Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:02, курсовая работа
Тема социального страхования в настоящее время является современной и актуальной. Страхование - это система экономических отношений, которые включают в себя образование за счет организаций, населения специального фонда средств, предприятий и его применения для оказания гражданам помощи при наступлении различных событий в их жизни, а также для компенсирования ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (непредвиденных) явлений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……..
1.1. Сущность и назначение социального страхования……………..……........
1.2. Виды и формы социального страхования………………………………….
1.3. Порядок формирования и использования ФСЗН...………………………..
1.4. Зарубежный опыт организации социального страхования……………….
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011 ГОДА...……………………….…..
2.1. Анализ динамики и структуры социальных выплат и расходов ФСЗН……..………………………………………………………………..……...
2.2. Анализ динамики и структуры основных показателей пенсионного обеспечения……………………………………………………………………….
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
- определить необходимый круг лиц, которые будут иметь право на получение трудовой пенсии (т.е. тех лиц, которые производили выплаты страховых взносов или же за них производились данные выплаты);
- закрепить фактический возраст выхода на пенсию (тут имеется ввиду постепенное увеличение пенсионного возраста, а также стимулирование более позднего обращения за получением пенсии после получения на нее права);
- систематизировать процесс
- скорректировать процесс
- разработать необходимые критерии назначения размеров пенсий и процесс (механизм) их исчисления, отвечающие требованиям принципам социального страхования;
- введение страхового механизма
осуществления процедуры
Итогом обдумывания нынешних и прогнозируемых проблем в области пенсионного обеспечения явилась определение и постановка следующих задач:
- приспособление системы
- приведение уровня пенсионного
обеспечения граждан в
- последовательное укрепление
и развитие в пенсионной
- рационализация и оптимизация
условий и норм пенсионного
обеспечения на основе
- введение механизмов, стимулирующих "зарабатывание" пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения [16, c.11].
Решение данных задач необходимо для увеличения эффективности пенсионной системы на сегодняшний день, а так же, для обеспечения ее равноправности и финансовой стабильности в будущем.
В ситуации, когда активное население не смогло и в ближайшее время уже не в состоянии воспроизвести себе замену, сочетание относительно низкого пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), высокого ожидаемого периода выплаты пенсии (14,2 года для мужчин, 23,4 года для женщин) и медленного экономического роста уже в самое ближайшее время проблема возрастных критериев выхода на пенсию может еще больше обострить ситуацию в пенсионном обеспечением в нашем государстве.
В текущий период в качестве временной альтернативы программе постепенного повышения пенсионного возраста отдано предпочтение стимулированию добровольного выхода на пенсию в возрасте, превышающем общеустановленный, в сочетании с соответствующим увеличением размера пенсии.
Проблема упорядочения льготных пенсий должна решаться постепенно, причем с сохранением ранее приобретенных прав. Пути ее решения могут быть самыми разными. Практически нет разногласий в том, что пенсионное обеспечение работников с особыми условиями труда необходимо поэтапно перенести в отраслевые или профессиональные пенсионные системы, которые заменят общую систему государственного пенсионного страхования в период до достижения работниками общего пенсионного возраста. Введение отраслевого (профессионального) досрочного пенсионного обеспечения (по результатам аттестации рабочих мест) целесообразно для работников отдельных отраслей (профессий). Финансирование выплаты таких досрочных пенсий предлагается осуществлять за счет собственных средств отраслевых пенсионных фондов, аккумулирующих страховые взносы нанимателей на досрочные пенсии.
Государственное досрочное пенсионное обеспечение рационально сохранить только за теми работниками, которые заняты в сфере деятельности, где опасные уровни профессиональных рисков не могут быть устранены техническими средствами, по результатам аттестации рабочих мест. Выплату таких пенсий представляется целесообразным осуществлять из средств Фонда социальной защиты населения за счет обязательных текущих страховых взносов нанимателей, компенсирующих (в перспективе - в полном объеме посредством дифференциации страховых взносов) расходы на выплату указанных пенсий.
Размер трудовой пенсии должен напрямую зависеть от страхового стажа и объема уплаченных пенсионной системе страховых взносов. При этом, на наш взгляд, не должно применяться льготное исчисление стажа. Льготы по стажу должны быть заменены другими, более действенными мерами (повышенная оплата труда, налоговые льготы и т.п.). Необходимо пересмотреть подходы к включению в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов (учеба, уход за детьми, срочная военная служба, время безработицы и др.). Такие периоды могут включаться в стаж для назначения трудовой (страховой) пенсии, однако их финансирование, как отмечается в Концепции, должно осуществляться не за счет взносов, уплаченных всеми застрахованными, а за счет других источников (государственного бюджета, соответствующих фондов страхования страховых рисков).
