, можно сказать, что сегодняшнее состояние белорусской системы социальной защиты благоприятствует возможностям  использования удачных и эффективных примеров из опыта социально-экономических развитых стран. Исходя из этого дальнейшее исследование зарубежного опытам создания, формирования и плодотворного существования систем социального страхования является наиболее актуальным для Республики  Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В рЕСПУБЛИКЕ бЕЛАРУСЬ за 2010-2011 года

 

 

2.1 Анализ динамики и структуры социальных выплат и расходов ФСЗН

Проанализируем динамику социальных выплат за 2010-2011 года. Все результаты отразим в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Динамика социальных выплат за 2010-2011 года

 

 

2010

2011

Удельный вес, %

Темп роста, %

Темп прироста, %

2010

2011

Соц. выплаты населению – всего млрд. руб.

 

22110,7

 

33202,3

 

99,3

 

99,6

 

150,2

 

+50,2

Удельный вес соц. выплат, %:

в ВВП

 

в объёме ден. доходов населения

 

 

13,4

 

 

20,4

 

 

12,1

 

 

20,0

 

 

0,02

 

 

0,08

 

 

0,03

 

 

0,07

 

 

90,3

 

 

98

 

 

-9,7

 

 

-2

Изменение соц. выплат, в процентах к предыдущему году

 

 

116,1

 

 

98,0

 

 

0,6

 

 

3

 

 

84,4

 

 

-15,6

Всего

22260,6

33332,1

100

100

-

-


 

Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид.

Источник: собственная разработка на основе отчётных данных о социальном страховании.

 

Анализируя данные таблицы 2.1, можно увидеть, что социальные выплаты населению в 2010 составили 22110,7 млрд. руб. А в 2011 они увеличились на 11091,6 млрд. руб, что составило 33202,3 млрд.руб. Темп роста оказался 150,2% (темп прироста +50,2). Удельный вес изменения социальных выплат в 2010 году составил 0,6%. В 2011 году удельный вес повысился и составил 3%. Удельный вес социальных выплат в объёме денежных доходов населения в 2010 году был 20,4 млрд. руб. В 2011 он понизился до 20,0 млрд. руб.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития социального страхования