Проблемы и перспективы развития социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Тема социального страхования в настоящее время является современной и актуальной. Страхование - это система экономических отношений, которые включают в себя образование за счет организаций, населения специального фонда средств, предприятий и его применения для оказания гражданам помощи при наступлении различных событий в их жизни, а также для компенсирования ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (непредвиденных) явлений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……..
1.1. Сущность и назначение социального страхования……………..……........
1.2. Виды и формы социального страхования………………………………….
1.3. Порядок формирования и использования ФСЗН...………………………..
1.4. Зарубежный опыт организации социального страхования……………….
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011 ГОДА...……………………….…..
2.1. Анализ динамики и структуры социальных выплат и расходов ФСЗН……..………………………………………………………………..……...
2.2. Анализ динамики и структуры основных показателей пенсионного обеспечения……………………………………………………………………….
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая работ.доработка.doc

— 2.33 Мб (Скачать файл)

При всём этом видно, что выплаты населению в 2011 году увеличились, по сравнению с 2010 годом, и составили 33202,3 млрд. руб.

Далее рассмотрим и проанализируем динамику расходов ФСЗН, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, которые рассчитаны в таблице 2.2.

 

 

Таблица 2.2 – Динамика расходов Фонда социальной защиты населения, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

 

2010

2011

Удельный вес, %

Темп роста, %

Темп прироста, %

2010

2011

Расходы – всего

в том числе на:

пенсии

 

пособия

18376,8

 

14771,3

 

3117,0

27520,4

 

21878,5

 

4957,7

44,3

 

35,6

 

7,5

43

 

34

 

6,4

150

 

148

 

159

+50

 

+48

 

+59

из них:

пособия по временной нетрудоспособности

 

семейные и материнские пособия

 

1288,0

 

 

1608,3

 

2047,6

 

 

2580,0

 

3,1

 

 

3,8

 

7

 

 

4,1

 

158

 

 

160

 

+58

 

 

+60

из них:

по беременности и родам

 

в связи с рождением ребёнка

 

по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет

 

на детей в возрасте 3 лет

 

неработающим и не получающим пенсий и пособий по безработице лицам, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет

 

310,1

 

193,6

 

 

959,4

 

119,8

 

 

 

 

25,1

 

501,1

 

334,8

 

 

1418,8

 

143,9

 

 

 

 

37,7

 

0,7

 

0,4

 

 

2,5

 

0,4

 

 

 

 

0,04

 

0,8

 

0,5

 

 

2,3

 

0,2

 

 

 

 

0,1

 

161

 

173

 

 

148

 

120

 

 

 

 

150

 

+61

 

+73

 

 

+48

 

+20

 

 

 

 

+50

Пособия неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими 80-летнеговозраста

38,5

63,1

0,06

0,1

164

+64

Пособия неработающим

трудоспособным лицам,

осуществляющим

уход за инвалидом

I группы 

40,6

63,9

0,1

0,1

157

+57

Пособия на погребение

140,8

201,8

0,3

0,3

143

+43

Прочие расходы

488,5

684,2

1,2

1,1

140

+40

Всего

41477,8

62433,5

100

100

-

-


 

Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид.

Источник: собственная разработка на основе отчётных данных о социальном страховании.

 

По данным, находящимся в таблице, видно, что расходы поделены на пенсии и пособия. В 2010 году сумма расходов на пенсии составила 14771,3 млрд. руб.  В 2011 году эта цифра увеличилась до 21878,5 млрд. руб.  Пособия так же выросли с 3117,0 млрд. руб. до 4957,7 млрд. руб. Далее идут семейные и материнские пособия. В них входят пособия по беременности и родам, удельный вес которых в 2011 году составил 0,8%. Темп роста пособий по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет составил 148% (темп прироста +48%). Удельный вес пособий на детей в возрасте 3 лет в 2011 понизился до 0,2%, а в 2010 году он был 0,4%. Пособия неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими 80-летнеговозраста в 2011 году повысились на 24,6 млрд. руб, что всего составило 63,1 млрд. руб. Темп роста пособий, выплачивающийся неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы составил 157% (темп прироста +57%). Пособия на погребения в 2011 году составили 201,8 млрд. руб. Что показывает увеличение на 61 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом.

Делая вывод, можно сказать, что денежные расходы, включающие в себя расходы на пособия и пенсии, значительно увеличились в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Это способствует улучшению уровня жизни населения Республики Беларусь.

2.2 Анализ динамики и структуры основных показателей пенсионного обеспечения

В таблице 2.3 представлена и рассчитана динамика основных показателей пенсионного обеспечения. В ней можно увидеть, что численность пенсионеров в 2011 году сократилось до 2631,5 тыс. человек. Минимальный размер пенсии по возрасту в 2010 году составлял 319,9 тыс. руб. В 2011 эта сумма повысилась до 683,7 тыс. руб. Удельный вес оказался 14,7%. Темп роста 213,7% (темп прироста +113,7%). Средний размер пенсий в 2011 году повысился на 355,7 тыс. руб. и составил 940,4 тыс. руб. Удельный вес бюджета прожиточного минимума в 2011 году составил 9,8%. Темп роста 183,8% (темп прироста +83,8%). Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера в 2011 году немного уменьшился и составил 1,76 человек. Темп прироста снизился и оказался «минус» 1,2%.

Уже можно сделать вывод, что в 2011 году численность пенсионеров, по сравнению с 2010 годом, незначительно, но увеличилась. Пенсии также увеличились.