В заключение важно отметить, что целью пенсионной реформы не является создание фондового рынка страны, обеспечение высоких темпов экономического роста за счет использования средств частных пенсионных фондов для финансирования государственных проектов, в том числе через размещение средств в государственных облигациях. Предлагаемая реформа увеличит личную ответственность за обеспечение высокого уровня социальной защиты в преклонном возрасте. Переход на накопительную систему индивидуальных пенсионных счетов создаст реальные условия для смещения акцентов социальной политики с государственной поддержки на поддержку семьи, общественных организаций, а также создаст активную систему стимулов для индивидуального накопления и сбережения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе изложены теоретические вопросы, касающиеся социального страхования Республики Беларусь, видов социального страхования, а также порядок формирования и использования ФСЗН. Были рассмотрены практические вопросы такие как, анализ динамики и структуры социальных выплат и расходов ФСЗН и основных показателей пенсионного обеспечения, Также даны предложения по развитию социально страхования в Республике Беларусь.
В экономическом аспекте страхование обозначает систему экономических отношений по поводу образования децентрализованных и централизованных резервов материальных и денежных средств, необходимых для оказания помощи, социального содержания в связи с наступлением определенных событий или возмещения ущерба.
Застрахованные граждане по государственному социальному страхованию обеспечиваются:
4) пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет.
В нашей стране система социального страхования в данный момент представлена двумя фондами: Государственным фондом содействия занятости и Фондом социальной защиты населения.
Средства ФСЗН состоят из обязательных взносов граждан и работодателей, добровольных пожертвований, доходов от коммерческой деятельности.
Тариф страхового взноса, который равен 35 %, включает в себя 6 % обязательных взносов на социальное страхование и 29 % — на пенсионное. Такое деление объясняется динамической тенденцией в расходовании средств ФСЗН на выплату пенсий и пособий. Уплата этих взносов совершается единым платежом в размере 35% + 1 % на пенсионное страхование с работающих граждан.
На сегодняшний день системы социального страхования наиболее развиты в странах Европейского союза.
Сегодняшняя система социальной защиты населения в государствах Европейского союза состоит из двух организационных форм: социальное страхование и социальное обеспечение, которое финансируется по средствам государственного бюджета. Благодаря этим двум формам происходит перераспределение почти 30% ВВП стран Европейского союза. Во всех государствах преобладают обязательные формы социальной защиты, за основу которых берётся социальное страхование.
При построении системы социального страхования в нашей стране, необходимо учитывать такие аспекты, как:
- организация социального
- увеличение участия граждан в уплате доли взносов на страхование относительно доли работодателя и государства;
Таким образом, сегодняшнее состояние белорусской системы социальной защиты благоприятствует возможностям использования удачных и эффективных примеров из опыта социально-экономических развитых стран. Исходя из этого дальнейшее исследование зарубежного опытам создания, формирования и плодотворного существования систем социального страхования является наиболее актуальным для Республики Беларусь.
Проведя анализ общего объёма социальных выплат 2010-2011 года, можно сказать, что выплаты населению в 2011 году увеличились, по сравнению с 2010 годом, и составили 33202,3 млрд. руб.
Что касается расходов, то можно сказать, что денежные расходы, включающие в себя расходы на пособия и пенсии, значительно увеличились в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 9143,6 млрд. руб.
После проведения анализа можно увидеть, что численность пенсионеров в данных годах не сильно колеблется.
А средний размер назначенных пенсий в 2011 году значительно увеличились, по сравнению с 2010 годом и сумма составила 940,4 тыс. руб. Это способствует улучшению уровня жизни населения Республики Беларусь и сокращения бедности.
В Республике Беларусь проблемы в области пенсионного обеспечения являются наиболее болезненными. Это объясняется тем, что уровень государственных пенсий не успевает за темпами инфляции, а уменьшение рождаемости и повышения числа пенсионеров еще более ухудшает положение дел.
Основными требованиями изменения и реформирования пенсионной системы в Беларуси являются:
- создание надёжной финансовой
основы для пенсионного
- открытость и понятность
- гарантированное обеспечение достойного уровня жизни всех лиц, которых затрагивает система пенсионного обеспечения.
Для приведения в жизнь данных требований министерство создало новую Концепцию пенсионного обеспечения, за основу которой взят принцип солидарности поколений.
Для выполнения данных требований необходимо решение некоторых задач, а именно:
- определить необходимый круг лиц, которые будут иметь право на получение трудовой пенсии (т.е. тех лиц, которые производили выплаты страховых взносов или же за них производились данные выплаты);
- закрепить фактический возраст
выхода на пенсию (тут имеется
ввиду постепенное увеличение
пенсионного возраста, а также
стимулирование более позднего
обращения за получением
- систематизировать процесс
- скорректировать процесс
- разработать необходимые критерии назначения размеров пенсий и процесс (механизм) их исчисления, отвечающие требованиям принципам социального страхования;
- введение страхового механизма
осуществления процедуры
Предлагаемая реформа увеличит личную ответственность за обеспечение высокого уровня социальной защиты в преклонном возрасте. Переход на накопительную систему индивидуальных пенсионных счетов создаст реальные условия для смещения акцентов социальной политики с государственной поддержки на поддержку семьи, общественных организаций, а также создаст активную систему стимулов для индивидуального накопления и сбережения.
список использованных источников
Информация о работе Проблемы и перспективы развития социального страхования