Проблемы и перспективы рынка корпоративных ценных бумаг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Рынок корпоративных ценных бумаг в экономике национального масштаба, да и мирового масштаба играет важнейшую роль как место, где инвестору могут найти то место, куда они хотят инвестировать деньги, а эмитенты необходимый капитал (денежные средства) для их целей. В современном мире с его сложными взаимоотношениями между людьми и предприятиями, а также с увеличивающейся скоростью жизни и потоком информации тяжело найти место, где быстро и с наименьшими усилиями можно достичь поставленных перед собой целей (инвестирование и получение денежных средств).

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративных ценных бумаг 4
1.1 Понятие и сущность корпоративных ценных бумаг 4
1.2 Виды корпоративных ценных бумаг 7
Глава 2. Особенности корпоративных ценных бумаг на рынке России 12
2.1 Обращение и эмиссия корпоративных ценных бумаг 12
2.2 Инфраструктура российского рынка корпоративных ценных бумаг 19
Глава 3. Проблемы и перспективы рынка корпоративных ценных бумаг России 24
3.1 Основные проблемы современного рынка корпоративных ценных бумаг 24
3.2 Развитие рынка корпоративных ценных бумаг 27
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

корпоративные ценные бумаги на рынке ценных бумаг.docx

— 109.91 Кб (Скачать файл)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
По дисциплине: « Финансовые рынки »

 

Выполнил
студентка 3 курса                      очной формы обучения

 

Научный руководитель                    к.э.н., доцент

 

 

 

 

Тюмень, 2013
Содержание

 

 

 

Введение

Рынок корпоративных ценных бумаг в экономике национального масштаба, да и мирового масштаба играет важнейшую роль как место, где инвестору могут найти то место, куда они хотят инвестировать деньги, а эмитенты необходимый капитал (денежные средства) для их целей. В современном мире с его сложными взаимоотношениями между людьми и предприятиями, а также с увеличивающейся скоростью жизни и потоком информации тяжело найти место, где быстро и с наименьшими усилиями можно достичь поставленных перед собой целей (инвестирование и получение денежных средств).

Рынок корпоративных ценных бумаг является сферой формирования спроса и предложения корпоративных ценных бумаг, т.е. документов, удостоверяющих с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права и дающих право на получение определенного дохода. Спрос создается предприятиями, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций.

В последние десятилетия рынок корпоративных ценных бумаг развивается в следующих направлениях: увеличивается число «точек» торговли ценными бумагами; опережающими темпами растут объемы операций в электронных торговых системах в сравнении с традиционными рынками; значительно прибавляется число оборотов капитала на рынке.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности корпоративных ценных бумаг на рынке ценных бумаг России. В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие  и сущность корпоративных ценных  бумаг.

2. Определить виды  корпоративных ценных бумаг.

3. Определить сущность обращения корпоративных ценных бумаг.

4. Описать инфраструктуру  российского рынка корпоративных  ценных бумаг.

5. Сформулировать  основные проблемы современного  рынка корпоративных ценных бумаг.

6. Рассмотреть направления  развития рынка корпоративных  ценных бумаг.

Объектом исследования является функционирование корпоративных ценных бумаг на российском рынке. Предметом исследования являются корпоративные ценные бумаги.

Исследованию проблем управления ресурсами в последнее время посвящено много публикаций в периодической литературе, выпущено много учебников и монографий.

В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа.

Проблемы, рассматриваемые в работе, не являются единичными для какого-то отдельного предприятия, выпускающего ценные бумаги. С проблемами эффективного управления ценными бумагами встречаются многие предприятия различного профиля. Поэтому предлагаемые в работе инструменты могут помочь предприятиям более грамотно организовывать свои действия на фондовом рынке.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты корпоративных ценных бумаг

1.1 Понятие и  сущность корпоративных ценных  бумаг

Корпоративные ценные бумаги – это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности, а также банки, инвестиционные компании и фонды1. Корпоративные ценные бумаги представлены различными их видами: долговыми, долевыми и производными ценными бумагами.

Корпоративные ценные бумаги обслуживают отношения между акционерами и акционерным обществом, непосредственно между акционерными обществами, эмитентом и инвесторами, продавцом и покупателем товаров. Выпуск, обращение, обслуживание, погашение, выплата дохода и соблюдение прав собственности по корпоративным ценным бумагам осуществляются на основе российского законодательства.