 

Таблица 2.3 – Динамика основных показателей пенсионного обеспечения

 

 

2010

211

Удельный вес, %

Темп роста, %

Темп прироста, %

2010

2011

Численность пенсионеров всего, тыс. человек

2614,7

2631,5

69

55,2

100,6

+0,6


Окончание таблицы 2.3

 

Численность занятых в

экономике, приходящихся

на одного пенсионера,

человек

1,78

1,76

0,1

0,3

98,8

-1,2

Минимальный размер

пенсии по возрасту, тыс. руб.

319,9

683,7

8,9

14,7

213,7

+113,7

Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб.

584,7

940,4

15,4

20

160,8

+60,8

Бюджет прожиточного

минимума для пенсионера тыс. руб.

252,2

463,6

6,6

9,8

183,8

+83,8

Всего

3773,28

4720,46

100

100

-

-


 

Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид.

Источник: собственная разработка на основе отчётных данных о социальном страховании.

 

Далее на рисунке 2.1 и 2.2 показано, на сколько уменьшилось (увеличилось) количество человек, которые получают различные виды пенсий.

В таблице зафиксированы следующие виды пенсий:

- пенсии по возрасту;

-пенсии по инвалидности;

-пенсии по случаю потери кормильца;

-пенсии за выслугу лет;

-социальные пенсии;

-пенсии за особые заслуги.

 

 

Рисунок 2.1 – Численность пенсионеров в 2010 году (тысяч человек)

Источник: собственная разработка на основе отчётных данных о социальном страховании.

По данным рисункам видно, что в 2011 году количество людей, которые получают пенсии по возрасту, увеличилось и составило 2002,1 тыс. человек (1977,2 тыс. человек – 2010 г.). Пенсии по инвалидности – 270,2 тыс. человек (273,9 тыс. человек – 2010 г.). Пенсии по случаю потери кормильца – 124,9 тыс. человек (132,1 тыс. человек – 2010 г.). Пенсии за выслугу лет – 30,3 тыс. человек (28,2 тыс. человек – 2010 г.). Социальные пенсии – 54,5 тыс. человек (52,6 тыс. человек – 2010 г.). И пенсии за особые услуги – 4,8 тыс. человек (4,9 тыс. человек – 2010 г.).

Исходя из этого, можно сказать, что количество людей не сильно колеблется и разница в числах не большая.

 

 

Рисунок 2.2 – Численность пенсионеров в 2011 году (тысяч человек)

Источник: собственная разработка на основе отчётных данных о социальном страховании.

 

Далее проанализируем данные по среднему размеру назначенных пенсий (таблица 2.4) .

 

Таблица 2.4 - Динамика среднего размера назначенных пенсий

 

 

2010

2011

Удельный вес, %

Темп роста, %

Темп прироста, %

       2010

      2011

Средний размер

назначенных пенсий

 

584,7

 

940,4

 

14,5

 

14,1

 

160

 

+60

из них

по возрасту

532,7

871,17

13,4

13

163

+63


Окончание таблицы 2.4

 

по инвалидности

 

532,7

 

871,17

 

13,4

 

13

 

163

 

+63

по случаю потери

кормильца

 

356,4

 

633,9

 

8,8

 

9,5

 

177

 

+77

за выслугу лет

 

804,2

 

1262,9

 

20

 

19

 

157

 

+57

социальные

 

244,3

 

530,8

 

6

 

8

 

217

 

+117

за особые заслуги

 

882,4

 

1447,5

 

21,9

 

21,7

 

164

 

+64

Всего

4016,8

6660,37

100

100

-

-


 

Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид.

Источник: собственная разработка на основе отчётных данных о социальном страховании.

 

И так, средний размер назначенных пенсий за 2010 год составил 584,7 тыс. руб. В 2011 году эта сумма увеличилась до 940,4 тыс. руб. Удельный вес по расчётам получился 14,1%. Темп роста составил 160% (темп прироста +60%). В назначенные пенсии входят: пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги и социальные пенсии. Средний размер пенсий по возрасту в 2011 году увеличился на 361,6 тыс. руб. и составил 973,7 тыс. рублей. Удельный вес стал 14,7%. Темп роста пенсий по инвалидности составил +63%. Пенсия по случаю потери кормильца также увеличилась и стала 633,9 тыс. руб. Пенсия за выслугу лет в 2010 году была меньше, чем в 2011 году на 458,1 тыс. руб. Темп прироста социальных пенсий составил 217% (темп прироста +117%). Удельный вес пенсий за особые услуги изменился с 21,9% на 21,7%.

Можно сделать следующий вывод, что средний размер назначенных пенсий в 2011 году значительно увеличились, по сравнению с 2010 годом. Ведь это влияет на качество жизни населения Республики Беларусь и сокращения бедности.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 предложения по развитию социального страхования в рЕСПУБЛИКЕ бЕЛАРУСЬ

В Республике Беларусь целью проведение  социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности.

За основу примера возьмём проблемы связанные с пенсионным обеспечением. В Республике Беларусь они являются одни из самых болезненных. Это можно объяснить тем, что темпы инфляции постоянно опережают уровень государственных пенсий, а ежегодное снижение рождаемости и растущее число пенсионеров только усугубляет ситуацию. Следствием этого стало то, что величина пенсий в Беларуси на сегодняшний день не может удовлетворить ни государство, ни пенсионеров.

Основными требованиями изменения и реформирования пенсионной системы в Беларуси являются:

- создание надёжной финансовой  основы для пенсионного обеспечения;

- открытость и понятность проделываемых преобразований в данной сфере;

- гарантированное обеспечение  достойного уровня жизни всех  лиц, которых затрагивает система  пенсионного обеспечения.

Для приведения в жизнь данных требований министерство создало новую Концепцию пенсионного обеспечения, за основу которой взят принцип солидарности поколений.

Для выполнения данных требований необходимо решение некоторых задач, а именно:

Информация о работе Проблемы и перспективы развития социального страхования