Корпоративные ценные бумаги эмиссируются (выпускаются) компаниями, организациями, предприятиями и корпорациями, однако необходимо учитывать, что все они должны являться юридическими лицами, так как только они имеют право на выпуск ценных бумаг данного вида. Обычно выпускают акции АО (акционерные общества). Название корпоративные ценные бумаги произошло из слово «корпорация», так как первыми юридическими лицами, которые начали выпускать корпоративные бумаги стали корпорации2.

Эти ценные бумаги свободно обращаются на биржах, являются источником дохода для многочисленных спекулянтов. Трудно сказать, насколько постоянный рост котировок реально обеспечен активами компаний, их имуществом и производством. Иногда бесконтрольный рост цен на такие ценные бумаги ничем, кроме биржевых спекуляций, не обусловлен.

Корпоративные ценные бумаги нужны для того, чтобы корпорация могло в определенный момент сконцентрировать большой капитал для решения определенных задач и достичь определенной цели(ей), что само по себе является важным моментом развития, так как это позволяет быстрее развиваться и в будущем получать большую прибыль, что, несомненно, является основной целью любого предприятия (коммерческого)3.

Корпоративные ценные бумаги дают предъявителю право на получение части дивидендов от бизнеса, поэтому при росте курса и надежности компании, которая себя зарекомендовала в течение нескольких лет, а лучше десятилетий, такие ценные бумаги хорошее и доходное вложение средств. Для эмиссии ценных бумаг компания должна пройти достаточно сложную процедуру проверки, которая производится уполномоченными органами в стране происхождения, поэтому вряд ли ее пройдут компании, которые не имеют серьезных активов для обеспечения ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг позволяет компании привлечь дополнительные средства на развитие и расширение бизнеса, проведение научных исследований и освоение новых технологий, что очень полезно для развития бизнеса в целом4. Однако при недобросовестном отношении высшего менеджмента к своим обязанностям и желании повысить свои личные дохода, может произойти следующая ситуация: крупная производственная компания эмитирует ценные бумаги, создает дочернюю инвестиционную организацию, которая занимается спекуляциями на бирже, и начинает активное продвижение выпущенных ценных бумаг на рынке. Обычно такие действия приводят к росту акций, которое при этом не подтверждено реальным ростом компании.

Практически все финансовые кризисы имеют в своей основе именно такую схему, которая порождена жадностью компаний и желанием сиюминутного увеличения прибыли. Для контроля за этим процессом существуют органы надзора, но проконтролировать это очень сложно. Сами по себе корпоративные ценные бумаги служат для развития реального бизнеса, но их использование только для спекулятивных операций может быть опасно для экономики. Несоответствие между реальным положением вещей и искусственно раздутой ситуацией не может продолжаться вечно, выливаясь в затяжные мировые кризисы, которые можно наблюдать сейчас.

В понятие корпоративные ценные бумаги входят акции, облигации и опционы эмитента. В следующем параграфе корпоративные акции и облигации будут рассмотрены подробнее, а в данном параграфе кратко.

Корпоративные облигации дают ее владельцу (инвестору) доход (твердую процентную ставку), занимая у инвестора сумму, которую он решил занять корпорации, т.е. твердый процент – это не что иное, как плата за пользование займом корпорацией деньгами владельца корпоративной облигации (инвестора)5. Можно отметить, что в отличие от государственных облигаций, которые выпускаются «на предъявителя», корпоративные облигации не являются таковыми, хотя и могут выпускаться, а обычно они являются именные (полностью); в форме электронной записи (на счетах) или же на предъявителя.

Нет никаких сомнений, что привлечение дополнительных денежных средств для развития компании, нужно и должно осуществляться с помощью процедуры эмиссии ценных бумаг, но этот процесс требует комплексного подхода и контроля со стороны надзирающих органов и организаторов торгов. Ведь в период кризисных дней и попыток спекулянтов сыграть на понижение работа многих бирж приостанавливалась, почему же нельзя сделать аналогичный шаг в случае бесконтрольного роста акций. В этом заключается парадокс: рост котировок, даже ничем не обеспеченный, всем выгоден, а резкое падение может обрушить реальный сектор экономики.

1.2 Виды корпоративных ценных бумаг

Российские акционерные общества вправе размещать следующие виды эмиссионных ценных бумаг: акции, облигации и опционы эмитента.

Акция – это эмиссионная ценная бумага, которая даёт её владельцу (акционеру) как право на получение дивидендов – иными словами на часть прибыли акционерного общества, так и право на участие в управлении АО, а также на долю имущества, которое остаётся после ликвидации данного акционерного общества6. Акция - именная ценная бумага.

Выпуск обыкновенных акций производится уже при создании АО7. Привилегированные акции в свою очередь дают акционеру право на фиксированный доход, но не на участие в управлении. Привилегированность этих акций заключается в том, что их владелец получает свои дивиденды даже тогда, когда другим акционерам дивиденды не выплачиваются.

Голосующие акции – это обыкновенные акции, которые принадлежат акционеру, а не самому АО, полностью оплачены, и не подпадают ни под какие ограничения, установленные законом8. По вопросам о реорганизации или ликвидации АО или изменения статуса конкретных привилегированных акций голосующими становятся и привилегированные акции.

Размещенные акции – это выпущенные и прошедшие регистрацию акции, которые уже приобретены акционерами. Объявленные акции – это «будущие» акции, которые общество намеревается выпустить дополнительно к уже размещенным акциям. Возможность выпуска акций данной категории должна быть прямо предусмотрена Уставом общества.

Документарные акции, как видно из названия, представляют собой письменный документ установленной формы, а эмиссия бездокументарных акций просто фиксируется путем внесения записей в специальные реестры ценных бумаг. Соответственно, и передача акций от одного лица другому осуществляется также с помощью внесения соответствующих записей в реестры. Согласно действующему законодательству эмиссия акций осуществляется только в бездокументарной форме.

Облигация – это долговая ценная бумага, по которой ее владелец получает определенный ежегодный доход в виде процентов9. В настоящее время существует несколько видов облигаций.

Классическая облигация, по которой выплачивается фиксированный доход, именуемый процентом или купоном. Такая облигация также называется купонной или твердопроцентной. Купон может меняться в зависимости от изменения показателя, к которому он привязан – это делается для того, чтобы снизить влияние инфляции и других изменений экономической обстановки, которые могут произойти с момента эмиссии облигаций до момента выплаты дохода по облигации, на реальный размер дохода владельца облигации. В качестве таких показателей используется, например, индекс потребительских цен.

Бескупонная облигация (облигация с нулевым купоном, чистая дисконтная облигация и т. д.), доход по которой возникает за счет разницы между номиналом облигации, то есть ценой ее погашения, и ценой ее приобретения10. Эмитенту выгоден выпуск ценных бумаг с более длительным сроком погашения, поскольку и полученные деньги можно использовать дольше, и не надо ежегодно обслуживать долг.

Конвертируемая облигация, которую согласно условиям эмиссии облигаций можно обменять на другие облигации или акции (обычно обыкновенные) акционерного общества. Суть Облигация, конвертируемая в акции, гарантирует ее владельцу определенный уровень дохода при недостаточно успешной деятельности общества, не приносящей дивидендов акционерам.

У разных облигаций различается и доходность, которая зависит, прежде всего, от кредитного рейтинга эмитента, срока обращения облигации и уровня налогообложения доходов по облигации. На российском рынке ценных бумаг присутствуют облигации в основном крупнейших корпораций, на более «приземленном» уровне бизнеса кредитный рейтинг эмитента играет не очень значительную роль11. Но обычно кредитный рейтинг эмитента влияет на доходность облигаций следующим образом: чем он выше, тем надежнее ценная бумага и ниже ее доходность, компаниям с низким рейтингом приходится осуществлять выпуск ценных бумаг, в том числе и облигаций, с более высокой доходностью, поскольку приобретение таких ценных бумаг считается более рискованным вариантом инвестирования.

Опцион эмитента – это эмиссионная именная ценная бумага, которая удостоверяет право владельца на приобретение в согласованный срок установленного количества акций эмитента по заблаговременно установленной цене12.

Порядок принятия решения о размещении опционов эмитента и их размещение регулируются инструкциями размещения именных ценных бумаг, конвертируемых в акции, закрепленными в федеральных законах. Цена размещения акции при исполнении заявок по опционам эмитента устанавливается по цене, определенной в опционе. Эмитент не имеет права размещать опцион, если число объявленных акций меньше количества акций, на приобретение которых размещают опцион.

Использование опциона эмитента в механизме оплаты труда менеджеров различных компаний, считается лучшим и самым известным способом ориентации наемных работников, в сторону повышения текущего достатка и заинтересованности в успешной работе компании13. Привязывая оплату труда к курсу акций компании, работодатель, таким образом, заставляет работников добиваться в каждом квартале более весомых результатов развития фирмы. По полученному опциону работник в течении нескольких лет имеет право купить акции компании по согласованной в опционе цене. Цена обычно близка к рыночной цене акции, и если акции в установленный период времени вырастут в цене (к примеру с 1000 рублей до 2000 рублей), работник сможет реализовать свой опцион – купить акции по 1000 рублей, и сразу продать их на рынке за 2000 рублей.

Информация о работе Проблемы и перспективы рынка корпоративных ценных бумаг России